ХЕРУВИМЫ


 

 

ХЕРУВИМЫ (Евр.) Согласно каббалистам - группа ангелов, которую они особо связывали с Сефирой Иесод. В христианском учении - орден ангелов, которые являются "стражами". "Бытие" отводит Херувимам охрану потерянного Эдема, и В.З. часто обращается к ним как к хранителям божественной славы. Два крылатых образа в золоте помещались над Ковчегом Завета; такого же рода огромные фигуры находились Святая Святых Храма Соломона. Иезекиил описывает их поэтическим языком. Каждый Херувим, по-видимому, был составной фигурой с четырьмя лицами - человека, орла, льва и быка, и, конечно, был крылатым. Паркхурст под "Chtrub", говорит, что это слово произошло от К - частицы, означающий сходство, и RB или RUB, величие, мастер, великолепие, и, таким образом, является образом божества. Многие другие народы уявили подобные фигуры как символы божества, например, египтяне в своих фигурах Сералиса - как описывает Макрубий в своей "Saturnalia"; греки имели свою трехглавую Гекату, а романские народы - трехликие образы Дианы - как сообщает Овидий, ecce procul ternis Hecate variata figuris. Вергилий также описывает ее в четвертой Книге "Энеиды". Порфирий и Евсевий то же пишут Прозерпине. Вандалы имели многоголовое божество, называемое Триглавом. У древнегерманских племен был идол Родигаст с человеческим телом и головами быка, орла и человека. У персов - несколько фигур Мифры с человеческим туловищем, львиной головой и четырьмя крыльями. Прибавьте сюда Химеру, Сфинкса Египта, Молоха, Астарту сирийцев, и некоторые фигуры Изиды с рогами Быка и птичьими перьями на голове. (у.у.у.)

Теософский словарь

ХЕРУВИМЫ (от древнееврейского керубим), один из рангов (чинов) ангелов.

Современный энциклопедический словарь

ХЕРУВИМЫ - один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют обыкновенно херувимам место второго чина первой степени (серафимы, Х., престолы). Самое подробное описание Х. находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово "херувим" встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая: херувим с пламенным мечом поставлен был у сада эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения Х. были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух Х. над Ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что Х. удостоены особенной близости к Богу (ср. Псал. LXVI, 2; CIII, 29; Иезек. XXI, 2 и др.) и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Петр. 1, 12). На высшее место Х. в ангельском мире указывают также те места Свящ. Писания, в которых говорится, что Всевышний восседает на Х. (1 Цар. IV, 4; Псал. XVII, 11; Исаии XXXVII, 16 и др.). В Апокалипсисе Х. изображаются, как и у пророка Иезекиля, в виде шестокрылатых животных, усеянных по всему телу очами; они обитают на небе пред престолом Божьим и непрестанно днем и ночью взывают: "свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Апокал. IV, 1-8). Х. окружены на небе бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов (Апокал. V, 11; VII, 9-11); последние занимают в отношении Х. подчиненное, служебное положение. Находясь в ближайшем общении с Богом, Х. отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу (Евр. IX, 5). См. еписк. Сильвестр, "Опыт православного догматического богословия" (т. III, Киев, 1885); "Миссионерское Обозр." (1900, сентябрь).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КУЛЬМИНИРОВАТЬ
ЧИНАНТЕКИ
ЦЕКИСТ
УХАТЬ
СЕРЕБРЕНИК
ПОДБОЧИТЬСЯ
ПИСАННЫЙ
ЭНЕРГИЧНЫЙ
ЙОГАЧАРЬЯ

ХЕРУВИМЫ

НАПОМАЖЕННЫЙ
ТЕЛЕЦ
ЗАЙЦЫ
ЛОЖБИЩЕ
АРИСТОКРАТКА
АДСКИ
ВЫЧАЛИТЬ
ЧЕРНОБРОВЫЙ
ВЕСЕЛЬЧАК


ХЕРУВИМЧИК назад содержание далее ХЕРЦОГ
Хостинг от uCoz