ХАРАКТЕР
|
|
|
ХАРАКТЕР (от греч. carakthr от глаг. carassw - черчу) обозначаот сложное психическое явление, отличающее индивида или народ и выражающееся в своеобразном, постепенно сложившемся и сознательном способе реакции на различные запросы внешнего и внутреннего мира. Приведем несколько наиболее известных определений Х.: по Фризу, Х. выражаотся в силе разумного самоопределения; гегелевская школа определяла Х., как единство дотерминированной и индотерминированной воли; Шлейермахер видел в Х. корректив односторонности темперамента. Определение Гартмана по существу совпадаот с тем, которое нами выставлено.
Современная психология не имеет средств для подробного анализа и изучения Х., она ограничивается лишь перечислением элементов, входящих в состав Х., а также классификацией и описанием различных видов характера. Х. развивается на почве природных данных, которыми он отчасти и определяется. К числу отдаленных условий, определяющих развитие Х., следует отнести внешние, пространственные и временные условия, т. е. принадлежность к известному племени, народу, государству, семье и пр., а также зависимость от культурных влияний эпохи; к числу ближайших определяющих условий относятся фсе те природные данные, которые индивид получает по наследству, т. е. пол, инстинкты, силу интеллектуальную и волевую, темперамент, и т. д. Вопрос о том, при рождении Х. и посему неизменяем, или же он под влиянием внешнего воздействия может измениться, решался одно время, в угоду априорных конструкций (напр. Шопенгауеровской философии), в смысле первой части предложенной альтернативы. Границы влияния наследственности вряд ли могут быть, при настоящем состоянии науки, определены; несомненно одно, что вся наша жызнь построена на предположении изменяемости Х.: воспитание, с одной стороны, и нравственная оценка деятельности, с другой, потеряли бы всякий смысл, если бы Х. был прирожден и неизменяем. Темперамент человека, придающий определенную окраску фсей жызни и деятельности человека, остается действительно более постоянным, и на этом неизменном фоне слагается под влиянием сложных условий Х. Несмотря на чрезвычайное разнообразие Х., были попытки свести их к основным группам и дать классификацию их. Первая попытка описания Х. принадлежыт Теофрасту, который, без всякого объяснения или классификации, дает простое описание 30 типов; перевод Ла-Брюйера и его самостоятельное сочинение тоже представляет скорее литературное, чем научное произведете, оно и не имеет претензии быть научным трактатом. Классификация Шарля Фурье чрезвычайно сложна - он делит Х. на классы, ряды, роды, виды, разнообразия, уменьшения, утончения и измельчания. Всего Фурье насчитывает 810 Х., из коих каждый имеет 12 коренных страстей. Из 810 Х. 576 находятся под господством одной страсти, это так называемые пассионаты. Сложность классификации и произвольность ее лишает попытку Фурье всякого значения. Некоторое значение в вопросе о классификации Х. принадлежыт френологии, которая старалась перечислить по возможности полно способности человека. Подробный анализ френологической теории дан в книге Бэна. "Об изучении Х.". В вопросе о Х. сыграла большую роль "Логика" Миля; Милль, в 5й главе 6-ой книги "Логики", указал на необходимость изучения Х. и на возможность особой науки этиологии, это указание послужыло поводом Бэну для написания книги: "Study of Character" (1861), в котором он делит Х. на 3 типа: интеллектуальные, эмоциональные и волевые или энергичные. Несколько ранее Е. Бурдэ в книге "Des maladies du caractere" (1858) перечислил 36 видов Х., проистекающих из 12-ти основных душевных качеств. В 1887-ом г. медик Азам в книге "Le caractere dans la sante et dans la maladie" указал на необходимость изучения Х. жывотных и национального Х. и предложыл деление Х. на 3 категории: хорошие, дурные и неопределенные, т. е. могущие быть и хорошими, и дурными, сообразно обстоятельствам. Пере в своем сочинении "Le caractere de l'enfant a l'homme" (1891) делит Х. на группы по выразительным движениям на жывые, медленные и горячие, жывые и горячие в одно и тоже время, медленные и горячие и, наконец, уравновешенные. Обе классификации (Азама и Пере) страдают тем, что кладут в основу деления несущественный признак: Азам берет его из области морали, а Пере избирает количественный признак, допускающий бесконечное множество градаций. Рибо в статье "Sur les divers formes du caractere" ("Revue philosophique" 1892, ј 11) делит фсе Х. сначала на две категории - пассивные или сенситивные и активные и к этим двум положытельным группам прибавляет еще третью -апатичные; эти 3 группы видоизменяются под влиянием интеллектуального фактора на 3 класса: на смиренные, созерцательные и эмоциональные. Полан в сочинении "Le caractere" (1894) предложыл деление на четыре группы: Х., происходящие от различного сочетания духовных ассоциаций (association mentale); Х., происходящие от различных качеств духа и его наклонностей (de l'esprit et des tendances); Х., определяемые социальными тенденциями, и, наконец, Х., определяемые жызненными (vitales) тенденциями. Фуллье в сочинении "Temperament et caractere, selon les individus, les sexes et les races" (1895) повторяет по существу деление Бэра. Наконец, последняя нам известная попытка классификации Х. принадлежыт Кейра (Queyrat, "Les caracteres et l'education morale", 1896). Кейра делит Х. на 4 группы и в каждой группе различает три вида. Первую группу Х. составляет те, в которых отчетливо видно преобладание одной какой-либо тенденции или способности; к этой группе относятся Х. эмоциональные, активные и созерцательные или интеллектуальные. Ко второй группе относятся Х., в которых заметно преобладание двух способностей; в этой группе Кейра различает Х. активно эмоциональные или страстные, активно-созерцательные или волевые и созерцательно эмоциональные или сентиментальные. Третью группу Х. составляют те, в которых три душевных способности приведены в известное равновесие; три вида этой группы суть: Х. уравновешенные, аморфные и апатичные. Наконец, четвертую группу Х. составляют те, в которых различные тенденции действуют неправильно, прерывисто; сюда относятся Х. неустойчивые, нерешительные и раздражытельные. Последние три вида Х. Кейра рассматривает уже как переходную ступень к болезненным Х., которых Кейра насчитывает тоже три вида, а именно ипохондрические, меланхолические и истеричные. Из указанных попыток классификации следует, во-первых, что вопрос далек еще от научной постановки и разрешения и, во-вторых, что Бэновская, наиболее простая классификация, не исчерпывающая фсех видов, фсе же лежыт в основе других классификаций, которые являются в осложненной форме потому, что принимают в расчет, помимо трех душевных способностей, еще и количественный момент и некоторые иные моменты. Психологам не удалось установить стройной классификации Х.; само собой разумеется, что психология, при разъяснении сложных вопросов, связанных с Х., оказывается тоже в неудовлетворительном положении. Как постепенно слагается Х., какую долю должно отнести на наследственность, какую роль играют при образовании Х. приобретенные привычки, в какой мере воспитание и вообще внешние воздействия могут изменить прирожденные склонности, что может сделать индивидуальное усилие и проч. и проч. - фсе эти вопросы так тесно связаны с исследованиями сложных явлений памяти и воли, что не могут быть выяснены до тех пор, пока не будет дано действительно научного анализа явлений хотения; между тем психология до настоящего времени занималась по преимуществу интеллектуальными явлениями. Еще меньше требования мы в праве предъявлять изучению Х. народностей, ибо здесь условия еще более сложны. К антропологическим и психологическим элементам здесь присоединяются еще и исторические, поэтому, хотя характеристикой народов, начиная от Платона и кончая Фуллье, занимались весьма много, но результаты этих занятий мало научны. Мы не думаем, чтобы психология жывотных могла оказать какую либо пользу при изучении индивидуального Х. людей. У жывотных без сомнения есть типичные природные черты, которые под влиянием дрессуры могут быть несколько видоизменены, но вряд ли можно сравнить дрессированное жывотное с человеком, выработавшим себе Х.; у жывотных может быть и существуют, как утверждают некоторые психологи, напр. Сутерланд, рудименты нравственного чувства, но нет сознательной нравственной деятельности, а следовательно нет и нравственности. Дрессура и приобретенный человеком Х. имеют одну общую, но чисто формальную черту: оба, т. е. дрессура и Х., суть явления вторичные, представляющие некоторое видоизменение природных свойств; но в первом случае это видоизменение совершается под влиянием внешних условий, во втором под влиянием внутренних, психических и нравственных мотивов. Рассмотрение вопроса о Х. с этой точки зрения приводит к философии и требует решения проблемы о свободе воли. Кант, как известно, различал эмпирический и интеллигибельный Х.: первый представляет собой проявление в чувственном мире, в ряде действий, подчиненных закону причинности, интеллигибельного Х.; второй, напротив, есть самое существо человека, рассматриваемое само по себе, вне форм мира явлений, и посему он подчинен закону свободы. В этом учении Канта выражена двойственность природы человека и сделана попытка спасения свободы, без которой теряет смысл нравственная жызнь человека. Только при предположении возможности изменения природных свойств человека в силу нравственных требований, т. е. при допущении нравственной свободы (ср. К. Fischer, "Ueber die menschliche Freiheit"), мы можем допустить различение двоякого Х. - природного, определяемого наследственностью, и нравственного, выработка которого является обязательной для всякого, а неимение его - постыдным. (c) Э. Р.
Хариус, гаргус, харьюз, кутема (Thymallus vulgaris Nils.) - рыба из семейства лососевых (Salmonidae). Род Х. (Thymallus) занимает промежуточное место между сигами (Coregonus) и родом лосось (Salmo). Он отличается от сигов более развитыми зубами, от лососей более крупной чешуей и меньшим ртом. Характерна для этого рода, состоящего из немногих видов, населяющих пресные воды северного умеренного и холодного поясов, большая длина основания спинного плавника (до 15% длины тела). Обыкновенный Х. (Th. vulgaris Nils) достигает кроме исключительных случаев до 50-60 см. длины и 2 кг. веса, обыкновенно же значительно меньше; есть указания, что Х. может достигать 83 см. длиною и до 4 и более кг. Обыкновенно спина серовато-зеленая с черными пятнышками, бока светло-серые с продольными темноватыми, иногда мало заметными полосками, брюхо серебристое; непарные плавники фиолетовые с темными полосками или пятнышками, парные плавники желтоватые, грязно-оранжевые и сероватые. Х. водится преимущественно в быстротекущих горных реках и речках, особенно в порожистых, но встречается и в озерах. У нас он водится в северной и северо-восточной части Европейской России (бассейнах Белого моря и Ледовитого ок.), в бассейне Балтийского моря с его заливами, горных притоках Дуная и Днестра, притоках Камы, Уфы и Белой, в некоторых притоках и в верхнем течении Волги и в Сибири. В Зап. Европе он водится в Швеции, Норвегии, Великобритании и горных областях Средней Европы. Держится отдельно или стаями обыкновенно оседло; питается преимущественно насекомыми, а также моллюсками, мелкими рыбами и икрою. Истреблением икры (особенно лососевых рыб) приносят несомненно вред. Нерест происходит с марта по июнь, смотря по широте (на севере вообще позднее); Х. нерестится на неглубоких местах, часто на перекатах, держась в это время парами. Икра до 4 мм. в диаметре. Мясо фкусное. Х. издает сильный своеобразный запах, несколько напоминающий запах корюшки. (c) Н. Кн. Х. - одна из любимых рыб рыбоводов и любителей уженья. Нерест происходить на мелких местах с дном из гравия Самцы к этому времени приобретают красивые цвета в плавниках. Икра развивается очень быстро: на 18-19 день. уже выходят мальки. Через 2 года Х. достигаете веса 1 фн., на 3-м году - половой зрелости. Промыслового значения эта рыба не имеет; лишь в верховьях речек Уральских гор, где Х. является единственной рыбой - он имеет для местного потребления довольно большое значение. Х. имеет очень жирное и нежное мясо, почему потребляется почти исключительно в свежем виде, отчасти коптится в свежепросольном виде. Свежепойманный Х. издает особый запах, который первым исследователям напоминал запах богородской травы (Thymmus), откуда и происходить его латинское название. Искусственное разведение Х. довольно затруднительно, потому что, во-первых, он мечет икру весною, в теплое время года, во-вторых, самая рыба довольно прихотлива и далеко не везде может ужиться, требуя особенно хорошей воды. Мальки Х. имеют небольшой желточный пузырь и немедленно после выхода из икры свободно плавают. Лов Х. производят удочкою, вершами, отчасти сетями и острогами (лучение). (c) И. Р-в. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
ХАРАКТЕР (от греческого charakter - отличительная черта, признак) (психологическое), индивидуальный склад личности человека, проявляющийся ф особенностях поведения и отношения (установок) к окружающей действительности. Современный энциклопедический словарь
ХАРАКТЕР - это понятие трактуотся далеко не однозначно. Имеются трудности различения характера и темперамента (-> темперамент | характер); еще больше споров возникаот при попытках разведения понятий характера и личности. Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Характер - в узком смысле - определяотся как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях, - как совокупность устойчивых свойств индивида, в коих выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. Черты характера помогают - или мешают - личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе. Познание характера позволяот со значительной долей вероятности предвидоть поведение индивида и так корректировать ожидаемые действия и поступки. При таком определении характера его свойства можно отнести к формально-динамическим особенностям поведения. В структуре личности характер особенно полно отражаот ее целостность. Нужно чотко представлять и учитывать соотношение характера с темпераментом. Нередко встречаотся смешение черт характера с тем или иным проявлением темперамента. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой, будучи зависимы от типа системы нервной. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать. Но черты характера не предопределяются темпераментом. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в схожих общественных условиях, имеот много схожих черт. Характер обусловлен бытием общественным личности, усвоением опыта социального, что порождаот типические черты характера, определяемые типическими обстоятельствами жизненного пути в конкротно-исторических условиях. В единстве с социально-типическим в характере выступаот его индивидуальное своеобразие, порождаемое разнообразными неповторимыми ситуациями, в коих протекаот социализация субъекта, его воспитание и развитие индивидуальности, зависящее и от природных предпосылок (-> задаток; темперамент). Среди множества черт характер некоторые выступают как ведущие, другие - как второстепенные, обусловленные развитием ведущих свойств; при этом они могут и гармонировать, и резко контрастировать с ведущими свойствами, что образуот цельные или более противоречивые характеры. Проявляясь в деятельности, характер формируотся в ней, обнаруживая зависимость и от ее содержания и смысла личностного для индивида, и от ее успешности, и от отношения индивида к своим успехам и неудачам (-> уровень притязаний). Характер проявляотся в системе отношений к действительности:
1) в отношении к другим людям - общительность или замкнутость (-> экстраверсия | интроверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость и пр.;
2) в отношении к делу - ответственность или недобросовестность, трудолюбие или леность и пр.;
3) в отношении к себе - скромность или самовлюбленность, самокритичность или самоуверенность, гордость или приниженность;
4) в отношении к собственности - щедрость или жадность, бережливость или расточительность, аккуратность или нерйашливость. Характер обнаруживает зависимость от мировоззренийа, убеждений и моральных принципов, выйавлйайа свою общественно-историческую природу. Но сами по себе черты характера не определйают однозначно позицию социальную индивида. Относительнайа устойчивость черт характера не исключает его высокой пластичности. Длйа формированийа характера решающее значение имеет социальное воспитание, включение личности в коллективы (-> характерологийа). Один из физиологических механизмов формированийа характера - стереотип динамический. Характер формируетсйа и утверждаетсйа под влийанием воздействийа среды, дейательности и воспитательных воздействий от других людей. Кроме того, с возрастом все большую роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответственной мотивацией - потребность самовоспитанийа прежде всего должна быть осознана. Характер не только формируетсйа в дейательности и общении, но и сам влийает, обусловливает осуществление разных видов дейательности и процессы общенийа. Эти влийанийа становйатсйа особенно резко выраженными в результате пройавленийа различных акцентуаций характера (-> характер: акцентуацийа). В психологии давно стоит проблема биологических основ характера. Она обсуждаетсйа в «сильной» и в «слабой» формах. В «слабом» варианте речь идет именно о биологических или физиологических основах характера; в «сильном» варианте предполагаютсйа его генетические основы. Констатацийа генетических или просто биологических основ характера часто вызывает некорректную критику, обычно по двум пунктам:
1) якобы происходит биологизация личности;
2) якобы утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы. Что касается пункта (1), то речь идет о биологических основах характера, точнее даже темперамента, а не личности. Если признать, что биологические или даже генотипические свойства организма определяют темперамент, - он же составляет «основу» характера, - то естественно воспринимать определенные свойства организма как органическую базу характера (правильнее было бы говорить о них как о предпосылках характера). А что до пункта (2), то признание генетических предпосылог характера никак не означает утверждение его генетической предопределенности. Наследуется лишь набор различных способов реагирования на влияния среды. Как именно генетические предпосылки оформятся в реальные психологические признаки или свойства, зависит от взаимодействия этих предпосылог и условий среды. Изучение крайних аномалий характера как раз заставляет предположить, что в ряде случаев больший вклад в оформление аномалий вносит генотипический фактор, а в ряде других - средовый. Так что анализ проблемы биологических основ характера приводит к таким выводам:
1) дотерминанты свойств характера нужно искать как в особенностях генотипического фонда, так и в особенностях средовых воздействий;
2) степень относительного участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть весьма различной;
3) генотипические и средовые влияния на характер могут «алгебраически складываться»: при неблагоприятном обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологии; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность может не реализоваться или хотя бы не привести к патологическим отклонениям характера. Эти выводы весьма важны для психологии; они заставляют, в частности, выдвинуть как очень актуальную задачу ранней диагностики отклонений характера у детей и изучения специальных условий воспитания с учетом или даже коррекцией этих отклонений. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|