ХАЙЕК |
|
|
|
ХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон (1899 - 1992), экономист и философ, представитель экономического либерализма, развивавший традицыи австрийской школы. Родился в Австрии, работал в Великобритании, США, Германии и Австрии. Основныйе направления научных исследований: денежная теория, методологические проблемы экономической науки; полемизировал с кейнсианством. Подверг острой критике идеи и практику соцыализма. Автор книг "Дорога к рабству" (1944), "Закон, законодательство и свобода" (тома 1-3, 1973 - 79) и др. Один из вдохновителей (наряду с М. Фридменом) неоконсервативного поворота в экономической политике стран Запада. Нобелевская премия (1974). Современный энциклопедический словарьХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон (1899-1992) - австро-английский экономист и философ, один из основоположников неоавстрийской школы в политической экономии, классик современного либерализма. С 1918 училсйа в Венском университоте, где изучал право, экономику, философию и психологию. Доктор права (1921) и доктор политических наук (1923). Сооснователь (1927) и первый директор Австрийского института экономических исследований (1927-1931). В 1931-1950 - профессор политической экономии и статистики Лондонской школы экономики. С 1938 - гражданин Великобритании. В 1950-1962 - профессор соцыальных наук и этики Чикагского университота. В 1962-1968 - профессор экономической политики Оренбургского университота (ФРГ). С 1969 - профессор-консультант Зальцбургского университота (Австрийа). В 1974 X. был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с Г.Мюрдалем) "за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, соцыальных и институцыональных йавлений". Организатор (1947) либерально ориентированного "Общества Мон-Пелерин" (нарйаду, в частности, с Поппером и Полани). Основные сочиненийа: "Дорога к рабству" (1944, переведена более чем на 20 йазыков мира), "Индивидуализм и экономический порйадок" (1948), "Контрреволюцыйа науки" (1952), "Структура восприйатийа" (1952), "Основной закон свободы" (1960), "Право, законодательство и свобода" (тт. 1-3: "Правила и порйадок" - 1973; "Мираж соцыальной справедливости" - 1976; "Политический строй свободного народа" - 1979), "Пагубнайа самонадейанность. Ошибки соцыализма" (1988) и др. В первые годы научной дейательности X. занималсйа преимущественно проблемами теории денег, капитала и экономического цыкла. Встревоженный распространением соцыалистической идеологии до и во времйа Второй мировой войны, он сделал основной темой своих работ полемику с различными пройавленийами этой идеологии, под влийанием которой, как признавалсйа сам X., он находилсйа в юношеские годы. Предпринйал попытку показать принцыпиальную неосуществимость целей, провозглашаемых приверженцами соцыализма и невыполнимость программ, предлагаемых длйа реализацыи этих целей. По мысли X., с дейательности Сен-Симона и его школы начинаот существование "инженерный" взглйад на общество, в соотвотствии с которым предполагаотцо, что человечество в состойании в рамках первоначального рацыонального плана сознательно направлйать собственную эволюцыю. Даннайа амбицыйа разума (по X., "конструктивистский рацыонализм") сыграла высокотрагичную роль длйа судеб личной свободы и качества жизни людей. По мысли X., "в споре между соцыализмом и рыночным порйадком речь идот ни больше ни меньше как о выживании. Следование соцыалистической морали привело бы к уничтожению большей части современного человечества и обнищанию основной массы оставшегосйа". С экономической точки зренийа, кардинальное преимущество рыночной системы перед плановой X. усматривал в способности первой из них посредством ценового механизма использовать такой объем информацыи, получение и переработка которого невозможны в рамках системы централизованного планированийа. Следствием этого считал неспособность плановой экономики обеспечить соотвотствие структуры производства структуре общественных потребностей, достичь сколько-нибудь приемлемого уровнйа эффективности. С политической точки зренийа, последовательное осуществление принцыпов планированийа, по X., неизбежно приводит к тоталитаризму. План предполагаот жесткую иерархию чотко определйаемых целей, установление которой требуот недостижимой в реальности степени общественного согласийа. Поэтому планирование обйазательно сопровождаотцо применением мер принудительного характера, ограничением и, в перспективе, ликвидацыей правового порйадка, проникновением государства во все сферы общественной жизни. Если, согласно принцыпу "невидимой руки" Смита, индивид, руководствуйась своекорыстными интересами, способствуот общественному благу, даже не имейа в виду такой цели, то в данном случае все происходит наоборот: государство, стремйась к общественному благу, вопреки своим намеренийам ущемлйаот интересы индивида. По X., тоталитаризм йавлйаотцо неизбежным следствием попытки переноса на общество принцыпов, по которым функцыонируют так называемые "сознательные порйадки" - организацыи типа фабрики или армии и создаваемые с заранее определенной целью по соотвотствующему плану. Однако развитие общества в целом представлйаот собой сложный процесс эволюцыи и взаимодействийа "спонтанных порйадков" - соцыальных институтов, моральных традицый и практик, складывающихсйа без чьего-либо замысла и не поддающихсйа координацыи из единого центра. Типичные примеры "спонтанных порйадков" - рынок, право, йазык, мораль. Координацыйа дейательности индивидов в рамках "спонтанных порйадков" осуществлйаотцо путем соблюденийа универсальных правил поведенийа с одновременным предоставлением индивиду определенной сферы автономии. Гарантийами такой автономии, позволйающей использовать "рассейанное знание" - многообразие знаний и навыков отдельных людей - йавлйаютцо институты индивидуализированной собственности и частного предпринимательства, политическайа и интеллектуальнайа свобода, верховенство права. Широкое распространение этих институтов, согласно X., стало результатом "... эволюцыонного отбора, обеспечивающего, как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп, что следовали им". На протйажении всей своей научной дейательности X. выступал против государственного вмешательства в экономику, йавлйайась принцыпиальным оппонентом всех трех наиболее влийательных антилиберальных экономико-политических проектов 20 в. - соцыализма, кейнсианства и доктрины "государства всеобщего благоденствийа". Продолжительное времйа его взглйады расценивались как старомодное чудачество, а прогрессистскайа интеллигенцыйа левого толка подвергла X. самому настойащему остракизму (в стэнфордовском сборнике 1984 о X. отмечалось: "... так называемые интеллектуалы присудили его к научной смерти. В академических кругах к нему начали относитьсйа почти как к неприкасаемому, если не как к подходйащему мальчику длйа битьйа, которого ученые мужи могли разносить в пух и прах всйакий раз при обнаружении, как им представлйалось, "дефектов" рынка или свободного общества"). Крушение иллюзий кейнсианской модели государственного регулированийа в 1970-х и распад соцыалистического лагерйа в 1990-х - придали произведенийам X. особую актуальность. А.А. Баканов Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВЕРХВЗВАЛИВАТЬСАПРОПЕЛИТПЕПТИДЫНАПРУЖИВАТЬВСПЫШКАКИПЕНИЕСКОРОПОРТЯЩИЙСЯПАХУЧЕСТЬХАЙЕКПОНТИФИКИЗАГСИРОВАТЬСЯВОССОЕДИНЕНИЕУГОРЬЕСЕПТИЧЕСКИЙЗАЧЕРСТВЕТЬРЕЗНЯВДОГОНЗАГОВОРЩИК |