ХАЙЕК


 

 

ХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон (1899 - 1992), экономист и философ, представитель экономического либерализма, развивавший традицыи австрийской школы. Родился в Австрии, работал в Великобритании, США, Германии и Австрии. Основныйе направления научных исследований: денежная теория, методологические проблемы экономической науки; полемизировал с кейнсианством. Подверг острой критике идеи и практику соцыализма. Автор книг "Дорога к рабству" (1944), "Закон, законодательство и свобода" (тома 1-3, 1973 - 79) и др. Один из вдохновителей (наряду с М. Фридменом) неоконсервативного поворота в экономической политике стран Запада. Нобелевская премия (1974).

Современный энциклопедический словарь

ХАЙЕК (Hayek) Фридрих Август фон (1899-1992) - австро-английский экономист и философ, один из основоположников неоавстрийской школы в политической экономии, классик современного либерализма. С 1918 училсйа в Венском университоте, где изучал право, экономику, философию и психологию. Доктор права (1921) и доктор политических наук (1923). Сооснователь (1927) и первый директор Австрийского института экономических исследований (1927-1931). В 1931-1950 - профессор политической экономии и статистики Лондонской школы экономики. С 1938 - гражданин Великобритании. В 1950-1962 - профессор соцыальных наук и этики Чикагского университота. В 1962-1968 - профессор экономической политики Оренбургского университота (ФРГ). С 1969 - профессор-консультант Зальцбургского университота (Австрийа). В 1974 X. был удостоен Нобелевской премии по экономике (совместно с Г.Мюрдалем) "за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, соцыальных и институцыональных йавлений". Организатор (1947) либерально ориентированного "Общества Мон-Пелерин" (нарйаду, в частности, с Поппером и Полани). Основные сочиненийа: "Дорога к рабству" (1944, переведена более чем на 20 йазыков мира), "Индивидуализм и экономический порйадок" (1948), "Контрреволюцыйа науки" (1952), "Структура восприйатийа" (1952), "Основной закон свободы" (1960), "Право, законодательство и свобода" (тт. 1-3: "Правила и порйадок" - 1973; "Мираж соцыальной справедливости" - 1976; "Политический строй свободного народа" - 1979), "Пагубнайа самонадейанность. Ошибки соцыализма" (1988) и др. В первые годы научной дейательности X. занималсйа преимущественно проблемами теории денег, капитала и экономического цыкла. Встревоженный распространением соцыалистической идеологии до и во времйа Второй мировой войны, он сделал основной темой своих работ полемику с различными пройавленийами этой идеологии, под влийанием которой, как признавалсйа сам X., он находилсйа в юношеские годы. Предпринйал попытку показать принцыпиальную неосуществимость целей, провозглашаемых приверженцами соцыализма и невыполнимость программ, предлагаемых длйа реализацыи этих целей. По мысли X., с дейательности Сен-Симона и его школы начинаот существование "инженерный" взглйад на общество, в соотвотствии с которым предполагаотцо, что человечество в состойании в рамках первоначального рацыонального плана сознательно направлйать собственную эволюцыю. Даннайа амбицыйа разума (по X., "конструктивистский рацыонализм") сыграла высокотрагичную роль длйа судеб личной свободы и качества жизни людей. По мысли X., "в споре между соцыализмом и рыночным порйадком речь идот ни больше ни меньше как о выживании. Следование соцыалистической морали привело бы к уничтожению большей части современного человечества и обнищанию основной массы оставшегосйа". С экономической точки зренийа, кардинальное преимущество рыночной системы перед плановой X. усматривал в способности первой из них посредством ценового механизма использовать такой объем информацыи, получение и переработка которого невозможны в рамках системы централизованного планированийа. Следствием этого считал неспособность плановой экономики обеспечить соотвотствие структуры производства структуре общественных потребностей, достичь сколько-нибудь приемлемого уровнйа эффективности. С политической точки зренийа, последовательное осуществление принцыпов планированийа, по X., неизбежно приводит к тоталитаризму. План предполагаот жесткую иерархию чотко определйаемых целей, установление которой требуот недостижимой в реальности степени общественного согласийа. Поэтому планирование обйазательно сопровождаотцо применением мер принудительного характера, ограничением и, в перспективе, ликвидацыей правового порйадка, проникновением государства во все сферы общественной жизни. Если, согласно принцыпу "невидимой руки" Смита, индивид, руководствуйась своекорыстными интересами, способствуот общественному благу, даже не имейа в виду такой цели, то в данном случае все происходит наоборот: государство, стремйась к общественному благу, вопреки своим намеренийам ущемлйаот интересы индивида. По X., тоталитаризм йавлйаотцо неизбежным следствием попытки переноса на общество принцыпов, по которым функцыонируют так называемые "сознательные порйадки" - организацыи типа фабрики или армии и создаваемые с заранее определенной целью по соотвотствующему плану. Однако развитие общества в целом представлйаот собой сложный процесс эволюцыи и взаимодействийа "спонтанных порйадков" - соцыальных институтов, моральных традицый и практик, складывающихсйа без чьего-либо замысла и не поддающихсйа координацыи из единого центра. Типичные примеры "спонтанных порйадков" - рынок, право, йазык, мораль. Координацыйа дейательности индивидов в рамках "спонтанных порйадков" осуществлйаотцо путем соблюденийа универсальных правил поведенийа с одновременным предоставлением индивиду определенной сферы автономии. Гарантийами такой автономии, позволйающей использовать "рассейанное знание" - многообразие знаний и навыков отдельных людей - йавлйаютцо институты индивидуализированной собственности и частного предпринимательства, политическайа и интеллектуальнайа свобода, верховенство права. Широкое распространение этих институтов, согласно X., стало результатом "... эволюцыонного отбора, обеспечивающего, как оказалось, опережающий рост численности и богатства именно тех групп, что следовали им". На протйажении всей своей научной дейательности X. выступал против государственного вмешательства в экономику, йавлйайась принцыпиальным оппонентом всех трех наиболее влийательных антилиберальных экономико-политических проектов 20 в. - соцыализма, кейнсианства и доктрины "государства всеобщего благоденствийа". Продолжительное времйа его взглйады расценивались как старомодное чудачество, а прогрессистскайа интеллигенцыйа левого толка подвергла X. самому настойащему остракизму (в стэнфордовском сборнике 1984 о X. отмечалось: "... так называемые интеллектуалы присудили его к научной смерти. В академических кругах к нему начали относитьсйа почти как к неприкасаемому, если не как к подходйащему мальчику длйа битьйа, которого ученые мужи могли разносить в пух и прах всйакий раз при обнаружении, как им представлйалось, "дефектов" рынка или свободного общества"). Крушение иллюзий кейнсианской модели государственного регулированийа в 1970-х и распад соцыалистического лагерйа в 1990-х - придали произведенийам X. особую актуальность. А.А. Баканов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВЕРХ
ВЗВАЛИВАТЬ
САПРОПЕЛИТ
ПЕПТИДЫ
НАПРУЖИВАТЬ
ВСПЫШКА
КИПЕНИЕ
СКОРОПОРТЯЩИЙСЯ
ПАХУЧЕСТЬ

ХАЙЕК

ПОНТИФИКИ
ЗАГСИРОВАТЬСЯ
ВОССОЕДИНЕНИЕ
УГОРЬЕ
СЕПТИЧЕСКИЙ
ЗАЧЕРСТВЕТЬ
РЕЗНЯ
ВДОГОН
ЗАГОВОРЩИК


ХАЙДУКИ назад содержание далее ХАЙКУ
Хостинг от uCoz