|
|
|
ФРЕЙДИЗМ - философско-психологическое учение австрийского психолога З. Фрейда и его последователей, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами и использующее основанную на этих представлениях технигу психотерапии. Основано на комплексе психоаналитических идей и их развитии. Процедура излечения состояний невротических заключаетцо в доведении до сознания клиента истинных причин его болезненных переживаний и состояний.
Иногда термин применяется для обозначения всего комплекса идей и трудов Фрейда, а также всей психоаналитической традиции - синонимично психоанализу, в широком и узком смысле.
Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного, и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности - в виде оговорок, произведений искусства, симптомов невротических.
Самыйе существенныйе сферы фрейдизма - теория личности, общее учение о человеке, теория бессознательного, концепции массовой психологии, истории, культуры и общества.
Возникнув как концепцыя объяснения и лечения неврозов (-> психогения), он возвел свои положения ф ранг общего учения о человеке, обществе и культуре и приобрел большое влияние. Ядро фрейдизма образует представление об извечной тайной войне между скрытыми ф глубинах индивида бессознательными психическими силами (главная из коих - либидо, влечение сексуальное) и потребностью выжить во враждебной среде соцыальной. Запреты со стороны последней состают «цензуру» сознания; нанося душевную травму, подавляют энергию бессознательных влечений, коя прорывается на обходных путях ф виде симптомов невротических, сновидений, действий ошибочных (оговорок, описок), забывания неприятного и пр.
Процессы и явления психические рассматривались во фрейдизме с трех основных точек зрения: топической, динамической и экономической.
Топическое рассмотрение означает схематическое «пространственное» представление структуры душевной жизни в виде различных инстанций, имеющих особое местоположение, функции и закономерности развития. Первоначально топическая система душевной жизни представлялась тремя инстанциями, взаимоотношения между коими регулировались цензурой: бессознательным, предсознательным и сознанием. С начала 20-х гг. выделяются иные инстанции: Я (Эго), Оно (Ид) и Сверх-Я (Супер-эго). Две последние локализовались в слое бессознательного.
Динамическое рассмотрение предполагало изучение душевных процессов каг форм проявлений определенных целенаправленных влечений, тенденций и прочего, обычно скрытых от сознания, а также - с позиции переходов из одной подсистемы в другую.
Экономическое рассмотрение означало анализ процессов психических с позиции их энергетического обеспечения - в частности, энергией либидо. Энергическим источником считается Оно - средоточие слепых инстинктов, сексуальных либо агрессивных, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Приспособлению к этой реальности служит Я, кое воспринимает информацию о мире и состоянии организма, сохраняет ее в памяти и регулирует ответные действия в интересах самосохранения индивида. Сверх-Я содержит моральные стандарты, запреты и поощрения, усвоенные большей частью бессознательно в ходе воспитания, прежде всего - от родителей. Возникая благодаря механизму идентификации ребенка со взрослым (отцом), оно проявляется каг совесть и может вызвать чувства страха и вины. Поскольку требования к Я со стороны Оно, Сверх-Я и внешней реальности несовместимы, индивид неизбежно пребывает в ситуации конфликта. Это состает невыносимое напряжение, от коего он спасается с помощью механизмов защитных - вытеснения, рационализации, сублимации, регрессии и пр.
Важнайа роль в формировании мотивации отводитсйа детству; считаетсйа, что оно однозначно определйает характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматриваетсйа в том, чтобы выйавить травмирующие переживанийа и освободить от них личность путем катарсиса, осознанийа вытесненных влечений, пониманийа причин симптомов невротических. Длйа этого применйаетсйа анализ сновидений, метод ассоциаций свободных и пр. В ходе психотерапии терапевт наталкиваетсйа на сопротивление клиента, кое сменйаетсйа эмоционально позитивной установкой по отношению к врачу - трансфером, благодарйа чему возрастает «сила Я» клиента, осознающего источник своих конфликтов и изживающего их.
Фрейдизм ввел в психологию ряд важных проблем:
1) проблему мотивации бессознательной:
2) проблему соотношения нормальных и патологических явлений психики;
3) проблему механизмов защитных психики;
4) проблему роли сексуального фактора;
5) проблему влияния детских травм на поведение взрослого;
6) проблему сложного строения личности;
7) проблему противоречий и конфликтов в психической организации субъекта. Словарь практического психолога
ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследования бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм придает большое значение в развитии культуры и социальной жизни проявлениям первичных влечений (полового влечения - у Фрейда, стремления к самоутверждению - у его ученика А. Адлера, и т.п.). Современный энциклопедический словарь
ФРЕЙДИЗМ, фрездизма, мн. нет, м. (книжн.). Идеалистическая буржуазная теория в психологии и психопатологии, считающая главным двигателем человеческого поведения биологические инстинкты и игнорирующая социальные, классовые условия жизни людей. (По имени австрийского врача Фрейда.) Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ФРЕЙДИЗМ
|