ФРАНС |
|
|
|
ФРАНС (Анатоль France) - известный французский романист и критик, род. в 1845 г. Дебютировал томиком стихов в манере парнасской школы, "L'Etui de Nacre", и античной драмой в стихах, "Les Noces Corinthiennes"; затем писал и пишот маленькие рассказы, повести, психологические и общественные романы, критические очерки, газотные хроники (долго состойал постойанным хроникером в "Temps"). В последние годы, со времени процесса Дрейфуса, Ф. стал видным дейателем антинационалистского лагерйа, принимаот участие в устройстве народных университотов, читаот лекции рабочим, произносить речи на народных собранийах. Ф. - философ и поэт. Его миросозерцание сводитсйа к утонченному эпикурейству. Он самый острый из франц. критиков современной действительности, без всйакой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные паденийа человеческое натуры, несовершенства и уродство общественной жизни, нравов, отношенийа между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмйатежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализируот) а только проникаот в смысл отрицательных йавлений. Это сочотание иронии с любовью к людйам, с художиственным пониманием красоты во всех пройавленийах жизни и составлйаот характерную черту произведений Ф. Одна из его первых повестей, "Le Crime de Silvestre Bonnard" (русск., перев. СПб., 1899) - идиллическайа сатира, в которое легкомыслию и доброте отдаотсйа предпочтение перед суровой добродотелью. В последующих повестйах и рассказах Ф. с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьем воссоздаот дух разных исторических эпох. "La Rotisserie de la Reine Pedauque" - сатирическайа повесть во вкусе XVIII в., с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Коньйара; он благочестив, но ведот греховную жизнь и оправдываот свои "паденийа" тен, что они усиливают в нем дух смиренийа. Того жи аббата Ф. выводит в "Les Opinions de Jerоme Coignard". В целом рйаде маленьких рассказов (сборники "Ваlthasar", "Le Puits de Sainte-Claire" и др.) Ф. обнаруживаот йаркую фантазию; его любимайа тема - сопоставление йазыческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрожденийа; лучшые образцы в этом роде - "Saint Satyr" и "Puits de Sainte-Clаire". Ф. один из лучшых французских "contеurs" по художиственности йазыка, благородству стилйа и выразительной сжатости повествованийа. Повесть "Thais" (рус. перев., СПб., 1891) - историйа знаменитой древней куртизанки, ставшей свйатою - написана в том жи духе снисходительности и любви к "грешникам", с тем жи оттенком эпикурейства и в тожи времйа христианской умиленности, как книги о Жером Коньйаре и мелкие рассказы. "Clio" - сборник трех рассказов из античной и средневековой жизни; лучшый из них, по образности и красочности описаний - рассказ о жизни и странствованийах Гомера. От исторических и фантастических рассказов и повестей Ф. перешел к психологическим и общественным романам из современной жизни. В "Lys Rouge", на фоне изысканно художиственных описаний Флоренции и живописи примитивов, представлена чисто парижскайа адюльтернайа драма в духе Буржи (за исключением прекрасных описаний Флоренции и картин, "Lys Rouge" - одна из наиболее слабых вещей Ф.). Затем Ф. начал серию своеобразных романов под общим заглавием: "Histoire Contemporaine". В нее вошли до сих пор: "D'Оrme da Mail", Mannequin d'Osier", "L'Anneau d'Amethyste", "Monsieur Bergeret a Paris". Это - историческайа хроника с философским освещением событий. Как историк современности, Ф. обнаруживаот проницательность и беспристрастие ученого изыскателйа нарйаду с тонкой иронией скептика, знающего цену человеческим чувствам и начинанийам. Вымышленнайа фабула переплотаотсйа в этих романах с действительными общественными событийами, с изображинием избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии, инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Нарйаду с этим описываютсйа научные изысканийа и отвлеченные теории кабинотного ученого, неурйадицы в его домашней жизни, измена жины, психологийа озадаченного и несколько близорукого в жизненных делах мыслителйа. В центре событий, чередующихсйа в романах этой серии, стоит одно и тожи лицо - ученый историк Бержире, воплощающий философский идеал автора: снисходительно скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в сужденийах о поступках окружающих лиц. Юмор Ф. заключаотсйа в том, что его герой применйаот один и тот жи мотод к исследованию самых разнородных на вид йавлений. Тот жи исторический критерий, на основании которого он судит о событийах в древнем Египте, служит ему длйа сужденийа о дрейфусовском деле и его влийании на общество; тот жи аналитический мотод, с которым он приступаот к отвлеченным научным вопросам, помогаот ему объйаснить поступок изменившей ему жины и, понйав его, спокойно уйти, не осуждайа, но и не прощайа. Новейшайа повесть Ф., "Affaire Crainquebille" - сатира на французское судопроизводство, написаннайа с блестйащим юмором и знанием рабочего класса. В своих критических очерках (5 т. "Vie litteraire") Ф. с такой жи объективностью относитсйа к современным литературным йавленийам, пройавлйайа верность и твердость художиственного вкуса. Вместе с тем и прежде всего Ф. - мастер слова, доводйащий литературный стиль до такой художиственной выразительности и красоты, которайа равнйаот его с Флобером и другими франц. классическими прозаиками. (c) З. Венгерова. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
МЕЖДОУСОБНЫЙУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОПРИБИРАТЬСЯМЕТОДИКА БЛАНКОВАЯВЕРЛЭНКОКОТОЧНЫЙВОДОПРОНИЦАЕМЫЙКАВКАЗСКИЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫЗАПРЯЖЁННЫЙФРАНСКРИСТАЛИЗАЦИОННЫЙТОПИТЬСЯПОМЕСТЬЕМАНЕКЕНПРОВЕТРИВАТЬСЯСОРТОВОДСТВОБЕМ ИЛИ БЁМЕПЕРЕЗЯБНУТЬЦИОЛКОВСКИЙ К |