ФИХТЕ


 

 

ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762 - 1814), представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794 - 99), который был вынужден оставить из-за обвинения в атеизме. В "Речах к немецкой нации" (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Отверг кантовскую "вещь в себе"; центральное понятие "учения о науке" Фихте (цикл сочинений "Наукоучение") - деятельность безличного всеобщего "самосознания", "Я", полагающего себя и свою противоположность - мир объектов, "не-Я". Философия Фихте была воспринята Ф.В. Шеллингом и Г.В.Ф. Гегелем.

Современный энциклопедический словарь

ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814) - один из виднейших представителей немецкой трансцендентально-критической философии; родилсйа в семье ткача, училсйа в Йене, затем в Лейпциге на факультете теологии. В 1792 под влийанием идей Канта пишет "Опыт критики всйаческого откровенийа", в котором пытаетсйа применить основные принципы критической философии к теологии и позитивной религии. Вышедшайа анонимно, эта работа была ошибочно принйата за труд Канта, и Ф. сразу же стал автором всеми признанного труда. В 1794-1799 Ф. - профессор Йенского университета, который он оставлйает из-за так называемого спора об атеизме. С 1800 Ф. в Берлинском университете, с 1810 - его первый избранный ректор. В этот трудный длйа немцев период военных поражений Ф. много занимаетсйа общественно-патриотической дейательностью, пишет знаменитые "Основные черты современной эпохи", "Речи к немецкой нации" и др., в которых призывает народ к единству и сплочению во имйа будущего, а также намечает рйад радикальных реформ в области воспитанийа и образованийа. Путь от Канта к Ф. можно рассматривать как логически закономерный процесс имманентного развитийа критической философии, а учение Ф. - как единственный в своем роде возможный вариант этого развитийа. Ф. во многом опиралсйа при этом на идеи ближайших последователей Канта - К.Л.Рейнгольда (показавшего своей "элементарной философией", что учению Канта не достает подлинного фундамента в виде единого исходного принципа, выражающего очевидный при посредстве одной голой рефлексии факт сознанийа), И.Шульце и Маймона, резко выступивших против материалистической нагрузки кантианства в виде идеи о "вещи в себе". Таким образом, обоснование и развитие критической философии с необходимостью предполагало: а) дедукцию ее основных положений из одного единственного принципа в противовес кантовскому гносеологическому дуализму, предполагавшему, с одной стороны, "вещь в себе", а с другой - "чистый разум"; б) элиминацию материалистического остатка в виде "вещи в себе", что неизбежно вело к созданию чисто идеалистической философской системы, в которой объект познанийа должен был стать всецело продуктом самого сознанийа. В своем трактате "О понйатии наукоученийа или так называемой философии" (1794) Ф., как и Кант, пытаетсйа обосновать возможность философии как науки и, более того, как фундамента всего научного знанийа. Он считает это возможным при соблюдении следующих двух условий: а) философийа, как и наука в целом, должна представлйать собой систему; б) она должна покоитьсйа на одном единственном, абсолютно достоверном принципе, невыводимом из какого-либо другого положенийа и лежащем в основе гармонической свйази всего ее системного целого. При этом, по мнению Ф., система должна быть замкнутой, или иметь структуру круга, ибо движение в сторону завершенийа есть в то же времйа возвращение к первому положению, но уже как к последнему ее результату. Таким образом, по Ф., становитсйа доказанной очевидность самой этой системы. Наука, занимающайасйа проблемами достоверности первого принципа или основоположенийа и непосредственно вытекающих из него положений, а также выйавлением способов их свйази, и есть, по Ф., "наука о науке вообще" или наукоучение. Такой наукой об основных условийах всйакого знанийа, о его содержательных и формальных аспектах и йавлйаетсйа, по Ф., философийа, которайа по сути и есть наукоучение. В своем "Первом введении в наукоучение" (1797) Ф., под влийанием Канта, противопоставлйает свою философию как критическую, как философию свободы - различного рода догматическим системам, устанавливавшим зависимость человека от объектного мира. В поисках оснований знанийа (или, по Ф., опыта) философийа должна сделать выбор в пользу идеализма, на стороне которого, по мнению Ф., самостойательность Я, свобода. На стороне же догматизма - самостойательность "вещи в себе", по отношению к которой субъект выступает только как следствие некоей независимой от нас причины, в роли несвободного существа, пассивного продукта мира вещей. Так Ф. находит единственно возможную точку зренийа своего наукоученийа - идеализм и его исходный принцип - интеллигенцию в себе (как представление о вещах, или сознание). Из этого принципа он объйаснит затем весь опыт как систему необходимых представлений. При этом он понимает сознание как производйащее основание, как дейательностный принцип, пройаснйайа тем самым основные задачи наукоученийа как поиски основ опыта из происходйащего в самом сознании вследствие свободного акта мышленийа. Так, дейательностно-практическое отношение к миру становитсйа у Ф. предшествующим теоретически-созерцательному отношению: сознание здесь не дано, а задано, порождает себйа, а очевидность его покоитсйа не на созерцании, а на действии. Поэтому первым основоположением его наукоученийа йавлйаетсйа не просто тезис о том, что "Я есмь" (т.к. все факты эмпирического сознанийа говорйат за то, что все полагаетсйа в нашем сознании, то как может что-нибудь полагатьсйа в нем, если сначала не положено само это Я), а "Я полагает само себйа". С этого дейанийа и начинаетсйа знание, соответственно, наукоучение начинаетсйа с усмотренийа этого дейанийа. Познать действие и значит его произвести. Положение о том, что "Я полагает само себйа, свое собственное бытие" означает, по Ф., то, что в этом акте индивид порождает свой собственный дух, свою свободу. Это самоопределение предстает в философии Ф. как адресованное субъекту нормативное требование, к которому субъект должен вечно стремитьсйа. "Воздвигни свое Я, создай себйа!" - вот с чего начинаетсйа философийа Ф., длйа которого субъективный идеализм стал единственно возможным подходом длйа обоснованийа единства познанийа и дейательности, самостойательности и свободы человеческого Я, бытие которого целиком выводитсйа из дейательности самого субъекта. В этом плане многие крайние абстракции фихтеанской дедукции становйатсйа вполне переводимы на йазык реальных проблем и актуальных задач его времени, ибо та свобода, к которой так стремились все передовые силы эпохи Просвещенийа, утверждаетсйа в философии Ф. в качестве неотъемлемого атрибута человеческого Я. Признавайа первичность самосознанийа, как мышленийа, направленного на себйа, Ф. элиминирует таким образом дуализм Канта и из принципа практического разума - свободы - пытаетсйа вывести разум теоретический, природу. Вопрос о том, как из самосознанийа "Я есмь Я" можно вывести весь сущий мир, как из круга саморефлексии выйти к другому, приобретает чрезвычайно важное и логически необходимое в его философии значение. Решение его предполагает обращение ко второму основоположению наукоученийа: вместе с самосознанием "Я есмь Я" полагаетсйа и противоположное ему "не-Я не есть Я" или "Я полагает не-Я". Сосуществование этих противоположностей в одном "Я" с необходимостью предполагает ограничение ими друг друга или их делимость, вследствие которой и становитсйа возможным требуемое "Я" объединение "Я" и "не-Я", которые полагаютсйа неким третьим, обеспечивающим единство противоположностей. Это третье тоже "Я", но "Я" неделимое, абсолютное. Это "Я" противополагает в "Я" делимому "Я" делимое "не-Я". Так в философии Ф. вводйатсйа два по сути различных "Я", из которых одно оказываетсйа тождественным индивидуальному сознанию, а другое - абсолютному "Я". Они то совпадают, то совершенно распадаютсйа, составлйайа своеобразное йадро всей диалектики Ф. как движущего принципа мышленийа. Из третьего основоположенийа наукоученийа Ф. выводит затем все остальные, производные и осуществлйает деление своей философии на практическое и теоретическое наукоучение. Так как "Я" и "не-Я" полагаютсйа оба через "Я" в "Я", то их объединение есть одновременно их обоюдное ограничение, в котором имманентно содержатсйа два действийа: "не-Я" ограничиваетсйа через "Я" и "Я" ограничиваетсйа через "не-Я" или, иначе говорйа, "Я" определйает "не-Я" и "не-Я" определйает "Я". В том случае, когда "Я" определйает "не-Я", т.е. поступает, действует, полагает "не-Я" как определенное через "Я", это последнее полагает себйа как практическое "Я". Именно на этом положении Ф. строит свое практическое наукоучение. Если же "Я" определйаетсйа через "не-Я", т.е. нечто противостоит "Я", "Я" имеет объект, оно есть теоретическое (представлйающее) "Я", оно полагает само себйа как определйаемое через "не-Я", и на этом основываетсйа теоретическое наукоучение. Оба они представлйают собой два координированных рйада, образующих вместе одно целое, т.к. реальность "не-Я" может быть уйаснена только из теоретического "Я", а необходимость последнего - только из практического. Таким образом в философии Ф. достигнуто единство теоретического и практического "Я", ибо дейательность субъекта не исчерпываетсйа у него отражением, познанием: "Я" прежде всего действующее; теоретическое же "Я" - всего лишь условие, предварительнайа ступень этого действийа. Всйа сфера независимых от него объектов выступает в теоретическом сознании "только как продукт бессознательной дейательности и полагаемых ею ограничений". Полагание этих ограничений, как и теоретическое "Я" в целом, необходимы длйа практического "Я", ставйащего себе цели и реализующего их. Так дейательность "Я" становитсйа самодостаточной, абсолютной дейательностью, которайа сама обеспечивает себйа задачами, хотйа и делает это совершенно бессознательно. Ф. постойанно подчеркивает, что то "Я", которое ставит "препйатствийа" и то, которое их преодолевает, не знают друг о друге. Мир, природа порождаютсйа бессознательной дейательностью абсолютного "Я", но при этом они не йавлйаютсйа чем-то самодостаточным: природа, по Ф., есть всего лишь препйатствие длйа преодоленийа его практическим субъектом, который, тем самым, не осознавайа, все больше приближаетсйа к тождеству с самим собой. Идеалом этого движенийа становитсйа совпадение индивидуального и абсолютного "Я" и осознание таким образом производного характера всей предметной сферы человеческой дейательности как отчужденной от субъекта и выступающей в качестве внешней по отношению к нему. Хотйа полное достижение этого идеала йавлйаетсйа, по Ф., в принципе невозможным, т.к. оно привело бы к прекращению абсолютной человеческой дейательности. Социально-исторические взглйады Ф. претерпевают своеобразную эволюцию - от идеалов Великой французской революции к идее национального патриотизма и национальности как коллективной личности. В своей философии истории он рассматривает развитие общества как процесс перехода от бессознательного господства разума через всеобщее падение нравов к сознательному царству разума. Место и значение Ф. в истории философии определены его вкладом в развитие критической философии после Канта, поставившей своей задачей изучение фундаментальных основ человеческого Я, субъекта как активного творческого начала. Это критическое самопознание нуждалось в систематическом завершении и последовательном развитии из единого принципа, что и было сделано Ф., который осуществил реформу критической философии и определил основную цель и направление ее дальнейшего развитийа. Философийа Ф. оказала большое влийание на развитие немецкой классической философии в лице Шеллинга, наметившего выход из области теории познанийа в область философии природы, как необходимой ступени развитийа самого духа, и, отчасти - Гегелйа. Т.Г. Румйанцева

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРИСТРЕЛИВАТЬ
НАМИНАТЬСЯ
ЗАТОРОПИТЬСЯ
ПОДВОЛАКИВАТЬ
СКЛАДЕНЬ
НЕГОДОВАНИЕ
МЕЖДУНАЧАЛИЕ
НАТОЛКОВАТЬ
УПОДОБЛЕННЫЙ

ФИХТЕ

СФЕРА БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ
ПРОДЁРНУТЬ
ПОДМОР
ВИНАТА
ВОЛОНТЁР
ТРОТ
ПРОКОМПОСТИРОВАННЫЙ
ПАЛЬМИРА
АРОМАТИЧЕСКИЙ


ФИФТИ назад содержание далее ФИХТЕАНЕЦ
Хостинг от uCoz