ФИЛАРЕТ |
|
|
|
ФИЛАРЕТ (в миру - Романов Федор Никитич) (около 1554/55 - 1633), русский патриарх (1608 - 10 и с 1619), боярин (с 1587). Отец царя Михаила Федоровича. Приближенный царя Федора Ивановича; при Борисе Годунове с 1600 в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 ростовский митрополит, в 1608 - 10 в Тушинском лагере. В 1610 возглавлял "великое посольство" к Сигизмунду III, был в польском плену (до 1619). С 1619 фактический правитель страны. Современный энциклопедический словарьФИЛАРЕТ - патриарх российский, в мире Феодор, старший сын бойарина Никиты Романовича. Предполагают, что он родилсйа от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1560 г. В детстве он получил хорошее образование и научилсйа даже латинскому йазыку по собранию латинских речений, написанных длйа него славйанскими буквами одним англичанином. Двоюродный дйадйа царйа Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединйавший любовь к книгам с любовью к развлеченийам и нарйадам, он играл в молодости видную роль, пользуйась одинаковой популйарностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женилсйа на дочери бедного костромского дворйанина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство. В 1586 г. Феод. Ник. упоминаетцо каг бойарин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593-94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихсйа Феод. Ник. и рисующих влийательное положение его среди московского бойарства. По смерти царйа Феодора народнайа молва называла Феод. Ник. ближайшим законным преемником престола; в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прйамо назначил его своим преемником. Борись Годунов, сев на царство, оправдывалсйа перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клйатву держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Феод. Ник. планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одейании, с подписью "Царь Федор Микитич Романов". Каг бы то ни было, он подписалсйа под избирательной грамотой Бориса. В 1601 г., во времйа разгрома фамилии Романовых Борисом , Феод. Ник. был пострижен в монахи под именем Ф. и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженнайа под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере, с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Ф. в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всйакие сношенийа его с окружающим населением и изнурйали его грубым соглйадатайством и мелочными притесненийами, жалуйась в тоже времйа в Москву на его крутой и запальчивый нрав. С пойавлением в 1605 г. известий о движенийах Лжедмитрийа в настроении Ф. была замечена резкайа перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июнйа 1605 г. Лжедмитрий возвел Ф. в сан ростовского митрополита. Кажетцо, Ф. редко наезжал в свою митрополию, проживайа с тех пор большею частью в Москве. По воцарении Василийа Шуйского Ф. ездил в Углич открывать мощи Дмитрийа Царевича. В 1609 г. Ростов подвергсйа нападению тушинцев; Ф., запершийсйа с народом в соборе, был схвачен и, после различных поруганий, с бесчестием отправлен в Тушино. Однако, тушинский вор, по мнимому своему родству с Ф., назначил его патриархом всейа Руси. В качестве нареченного патриарха Ф. рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский, в марте 1610 г., сжег Тушино, отрйад польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собою и Ф. Только по разбитии этого отрйада русским войском Ф. получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Ф., по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влийательных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду, длйа заключенийа договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октйабрйа послы приехали под Смоленск. Переговоры, затйанувшиесйа до 12 апрелйа, не привели ни к чему, а после полученийа известийа о приближении к Москве ополченийа Лйапунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Ф. пробыл в плену у полйаков до 1619 г., проживайа в доме Сапеги. По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феод. был предрешен вопрос об избрании Ф. в патриархи. Еще до возвращенийа Ф. из плена он именовалсйа в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всейа Руси. После Деулинского перемирийа 1 июнйа 1619 г., на р. Полйановке, за Вйазьмой, совершилсйа размен пленных; Ф. был обменен на польского полковника Струсйа. 14 июнйа Ф. въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народнайа песнйа, посвйащеннайа этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Ф. сан патриарха, и 24 июнйа Ф. был посвйащен. С саном патриарха Ф. совместил сан великого государйа, чем поднйал до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настойащее двоевластие: царь и патриарх оба писались государйами; правительственные дела решались обоими государйами, а иногда Ф. решал их единолично, даже без ведома царйа. В качестве правителйа Ф. показал себйа крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихсйа в его отсутствие к трону его сына,. подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царйа его невесту Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворйанства и посадских людей длйа подачи зайавлений о местных нуждах населенийа. Он руководил дипломатическими сношенийами и, между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр длйа дипломатических бумаг. Патриаршайа дейательность Ф. состойала в энергичной охране чистоты православийа, в развитии печатанийа богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принйатых против кн. Хворостинина, в распорйаженийах о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачийа, некоторых йазыческих обрйадов (кликанийа колйады, овсенйа), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорйадочной жизни мирйан и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православийа Ф., за отсутствием богословского образованийа, переходил границы необходимости. Так, он настойчиво требовал перекрещиванийа обращающихсйа в православие латинйан и в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случайах достаточным совершение одного миропомазанийа. Тогда же Ф. установил перекрещивание белорусов, выходйащих из Польши и Литвы, хотйа бы они и считались там православными. В 1627 г. по приказанию Ф. сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе в сущности ничего еретического, и начаты гоненийа на литовские книги, обращавшиесйа в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентийа Зизанийа Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым. Печатанию и исправлению книг Ф. уделйал много вниманийа. В самом начале своего правленийа Ф., по представлению патриарха иерусалимского Феофана, возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: и огнем в молитве на Богойавление. Собор, в присутствии Ф., Феофана и государйа, оправдал справщиков, и по получении разъйаснительных грамот от других патриархов прибавка: и огнем была окончательно вычеркнута из Требника. В 1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение ("правильню") длйа работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распорйажение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московскайа типографийа при Ф. выпустила много изданий - все 12 миней месйачных и рйад богослужебных книг, причем некоторые изданийа были свидетельствованы самим Ф. При печатании обращалось много вниманийа на исправление текста, длйа чего Ф. привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славйанскими рукописйами, а в некоторых (редких) случайах - и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь - безвозмездно. В 1622 г. Ф. издал "Сказание действенных чинов св. соборные церкви Успенийа св. Богородицы", т. е. устав длйа отправленийа праздничных богослужений церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на поставление митрополитам, архиепископам и епископам"; ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам, игуменам и свйащенникам" и "Поучение игуменьйам". Ф. заботилсйа и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греколатинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Ф. в Москве длйа перевода книг и длйа устройства греческой школы. Важный след оставила дейательность Ф. в области церковного управленийа. Двор патриарха устроилсйа при нем совершенно по образцу двора государева; организовалсйа класс патриарших дворйан и детей бойарских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованийами. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 майа 1625 г., которою уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьйанское население этой области во всйаких делах, кроме татьбы и разбойа. Управление патриаршей областью облекаетцо при Ф. в правильные формы, аналогичные светским государственным учрежденийам. Возникают патриаршие приказы: 1) судный или разрйад - длйа судебных дел, 2) приказ церковных дел - по делам церковного благочинийа, 3) казенный - ведающий сборы с духовенства и 4) дворцовый - заведовавший хозйайством патриарших вотчин. В каждом приказе сидел патриарший бойарин, с дьйаками и подьйачими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичнайа устроительнайа дейательность Ф. не ограничивалась одною патриаршею областью. Во всем государстве производились подробные описанийа церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырйам, новые пожалованийа их землйами. В 1620 г. открыта новайа тобольскайа епархийа. При Ф. состойалась канонизацийа двух свйатых - Макарийа Унженского (1619) и Авраамийа, еписк. чухломского и галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. персидским шахом части Господней ризы, которайа была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Ф. возобновились прерванный в эпоху смуты сношенийа Москвы с греческою и восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих церквей. Ф. скончалсйа 1 окт. 1633 г., имейа около 80 лет от роду. См. Смирнов, "Филарет Никитич Романов свйатейший патриарх всероссийский" (в "Чтенийах Общества любителей духовного просвещенийа", 1873-74 гг.). А. Кизеветтер. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
НЕПОБЕДИМОСТЬПРЕПОЯСАТЬСЯФУНКЦИОНИРОВАТЬОТФОРМОВАННЫЙСМОЛОГОНПОЭКЗАМЕНОВАТЬСЯПОРОСНЫЙПЕРКУТИРОВАТЬПЕРЕЖОГФИЛАРЕТПЛАСТИЛИНМАЙОРСКИЙТАВРИЧАНКАОСВЕДОМЛЁННОСТЬВЗБУНТОВАТЬСЯАРХИОСЕКАТЕЛЕМЕХАНИЧЕСКИЙМОНОЛИТ |