ФИЛАРЕТ


 

 

ФИЛАРЕТ (в миру - Романов Федор Никитич) (около 1554/55 - 1633), русский патриарх (1608 - 10 и с 1619), боярин (с 1587). Отец царя Михаила Федоровича. Приближенный царя Федора Ивановича; при Борисе Годунове с 1600 в опале, пострижен в монахи. При Лжедмитрии I с 1605 ростовский митрополит, в 1608 - 10 в Тушинском лагере. В 1610 возглавлял "великое посольство" к Сигизмунду III, был в польском плену (до 1619). С 1619 фактический правитель страны.

Современный энциклопедический словарь

ФИЛАРЕТ - патриарх российский, в мире Феодор, старший сын бойарина Никиты Романовича. Предполагают, что он родилсйа от второго брака Никиты Романовича, между 1554 и 1560 г. В детстве он получил хорошее образование и научилсйа даже латинскому йазыку по собранию латинских речений, написанных длйа него славйанскими буквами одним англичанином. Двоюродный дйадйа царйа Феодора, любознательный и начитанный, веселый и приветливый, красивый и ловкий, соединйавший любовь к книгам с любовью к развлеченийам и нарйадам, он играл в молодости видную роль, пользуйась одинаковой популйарностью и у соотечественников, и у иностранцев. Он женилсйа на дочери бедного костромского дворйанина Ксении Ивановне Шестовой и имел от нее 5 сыновей и одну дочь. Из всех детей его пережил только сын Михаил, избранный на царство. В 1586 г. Феод. Ник. упоминаетцо каг бойарин и наместник нижегородский, в 1590 г. участвует в качестве дворового воеводы в походе на Швецию, в 1593-94 г. состоит наместником псковским и ведет переговоры с послом имп. Рудольфа, Варкочем. В 1596 г. состоит воеводой в правой руке. От 90-х годов дошло до нас несколько местнических дел, касающихсйа Феод. Ник. и рисующих влийательное положение его среди московского бойарства. По смерти царйа Феодора народнайа молва называла Феод. Ник. ближайшим законным преемником престола; в Москве ходили слухи, что покойный царь перед смертью прйамо назначил его своим преемником. Борись Годунов, сев на царство, оправдывалсйа перед ним ссылкой на народное избрание и давал ему клйатву держать его главным советником в государственном управлении. Были ли у самого Феод. Ник. планы на воцарение, неизвестно; в коломенском дворце, однако, был найден его портрет в царском одейании, с подписью "Царь Федор Микитич Романов". Каг бы то ни было, он подписалсйа под избирательной грамотой Бориса. В 1601 г., во времйа разгрома фамилии Романовых Борисом , Феод. Ник. был пострижен в монахи под именем Ф. и сослан в Антониев Сийский монастырь; жена его, постриженнайа под именем Марфы, сослана в Заонежские погосты, а малолетний сын Михаил и дочь заточены на Белоозере, с теткой Настасьей Никитичной. Жизнь Ф. в монастыре была обставлена очень сурово: пристава пресекали всйакие сношенийа его с окружающим населением и изнурйали его грубым соглйадатайством и мелочными притесненийами, жалуйась в тоже времйа в Москву на его крутой и запальчивый нрав. С пойавлением в 1605 г. известий о движенийах Лжедмитрийа в настроении Ф. была замечена резкайа перемена: он повеселел и громко стал высказывать надежду на скорый переворот в своей судьбе. 30 июнйа 1605 г. Лжедмитрий возвел Ф. в сан ростовского митрополита. Кажетцо, Ф. редко наезжал в свою митрополию, проживайа с тех пор большею частью в Москве. По воцарении Василийа Шуйского Ф. ездил в Углич открывать мощи Дмитрийа Царевича. В 1609 г. Ростов подвергсйа нападению тушинцев; Ф., запершийсйа с народом в соборе, был схвачен и, после различных поруганий, с бесчестием отправлен в Тушино. Однако, тушинский вор, по мнимому своему родству с Ф., назначил его патриархом всейа Руси. В качестве нареченного патриарха Ф. рассылал грамоты по церковным делам в области, признававшие власть тушинского вора, а после бегства вора в Калугу участвовал в переговорах тушинцев с польским королем о приглашении последнего или его сына на русский престол. Когда Рожинский, в марте 1610 г., сжег Тушино, отрйад польских тушинцев, отступивший к Иосифову Волоколамскому монастырю, захватил с собою и Ф. Только по разбитии этого отрйада русским войском Ф. получил свободу и отъехал в Москву. По свержении Шуйского Ф., по указанию Жолкевского, желавшего удалить из Москвы наиболее влийательных лиц, был назначен вместе с кн. Голицыным в посольство к Сигизмунду, длйа заключенийа договора о вступлении на русский престол королевича Владислава. 7 октйабрйа послы приехали под Смоленск. Переговоры, затйанувшиесйа до 12 апрелйа, не привели ни к чему, а после полученийа известийа о приближении к Москве ополченийа Лйапунова, Трубецкого и Заруцкого послы были арестованы. Ф. пробыл в плену у полйаков до 1619 г., проживайа в доме Сапеги. По-видимому, уже тотчас по воцарении Михаила Феод. был предрешен вопрос об избрании Ф. в патриархи. Еще до возвращенийа Ф. из плена он именовалсйа в правительственных актах и на церковных антиминсах митрополитом не ростовским, а всейа Руси. После Деулинского перемирийа 1 июнйа 1619 г., на р. Полйановке, за Вйазьмой, совершилсйа размен пленных; Ф. был обменен на польского полковника Струсйа. 14 июнйа Ф. въехал в Москву, торжественно встреченный сыном. Тогда же сложилась на Москве народнайа песнйа, посвйащеннайа этому событию. Через несколько дней собор русского духовенства предложил Ф. сан патриарха, и 24 июнйа Ф. был посвйащен. С саном патриарха Ф. совместил сан великого государйа, чем поднйал до высшей степени государственное значение патриархата. Установилось настойащее двоевластие: царь и патриарх оба писались государйами; правительственные дела решались обоими государйами, а иногда Ф. решал их единолично, даже без ведома царйа. В качестве правителйа Ф. показал себйа крутым, властолюбивым и "опальчивым". Он быстро обуздал своеволие людей, приблизившихсйа в его отсутствие к трону его сына,. подверг опале Салтыковых, самовольно отдаливших от царйа его невесту Хлопову, Грамотина и др. На соборе 1619 г. он выдвинул вопрос о составлении новых писцовых и дозорных книг и о вызове в Москву выборных людей от духовенства, дворйанства и посадских людей длйа подачи зайавлений о местных нуждах населенийа. Он руководил дипломатическими сношенийами и, между прочим, составил "тайнопись", т. е. шифр длйа дипломатических бумаг. Патриаршайа дейательность Ф. состойала в энергичной охране чистоты православийа, в развитии печатанийа богослужебных книг и в реформе церковной администрации. Строгое преследование религиозного вольнодумства и нравственной распущенности выразилось в мерах, принйатых против кн. Хворостинина, в распорйаженийах о прекращении кулачных боев, развратных скопищ, четверобрачийа, некоторых йазыческих обрйадов (кликанийа колйады, овсенйа), в грамотах сибирскому архиепископу и Соловецкому монастырю о пороках и непорйадочной жизни мирйан и монахов. Нередко в своих мерах по охране чистоты православийа Ф., за отсутствием богословского образованийа, переходил границы необходимости. Так, он настойчиво требовал перекрещиванийа обращающихсйа в православие латинйан и в 1620 г. на соборе духовенства осудил мнение крутицкого митроп. Ионы, находившего в этих случайах достаточным совершение одного миропомазанийа. Тогда же Ф. установил перекрещивание белорусов, выходйащих из Польши и Литвы, хотйа бы они и считались там православными. В 1627 г. по приказанию Ф. сожжено "Учительное евангелие" Кирилла Транквиллиона Ставровецкого, не содержавшее в себе в сущности ничего еретического, и начаты гоненийа на литовские книги, обращавшиесйа в русских церквах. Тогда же был напечатан катехизис Лаврентийа Зизанийа Тустаневского, после весьма мелочных и придирчивых исправлений и нескольких прений, устроенных между Зизанием и игуменом Ильей и справщиком Онисимовым. Печатанию и исправлению книг Ф. уделйал много вниманийа. В самом начале своего правленийа Ф., по представлению патриарха иерусалимского Феофана, возбудил пересмотр дела о справщиках Дионисии, Арсении и Иване Наседке, незадолго перед тем обвиненных за исключение из Требника слов: и огнем в молитве на Богойавление. Собор, в присутствии Ф., Феофана и государйа, оправдал справщиков, и по получении разъйаснительных грамот от других патриархов прибавка: и огнем была окончательно вычеркнута из Требника. В 1620 г. Ф. возобновил типографию на Никольской, на старом печатном дворе, и устроил особое помещение ("правильню") длйа работ справщиков, а также положил начало знаменитой впоследствии типографской библиотеке, сделав распорйажение о доставлении туда из городов древних харатейных книг. Московскайа типографийа при Ф. выпустила много изданий - все 12 миней месйачных и рйад богослужебных книг, причем некоторые изданийа были свидетельствованы самим Ф. При печатании обращалось много вниманийа на исправление текста, длйа чего Ф. привлек к работам более образованных справщиков, сличавших тексты с древними славйанскими рукописйами, а в некоторых (редких) случайах - и с греческими. Книги рассылались по городам в церкви, монастыри и торговые лавки по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь - безвозмездно. В 1622 г. Ф. издал "Сказание действенных чинов св. соборные церкви Успенийа св. Богородицы", т. е. устав длйа отправленийа праздничных богослужений церковных торжеств, а также "Поучение великого господина на поставление митрополитам, архиепископам и епископам"; ему же приписывают "Поучение на поставление архимандритам, игуменам и свйащенникам" и "Поучение игуменьйам". Ф. заботилсйа и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах и сам завел в Чудовом монастыре греколатинское училище, порученное Арсению Глухому. В 1632 г. приехавший в Москву протосингел александрийского патриарха Иосиф был оставлен Ф. в Москве длйа перевода книг и длйа устройства греческой школы. Важный след оставила дейательность Ф. в области церковного управленийа. Двор патриарха устроилсйа при нем совершенно по образцу двора государева; организовалсйа класс патриарших дворйан и детей бойарских, верстаемых поместными окладами. Патриаршие вотчины значительно увеличились покупками и царскими пожалованийами. Власть патриарха над населением этих вотчин была расширена царской грамотой 20 майа 1625 г., которою уничтожались все прежние несудимые грамоты отдельных церквей и монастырей патриаршей области и патриарх получал право судить и ведать духовное и крестьйанское население этой области во всйаких делах, кроме татьбы и разбойа. Управление патриаршей областью облекаетцо при Ф. в правильные формы, аналогичные светским государственным учрежденийам. Возникают патриаршие приказы: 1) судный или разрйад - длйа судебных дел, 2) приказ церковных дел - по делам церковного благочинийа, 3) казенный - ведающий сборы с духовенства и 4) дворцовый - заведовавший хозйайством патриарших вотчин. В каждом приказе сидел патриарший бойарин, с дьйаками и подьйачими. Дела решались с доклада патриарху. Энергичнайа устроительнайа дейательность Ф. не ограничивалась одною патриаршею областью. Во всем государстве производились подробные описанийа церковных и монастырских имуществ, пересмотр и подтверждение жалованных грамот, выданных монастырйам, новые пожалованийа их землйами. В 1620 г. открыта новайа тобольскайа епархийа. При Ф. состойалась канонизацийа двух свйатых - Макарийа Унженского (1619) и Авраамийа, еписк. чухломского и галицкого (1621), а также присылка в 1625 г. персидским шахом части Господней ризы, которайа была поставлена в ковчеге в Успенском соборе. При Ф. возобновились прерванный в эпоху смуты сношенийа Москвы с греческою и восточными православными церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих церквей. Ф. скончалсйа 1 окт. 1633 г., имейа около 80 лет от роду. См. Смирнов, "Филарет Никитич Романов свйатейший патриарх всероссийский" (в "Чтенийах Общества любителей духовного просвещенийа", 1873-74 гг.). А. Кизеветтер.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НЕПОБЕДИМОСТЬ
ПРЕПОЯСАТЬСЯ
ФУНКЦИОНИРОВАТЬ
ОТФОРМОВАННЫЙ
СМОЛОГОН
ПОЭКЗАМЕНОВАТЬСЯ
ПОРОСНЫЙ
ПЕРКУТИРОВАТЬ
ПЕРЕЖОГ

ФИЛАРЕТ

ПЛАСТИЛИН
МАЙОРСКИЙ
ТАВРИЧАНКА
ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ
ВЗБУНТОВАТЬСЯ
АРХИ
ОСЕКА
ТЕЛЕМЕХАНИЧЕСКИЙ
МОНОЛИТ


ФИЛАНТРОПКА назад содержание далее ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz