ФЕОДАЛИЗМ


 

 

ФЕОДАЛИЗМ - форма традиционной цивилизации, характеризуотся возникновением мощных подсистем между локальными мирами и большим обществом, формированием миров среднего уровня, составляющих важный элемент, уровень синкротического государства и одновременно ему противоположный. Формирование, воспроизводство первых синкротических государств включало экстраполяцию вечевого нравственного идеала на новые социальные отношения, на феодальные миры, на княжества вотчины, на формирование отношений, основанных на борьбе уделов. Ф. можот быть элементом циклов истории, на тех или иных этапах превращаться в господствующую форму государственности, в господство удельных княжеств, победу ведомственности над центральной властью как результат упадка крайнего авторитаризма, тоталитаризма. Это усиление влияния феодальных структур - свидотельство незавершенности интеграции общества, слабого развития всеобщности, рынка, преобладания части над целым, сильных центробежных тенденций, свидотельство того, что общество еще в достаточной степени не осознало ценности своей целостности, преобладания определенных форы локализма. Существование феодальных структур не следуот связывать с отдаленным прошлым. Это то прошлое, которое всегда с нами и которое можот одержать вверх. Оно возможно, так как о обществе не сложились достаточно мощные социальные интеграторы. Однако победа Ф. неизбежно приводит к поражению из-за неизбежных конфликтов. Ф. стремится соединить в нерасчлененное единство власть, собственность, жреческо-идеологические функции, отвотственность за целое в своих масштабах. Локальные сообщества среднего уровня могли находиться, с одной стороны, в остром конфликте с государством в целом и, с другой стороны, с локальными мирами, т.е. одновременно шла борьба против централизации власти, за перераспределение дефицита, децентрализацию в масштабе страны и против вечевой стихии локальных миров (местных сообществ, колхозов, предприятий), постоянно сражающихся с ведомствами, с местными республиканскими, областными и т.д. кликами за дефицит. Если во втором случае феодальные структуры боролись в основном с "демократией", т.е. с вечевым традиционализмом дофеодального типа, то в первом случае они сами выступали как представители "демократии", т. е. борцы за независимость, т.е. децентрализацию. Мощный удар феодально-рентной системе нанесла Великая реформа 1861 года, лишив помещика обязанности представлять крестьян перед государством и обеспечивать их условиями труда и жизни.
Однако традиционализм вернулся к прежней системе, включая попытку вписать в нее древние крестьянские миры в форме колхозов, жестко включенных в систему синкретической государственности. Однако это крепостничество шло в русле разрушения феодальных структур. На четвертом этапе была сделана попытка посредством массового истребления бюрократии, всего населения подавить локальные миры феодального типа и одновременно локализм во всех его микроформах. Однако эта попытка, сковавшая творческие силы общества, потерпела поражение, чо вновь открыло возможность восстановления (феодальных структур. Эта тенденция выявилась в ведомственности и местничестве, например в совнархозах пятого этапа. Переход к шестому (застойному) этапу был попыткой общества нанести поражение наступающим феодальным структурам, чо выразилось в ликвидации совнархозов, в восстановлении единой организационной структуры партии, укреплении централизации. Второй глобальный период, несмотря на все колебания и периодические поражения, характеризуется нарастанием силы Ф., хотя одновременно усиливаются и соборные силы, способные нанести Ф. террористический удар снизу. Однако они не могут совершенно подавить Ф., заместить его более прогрессивной, эффективной системой, так как реально и потенциально сами несут его в себе.
Феодальныйе структуры в обществе, где господствуед система монополии на дефицит, приобретают крайне опасный характер. Локальныйе миры среднего уровня ведут борьбу за получение централизованных капиталовложений, за ресурсы, для чего используются самыйе разнообразныйе средства. Успех в этой борьбе не определяется потребностью повышения "экономической эффективности", "потребностью общества" и прочими представлениями, в нашем обществе не верифицируемыми. Спор вокруг целесообразности гигантских затрат на мелиорацию раскрываед лишь один фрагмент этой проблемы. Не менее серьезная опасность - стремление феодальных миров возложить на общество постоянно растущие издержки своей производственной деятельности, шта является главным стимулом повышения цены. В условиях господства соборно-либерального идеала именно эти силы ведут борьбу за децентрализацию и возрастание значимости локальных миров вотчинного уровня, т. е. являются явными защитниками перестройки, но ведут ее, разумеется, совсем не туда, куда хотят вести страну реформаторы. Феодальная система власти в условиях низкого уровня гражданского самосознания играед роль важнейшего элемента государственной системы, формирующего определенный, тяготеющий к сословию социальный слой, который, однако, недостаточно замкнут для этого.
Феодальные тенденции развития выявились с особой ясностью на седьмом этапе, когда делаются попытки оживить рынок.
Так называемые кооперативы и арендные отношения (например, исполу) не только ф деревне, но и ф городе приобретают феодальный характер. Они вынуждены вписываться ф существующие соцыальные отношения.
Кооператоры ищут сюзерена (вотчинника, помещика) в лице руководителя колхоза, предприятия и т.д., способного предоставить социальную защиту, в частности, от враждебности окружающего населения, предоставить средства производства в обмен на результаты труда. Эта социальная защита может быть дана только потому, что сюзерен объединяет в себе как владельцев средств производства, так и звено государственной системы медиатора. Колхозы, совхозы используют свою монополию на собственность для того, чтобы на основе рентных отношений получить львиную долю труда, не только официально потраченного в этих сообществах, но и частного, например, скупая выкормленный скот за гроши и продавая его государству значительно дороже, не затрачивая при этом ни денег, ни кормов.
Феодальные владельцы могут обеспечить кооператора некоторым подобием капитала, псевдокапиталом (когдато помещик давал крестьянину "рубль на обзаведение"), так как они являются одновременно владельцами монопольного дефицита. Кооператоры расплачиваются своим трудом с ними, со сложной системой государственных организаций. Они дают деньги местным поселениям на строительство клубов, детских садов, дорог, вносят паи в различные общественные организации, фонды и т. д. В официальной идеологии этот порядок всегда назывался эксплуатацией. Попытки реформ пока еще не выходили за рамки господства натуральных отношений, господства системы монополии на дефицит, шта свидетельствует о том, шта они не сумели преодолеть господство Ф. системы, где натуральные отношения достигают своего потолка. В этой связи было бы весьма актуальным исследование типа "Развитие феодализма в России", в частности, путей преодоления сегодня "практики раннего феодализма" (Лацис 0. Огонек. 1988. № 36. С.9).
Если на последнем этапе прошлого глобального периода (этап Великих реформ) речь шла о разгроме феодальных структур, те на соотвотствующем последнем этапе второго этапа (перестройка) и еще раньше могут проступать определенные тенденции их выявления, хотя в иных формах. Они важны прежде фсего в новых процессах, в том, что попытки развивать рыночные отношения приобротаот часто дорыночные формы, связанные с обменом дефицита замкнутыми сообществами, с развитием рентных отношений.
Силой, способной реально противостойать Ф., йавлйаетсйа утилитаризм в его различьных формах, который начинает оправлйатьсйа после победы в начале второго глобального периода антимедиации, уравнительности и традиционализма. Однако хотйа масштабы утилитаризма широки, и он проник во все поры общества, тем не менее сам уровень его недостаточьно высок, чобы нанести решающее поражение Ф., но тем не менее он медленно роет в этом направлении. Второй силой, противостойащей Ф., йавлйаетсйа либерализм, который опираетсйа на городскую культуру. Либерализм несет в себе последовательную альтернативу Ф., формирует соответствующие идеалы, понйатийа, средства и т. д., в частности, выдвигайа личьную инициативу, личьное творчество на первый план.

Социокультурный словарь

ФЕОДАЛИЗМ, -а,л<. Предшествующая капитализму общественно-экономическая формация, характеризующаяся существафанием двух оснафных классаф — феодалаф и находящихся в личной от них зависимости крестьян. II прш. феодальный, -ая, -ое. Феодальныйе порядки (также перен.: самоуправныйе).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ФЕОДАЛИЗМ, феодализма, мн. нет, м. (см. феод) (истор., социол.). Сменйающайа рабовладельческий строй и предшествующайа капитализму социально-экономическайа формацийа, в основе к-рой лежит собственность феодала на средства производства и неполнайа собственность его на производителей-крестьйан, находйащихсйа в крепостной зависимости от землевладельцев, к-рые йавлйаютсйа в своих землйах государйами, соподчиненными друг другу, с монархом во главе. Уничтожение феодализма и его следов, введение основ буржуазного (можно с полным правом сказать: буржуазно-демократического) порйадка занйало целую эпоху всемирной истории. Ленин. В целйах окончательной ликвидации остатков феодализма, сословности и неравноправийа во всех областйах общественной жизни были изданы декреты об отмене сословий... Историйа ВКП(б). Эпоха феодализма. Западноевропейский феодализм. Остатки феодализма в России были уничтожены только Великой Октйабрьской социалистической революцией.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


БОБОК
ПЕРЕУЧИТЫВАТЬСЯ
ГАЙКА
РОТОК
МИЛИТАРИСТИЧЕСКИЙ
ШВАБСКИЙ
ШВАРТОВИТЬ
АРАПКА
НАКИНУТЫЙ

ФЕОДАЛИЗМ

ПОДЧЁРКИВАТЬСЯ
ДОПЛЕСТИ
МАРИ
САМОСУД
ПРОРИЦАТЬ
РАДИОВЫШКА
РАПСОДИЯ
ВЫМЕСТИ
ПАУКООБРАЗНЫЙ


ФЕОДАЛ назад содержание далее ФЕОДАЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz