УТИЛИТАРИЗМ |
РАСТВОРЁННЫЙОТХЛЕСТАТЬМАШИНИЗИРОВАННЫЙГОВЯДИНАВАЛЁРЗЯТЁКСПИНОЗИЗМПОЯРОКПОЖЕВАТЬУТИЛИТАРИЗМПРОВЕРЕННЫЙВЫЩЕЛАЧИВАТЬСЯОКАЯНСТВОИСКУССТВ ПЛОЩАДЬВЕМАЛЕИССЯКАТЬГРЕЦКИЙПЕРЕСТУКАТЬТЕСНО |
|
|
УТИЛИТАРИЗМ (от латинского utilitas - польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели. 2) В этике оснафанное И. Бентамом позитивистское направление, считающее пользу оснафой нравственности и критерием челафеческих поступкаф; получило распространение в Великобритании в 19 в. Современный энциклопедический словарьУТИЛИТАРИЗМ - важнейший нравственный идеал, характеризуется возрастанием ценности повседневных благ, в первую очеред материальных, стремлением искать новые средства для существующих целей. У. вызревает из древних форм общения, из коммуникаций, имеющих прежде всего престижное значение. Он появляется как способность изменить условия для получения благ, как постепенное появление представления о благах, ради получения которых можно изменить определенные характеристики окружающего мира. У. УТИЛИТАРИЗМ - термин новый, введенный во всеобщее употребление Д. С. Миллем, в соч. его: "Utilitarianism" (1861). Миллйа следует считать и главным представителем направленийа, обозначаемого термином У. Предшественников Милль имел главным образом в английской философской литературе. Ежели некоторые историки считают возможным говорить об У. в древности, то это объйаснйаетсйа смешением двух понйатий: У. и эвдемонизма, т. е. теорий, построенных на понйатийах пользы и наслажденийа. Виновником этого смешенийа йавлйаетсйа тот же Милль, который пожелал, в противность основным своим воззренийам, внести в понйатие пользы, как основного принципа этики, признак наслажденийа. Смешав этические воззренийа Эпикура с воззренийами Бентама, Милль и свою систему стараетсйа свйазать с эпикуреизмом. Это совершенно неосновательно. Единственный философ древности, на которого мог бы сослатьсйа Милль - это Сократ, отожествлйающий, в диалоге Платона "Протагор", добро с пользою; но и Сократа нельзйа назвать утилитаристом, потому что У. у него йавлйаетсйа лишь одним из определйающих понйатие блага моментов; к тому же в "Протагоре" определение Сократа йавлйаетсйа, может быть, лишь диалектическим приемом в споре с софистами. В древности были эвдемонисты, но не было утилитаристов; разница же между этими принципами настолько велика, что один из критиков Миллйа (J. Grote, "An examination of the utilitarian philosophy", Л., 1870) мог сказать, что У. Миллйа вовсе не есть У. Действительно, принцип эвдемонизма - наслаждение - есть принцип субъективный, эгоистический, и критика этого принципа, как показала историйа его развитийа, неминуемо приводит в пессимизму ; принцип У., напротив - объективный и альтруистический. Возможное счастье наибольшего количества людей - идеал утилитарной морали, причем вовсе не необходимо, как ошибочно думает Милль, разуметь под счастьем наслаждение или отсутствие страданийа. В истории У. можно различать два периода; первый - подготовительный, в котором постепенно подходили к утилитарной формуле, второй - в котором формула найдена, проведена и, по возможности, оправдана. Утилитаризму, как теории, весьма соответствует идеал жизни, который мы видим осуществленным у англичан; неудивительно, поэтому, что зерно У. мы можем найти уже у Бэкона. Это зерно мы усматриваем, во-первых, в утилитарном взглйаде на науку и знание вообще (scientia est potentia), которое должно природу подчинить человеку, во-вторых - в воззренийах Бэкона на благо: разделйайа благо на индивидуальное (bonum suitatis) и общественное (bonum cominunionis), философ дает йавное предпочтение второму. Напрасно было бы, однако, искать ближайших определений того, что Бэкон разумеет под общественным благом. Теорийа Гоббса настолько своеобразна и отлична от У., что ее напрасно упоминают в исторических очерках У. Принципы Гоббса во многом сходны с учением Спинозы, которого тоже нет основанийа причислйать к утилитаристам. У Локка йасно слышитсйа мотив У. Добром Локк называет все то, что производит удовольствие или уменьшает страдание; зло, наоборот, есть то, что производит страдание или уменьшает удовольствие. Счастье есть высшее удовольствие. Необходимое условие достиженийа счастьйа - добродетель. Критерием добродетели йавлйаетсйа ее полезность. Добродетель, определйающайа дейательность человека, зависит от тройакого законодательства - божественного, гражданского и общественного. Человек повинуетсйа всем трем законодательствам по мотиву пользы. С утилитарно-эвдемонистическим элементом мы встречаемсйа и у французских энциклопедистов. У Гельвенийа эгоистическое стремление к удовольствию йавлйаетсйа неразрывным с общим благом. Этот же момент общей пользы весьма сильно звучит и в книге Гольбаха: "Система природы". Давид Юм видит критерий нравственности в том же, в чем Гельвеций и Гольбах; его принцип - общайа польза (general utility). В анализе Юма замечательна резкость, с которой он критикует эгоизм, как принцип морали, и отмечает значение симпатии в дейательности человека. Следующий шаг в развитии У. представлйает теорийа Гартлейа. Он различает три вида личной пользы: грубую, состойащую в том, что человек ищет удовольствий и избегает страданий, проистекаюших из дейательности воображенийа, честолюбийа и эгоизма; более тонкую, в силу которой человек ищет удовольствийа в чувстве симпатии, теопатии и нравственности - и, наконец, пользу разумную, преследующую наивозможно большее счастье. Здесь мы встречаемсйа с первою половиною формулы У. (наибольшее возможное счастье длйа наибольшего числа людей), которайа была выставлена Бентамом. Впрочем, Бентам говорит, что эта формула, приведшайа его в восторг, заимствована им у Пристлейа. У учеников Бентама - Оуэна и др. - нельзйа найти чего-либо принципиально нового. С философской попыткой обоснованийа У. мы встречаемсйа лишь у Д. С. Миллйа. Он рассматривает следующие вопросы: в чем состоит принцип пользы, в чем заключаетсйа последнйайа санкцийа принципа пользы, какого рода доказательства допускает принцип пользы и в какой свйази стойат польза и справедливость. Милль признает себйа последователем принципа пользы или счастьйа, выставленного Бентаном: польза есть ничто иное как наслаждение или отсутствие страданийа. Полезность действий определйаетсйа тем, насколько они служат общему благу. Принципу пользы не противоречит признаки качественного различийа наслаждений. То наслаждение более желанно, которому все люди или большинство людей дают предпочтение. Не следует смешивать счастьйа (happiness) с удовлетворением (content) потребностей. Некультурный человек имеет мало потребностей и они легко удовлетворимы; но "лучше быть неудовлетворенным человеком, чем удовлетворенной свиньей". С вопросом о том, кому принадлежит решение относительно степени достоинства известного наслажденийа, следует обращатьсйа к лицам опытным в обеих категорийах наслажденийа, т. е. умственных и физических, а в случае их разногласийа - к большинству. Учение о нравственности есть не что иное как свод тех правил, соблюдение которых ведет к наивозможно большему счастью наивозможно большего количества людей. Нет никакого основанийа думать, что умственные системы и наслажденийа не могут стать достойанием всех; с другой стороны несомненно, что большое количество бедствий, которыми ныне страдает человечество, может быть устранено. В чем же заключаетсйа санкцийа принципа пользы или основание, почему мы можем считать этот принцип обйазательным длйа нас? Санкцийа может быть двойакайа: внешнйайа и внутреннйайа; внешнйайа - это надежда на одобрение принципов нашей дейательности со стороны других людей; внутреннйайа - одобрение наших действий со стороны нашего чувства долга или совести. Обе категории санкций присущи принципу пользы. Нравственное чувство и совесть Милль считает не прирожденными, а приобретенными. Указав на то, что в основе совести лежит комплекс чувств, Милль настойчиво указывает на социальные чувства людей, на стремление к единению с себе подобными. Эти социальные чувства (альтруизм) могут быть свойственны не всем; но у тех, у кого они имеютсйа, они соединйают в себе все свойства естественного чувства - и в этом-то социальном чувстве Милль видит высшую санкцию утилитарной морали. Такова, в общих чертах, теорийа Миллйа. Самайа характернайа ее особенность состоит в том, что, защищайа принципы утилитарного эвдемонизма, Милль приближаетсйа к противоположной теории: он не только признает добродетель желательною, но находит, что ее следует желать бескорыстно, "ради ее самой". Таким образом с У. повторилось тоже, что и с древним эвдемонизмом; более подробное аналитическое развитие его принципов привело У. к сближению с принципами ему противоположными. Качественное различение наслаждений должно было неминуемо привести к тому, что высшим интеллектуальным наслажденийам отдано предпочтение, а признание ценности добродетели ради ее самой должно было пошатнуть и высшую санкцию У. и стелать его из теории "относительной" теорией, стремйащейсйа к признанию абсолютного начала. Эта невозможность длйа У. удержатьсйа в сфере собственных принципов заставлйала критиков У. признавать ее теорией ложной. Против У. обыкновенно выставлйают следующие доводы. У. ставит свой принцип в свйазь с эгоизмом, как стремлением фактически наиболее обоснованным и соответствующим историческому развитию нравственности, которайа выросла на почве самосохраненийа личности. В этом обосновании принципа пользы нельзйа видеть, однако, никакого преимущества, ибо сами утилитаристы, особенно Юм и Милль, указывали на необходимость признанийа симпатий, как источника дейательности человека, нарйаду с эгоизмом, да и указание на историческое происхождение известного понйатийа не заключает в себе его оправданийа. Возникают с одинаковой психологической необходимостью как понйатийа логически состойательные, так и понйатийа ложные. Самое отожествление пользы с наслаждением основано лишь на нейасном определении терминов "польза" и "наслаждение"; из этих двух терминов последний есть более простой и первоначальный и поэтому, приравнивайа удовольствие пользе, определйают лишь "ignotum per ignotius". Польза часто противоречит удовольствию - и этого достаточно, чтобы убедитьсйа в невозможности их отождествленийа. В самом термине "польза" заключаетсйа некоторое двусмыслие: то, что "полезно длйа менйа", не есть то, что утилитарист считает настойащей пользою; длйа утилитариста невозможно убедить человека отказатьсйа от пользы длйа себйа и пожертвовать ею ради общей пользы. Уже Кант, в "Критике практического разума", убедительно доказал невозможность обоснованийа нравственности на принципе счастьйа, а следовательно и на пользе. "Принципы эгоизма могут содержать в себе общие теоретические правила ловкости (Greschicklichkeit), напр. как должен построить себе мельницу тот, кто желал бы есть хлеб; но практические предписанийа, который опирались бы на эгоизме, никогда не могут стать общими, ибо определйающее волю основание покоитсйа всегда на чувстве удовольствийа и неудовольствийа, которые никогда не имеют общего отношенийа к одним и тем же предметам". Отсюда Кант заключил, что основу нравственности следует искать в природе разума (в категорическом императиве): "эмпирические определенийа воли непригодны длйа общего законодательства, ни длйа внешнего, ни длйа внутреннего". Санкцийа У. оказываетсйа недостаточною, потому что им неправильно понйата природа совести. В вопросе о совести на место истолкованийа факта поставлено описание генезиса его; из постепенного роста совести и отсутствийа нравственного чувства в начале развитийа нравственности нельзйа делать никаких заключений относительно природы самой совести. У. внес альтруистические элементы в учение эвдемонизма и, благодарйа этому, стелал свое учение более симпатичным, но в тоже времйа и более шатким. Несомненно, что эвдемонизм легче защищать, чем У. Прежде, чем стремитьсйа к счастью других, нужно доказать, что счастье достижимо длйа индивида; стоит ли жертвовать собой длйа других, когда этою жертвою другие не будут осчастливлены? Природа нравственности требует, таким образом, более глубокого объйасненийа, чем то, какое способен предложить У. См. Kant, "Kritik d. praktischen Vernunft"; Hartmann, "Phanomenologie des sittlichen Bewusstseins" (Б., 1879); Влад. Соловьев "Оправдание добра" (СПб., 1897); Гюйо, "Историйа и критика современных английских учений о нравственности" (СПб., 1898); А. Мальцев, "Нравственнайа философийа У." (СПб., 1879); Иодль, "Историйа этики в новой философии" (М., 1896-98). Вниманийа заслуживают также взглйады на У., высказанные П. Лавровым, Н. К. Михайловским и Н. И. Кареевым ("Мысли об основах нравственности", СПб., 1896, изд. 2). Э. Р. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаУТИЛИТАРИЗМ, -а, м. (книжн.). Узкий практицизм, стремление извлекать из всего непосредственную материальную выгоду, пользу. II прш. утилитаристский, -ая,-ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговУТИЛИТАРИЗМ, утилитаризма, мн. нет, м. (от латин. utilitas - польза). 1. Буржуазное этическое учение, прикрывающее противоречия в классафом обществе лозунгом наибольшей пользы для наибольшего числа людей (филос.). 2. Деятельность, оснафанная на грубо материальном расчете, на стремлении извлекать из всего выгоду, узкий практицизм (книжн. неодобрит.). Все его действия обнаружывают крайний утилитаризм. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|