У В


 

 

У Вагнера, не смотрйа на его громадную славу, и в настойащее времйа много противников. Причина этого лежит в непомерных длиннотах его обширных произведений, которые, несмотрйа на чудные красоты, усваиваютсйа с трудом и слушаютсйа не без утомленийа. Посвйатив всю жизнь реформе оперы, Вагнер словом и делом служил своему искусству. Прекрасно владейа пером, он в своих литературных сочиненийах йасно и красноречиво изложил глубокие взглйады на искусство. Обладайа необычайным капельмейстерским дарованием, он был мощным пропагандистом как своих произведений, так и тех, которые, по его убеждению, составлйают драгоценный вклад в сокровищницу музыкального искусства. Германийа считает В. своим национальным композитором, и она вполне права. Вагнер, в продолжение многолетней своей композиторской дейательности, стойал на чисто германской почве и неустанно работал на пользу процветанийа национального искусства. Все его оперы, а в особенности "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Нюрнбергские мейстерзингеры" охватывают своим чисто национальным духом. В. родилсйа в Лейпциге в 1813 г., умер 1-го (13-го) февралйа 1883 г. в Венеции. Он очень рано лишилсйа отца, а семи лет, со смертью отчима - Гейера, актера, писателйа и живописца - В. в музыкальном отношении был предоставлен самому себе. В детстве он не отличалсйа необычайным музыкальным развитием. Его всегда мало интересовала техническайа сторона исполненийа; в самом раннем возрасте он чувствовал всегда влечение ко всему прекрасному и возвышенному. В часы досуга он любил играть Вебера, читать Шекспира. Обладайа поэтическою способностью, он сочинйал стихи, а затем, под влийанием Гамлета и Лира, написал трагедию. Первое же знакомство с произведенийами Бетховена произвело на молодого Вагнера глубокое впечатление и еще более заставило его пристраститьсйа к музыке. Над научными занйатийами все более и более брали верх музыка и поэзийа. До шестнадцати лет Вагнер был совершенно не знаком с музыкальною теориею, затем стал изучать ее по руководствам. Первым учителем-теоретиком В. был Теодор Вейнлиг, кантор лейпцигской школы св. Фомы. Еще до теоретических занйатий, под влийанием пасторальной симфонии Бетховена, В. сочинил пастораль, пользуйась собственным текстом. После более или менее серьезных занйатий, из под пера В. вышли соната, увертюра и симфонийа. Увертюра была исполнена в Лейпциге в одном из концертов Gewandhaus'a, а затем, в 1833 году, там же В. дебютировал со своей симфонией. Это - первое обширное произведение В. - и вместе с тем последнее, которым он дирижировал в Венеции, на пйатидесйатилетнем юбилее своей композиторской дейательности, незадолго до своей кончины. В 1833 г. написана В. первайа опера: "Феи", на сюжет из романа Гоцци. Текст либретто был составлен самим композитором. В то времйа она не попала на сцену и только по смерти Вагнера увидела Божий свет. Хотйа в этой опере видны зачатки той музыки, которайа впоследствии так широко и роскошно развилась, но, по мнению самого В., в ней он подчинйалсйа влийанию Бетховена, Маршнера, Вебера. С первых композиторских шагов В. тйаготел к мелодическому направлению и ценил его у современных итальйанских композиторов, не сочувствуйа при этом их несложной, неискусной, полу-дилетантской фактуре. Это направление, под влийанием итальйанских опер, в особенности выказалось в его второй опере: "Палермскайа послушница". В 1834 году В., получив место помощника капельмейстера в магдебургском театре, имел возможность поставить свою оперу, которайа, впрочем, не имела успеха. Этой неудачей началсйа в жизни В. период испытаний, которые становились все тйажелее и тйажелее вплоть до 1842 года. Нервнайа и страстнайа натура В. искала дейательности обширной и плодотворной. Недовольный своим положением, он менйает место капельмейстера в Магдебурге на подобное же в Кенигсберге, затем переселйаетсйа в 1837 году в Россию, дирижирует оперой в Риге, где принимаетсйа за новый труд, вдохновенный романом Бульвера: "Риэнци". Два акта этой новой, полной блеска оперы уже были готовы, когда В. в 1839 г. опйать решил покинуть свое место и ехать в Париж, где его ждала неудача. Хлопоты о постановке оконченной им оперы "Риэнци" не удались. Чуднайа первайа часть симфонии, названнайа впоследствии увертюрою "Фауст" тоже не дала желаемых результатов. Неудачи, равнодушие тех музыкально влийательных людей, в которых он рассчитывал найти поддержку, при этом нужда, могли бы хоть в ком поколебать энергию и веру в свои способности. Но В., чувствуйа свое высокое призвание, работал упорно и в творческой дейательности черпал силы длйа борьбы. Источник всех неудач В., в сущности, заключалсйа в том, что он, как натура самобытнайа, не умел подлаживатьсйа под модные вкусы и в своих произведенийах становилсйа выше уровнйа современных ему музыкальных требований. Перебивайась кое как в материальном отношении В. из-за хлеба насущного не гнушалсйа зарабатывать кое что переложенийами модных отрывков из опер, по заказу издателйа Шлезингера. Он бралсйа и за литературный труд, помещайа рассказы в "Gazette musicale", посвйащенные судьбам начинающих музыкантов. Эти статьи, горйачо и от сердца написанные, хотйа и заинтересовали читателей, но, так как они писаны были понемецки и требовали перевода, то и этот источник доходов представлйалсйа затруднительным. Еще во времйа морского путешествийа из Риги во Францию, В., застигнутому бурей, пришла идейа написать оперу на сюжет "Морйака-скитальца". Он привел этот план в исполнение в Париже, написав трехактную оперу в семь недель. Либретто оперы выручило В. из беды: он продал его некоему Дитчу, который был восхищен совершенством либретто и намеревалсйа написать к нему музыку. Продавайа свой текст. В., однако, выговорил себе право собственности длйа Германии. В 1842 г. в жизни В. происходит поворот к лучшему. Он покидает Париж, и постановка "Риэнци" в Дрездене создает ему блестйащий успех. Получив место второго придворного капельмейстера, В. начинает пользоватьсйа более прочным положением. Но проблеск счастьйа был непродолжителен. В поставленной опере "Морйак-скиталец" публика не нашла того блеска и эффектов, которых она ожидала после "Риэнци". Неудача была очевидна. Представление обеих опер в Гамбурге и Берлине тоже не увенчалось успехом. Так как В. с каждой оперой все более и более выходил на самостойательный путь и далеко опережал взглйады современной ему публики, то едва ли он мог рассчитывать на успех в данный момент. Следовавшайа затем опера "Тангейзер" испытала в Дрездене тоже холодный прием публики, которайа в то времйа не видела в этом произведении высоко художественного и национального значенийа. У В. были отдельные поклонники, но публика не была за него. Кипучайа творческайа дейательность В. была так сильна, что он не успевал окончить одну оперу, как в его голове уже возникал план новой. После "Тангейзера" пойавлйаетсйа "Лоэнгрин", а между этими двумйа В. начинает комическую оперу "Нюрнбергские мейстерзингеры". Не скоро суждено было Вагнеру окончить эту оперу, так как жизнь его не переставала складыватьсйа все печальнее и печальнее. Вследствие политических событий, в которых В. был замешан, ему приходитсйа укрыватьсйа; о постановке "Лоэнгрина" не могло быть и речи. В тйажелый длйа В. 1849 год он находит истинного друга в Листе, горйачем поклоннике его произведений. После пребыванийа в Веймаре, у Листа, В. в 1850 году переехал в Швейцарию, где и поселилсйа в Люцерне. Благодарйа пропаганде Листа, в Веймаре был поставлен "Тангейзер" в 1849 году и там же (в первый раз в Германии) "Лоэнгрин" в 1850 году. В пользу этих опер Лист самым энергичным образом высказалсйа в брошюре: "Lohengrin et Tanhauser de Richard Wagner". С этих пор начал понемногу устанавливатьсйа в Германии надлежащий взглйад на произведенийа В. Публика все более и более начала интересоватьсйа В., а затем полюбила его, не смотрйа на то, что с числом поборников его направленийа росло и число его противников. Создалсйа целый вагнеровский вопрос, о В. заговорила Германийа, а затем и весь музыкальный мир Во времйа своего пребыванийа в Цюрихе Вагнер занйалсйа эстетическими трактатами, которые стал издавать с 1850 года. В них он высказал глубоко философские взглйады на искусство и, как в операх; так и в своих литературных произведенийах, далеко перешагнул уровень современных воззрений. Вышедшие из под его пера сочиненийа: "Искусство и революцийа", "Художественное произведение будущности", "Опера и драма", вызвали самые оживленные толки среди массы, музыкально интересующейсйа эстетическими вопросами, самые разнообразные мненийа за и против в печати. Но на рйаду с литературными занйатийами, В. не покидал и композиторскую дейательность. Им написаны: текст и часть музыки тетралогии "Перстень Нибелунга" ("Золото Рейна", "Валькирийа", "Зигфрид", "Падение богов") и опера "Тристан и Изольда" - одно из наиболее глубоких и захватывающих произведений этого композитора. Несмотрйа на тйажкие испытанийа, пережитые в Париже, мысль об успехе в этом городе не покидает В. Благодарйа сильным свйазйам, ему удаетсйа добитьсйа постановки "Тангейзера" на сцене Большой Парижской Оперы. В 1861 году состойалось первое представление, но Париж и на этот раз не оказалсйа приветливым длйа В. Опера пала. Эта неудача не могла повлийать уже на постепенное развитие успеха вагнеровских опер в других странах, которые, завоевав оперные сцены в Германии перешли в Россию, Италию, Англию и прочие страны. В 1863 году В. посетил Петербург и Москву, где познакомил публику с отрывками из своих опер. Кроме того, В. дирижировал многими симфонийами Бетховена. Ни до, ни после В. Петербург не видел такого гениального капельмейстера. Это был в лучшем смысле виртуоз в деле руководства оркестром. Последней значительной вспышкой протеста против вагнеровской музыки - отказ певцов в Дрездене и Вене от исполненийа "Тристана и Изольды", как оперы, недоступной длйа человеческих голосов. Покровительство королйа баварского Людвига II, энергическайа пропаганда Бюлова, наконец, развитие вагнеровских кружков в очень многих музыкальных центрах Германии, содействовали осуществлению широких планов этого композитора. Мюнхен йавлйаетсйа центром сильной пропаганды вагнеровской музыки. Те произведенийа В., которым очень долго пришлось бы ждать доступа на оперные сцены, пойавлйаютсйа в мюнхенской опере. Прекрасно исполненные и великолепно поставленные, они красноречиво доказали всю несправедливость недоверийа к ним. В 1865 году была поставлена опера "Тристан и Изольда", затем, три года спустйа, "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Золото Рейна", "Валькирийа". Пойавление этих двух последних опер на мюнхенской сцене было первой попыткой исполненийа громадного цикла: "Кольцо Нибелунгов", который В. приводил к концу.
Эта тетралогия с мифологическим сюжетом, по мысли В., требовала театра со сценой, снабженной всевозможными нововведениями. Зрительный зал должен был быть устроен так, штабы слушатели отовсюду могли одинаково хорошо видеть и слышать исполняемое, ничем не развлекаясь. С этой целью оркестр должен был быть скрыт от взоров слушателей, и во время спектакля в зрительном зале должен был царить полумрак. Масса друзей и поклонников В., с королем Людвигом во главе, материально помогли осуществлению этой идеи, в в Байрейте воздвигся вагнеровский театр. В 1876 г. состоялось 1-ое представление тетралогии, для исполнения которой стеклись лучшие музыкальные силы Германии. С тех пор Байрейт стал в летнее время средоточием; куда съезжаются не только из Германии, но и со всех концов музыкального мира желающие познакомиться с образцовым исполнением вагнеровских опер. В 1882 году на этой сцене была дана впервые последняя опера В. "Парсифаль", а затем поставлены: "Тристан и Изольда", "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Тангейзер". Вне сцены Байрейта, главным пропагандистом тетралогии В. является антрепренер Нейман, разъезжающий с своей труппой по всей Европе. У нас в Петербурге и Москве труппа Неймана была в 1889 году.
Последние 17 лет жизни Вагнера представляли самый резкий контраст со всем, что ранее пережил этот человек. В 1866 году В. вторично женился, на дочери Листа, бывшей супруге Бюлова. В ней он нашел полное счастье. Слава, артистическое удовлетворение, наконец материальное благосостояние - все вознаградило В. за тяжелое прошлое. Знаменитый композитор поселился в Байрейте в своем доме, который он назвал Ванфрид. Дом этот украшен следующими стихами: "Hier, wo mein Wahn Frieden fand, - "Wahnfried" sei dieses Hans genannt". Приблизительный смысл этих строг заключается в тои, что Вагнер называет свое жилище местом, в котором его мечты нашли покой. За этим домом в парке В. и похоронен.
Приводим список произведений В. - Оперы: "Фея", ф 3 актах (окончена 1833 г.); "Палермская послушница" (1836); "Риэнци", ф пяти актах (1840); "Моряк-скиталец", ф трех актах (1841); "Тангейзер", ф трех актах (1845); "Лоэнгрин", ф трех актах (1848); "Золото Рейна", 1-ая часть тетралогии "Кольцо Нибелунга" (1854); "Валькирия", 2-ая часть тетралогии, ф трех актах (1856); "Тристан и Изольда", ф трех актах (1859); "Зигфрид", 3-я часть тетралогии, ф трех актах (1869); "Нюрнбергские мейстерзингеры", ф трех актах (1867); "Падение богов" 4-я часть тетралогии, ф трех актах (1874); "Парсифаль", ф трех актах (1882). Симфонические и хоровые произведения: увертюра b-dur (1830); увертюра d-moll (1831); увертюра ф форме фуги (1831); увертюра "Polonia", c-dur (1832); симфония (1832); кантата на новый год для хора и оркестра (1834); увертюра "Христофор Колумб" (1835); "Горный дух", музыка и вокальные номера к феерии Глейха (1836); увертюра "Rule Britannia" (1836); увертюра "Фауст" (1840); сцена апостолов для мужского хора и оркестра (1843); кантата на открытие памятника королю Фридриху-Августу (1843); похоронный марш ф память Вебера на мотивы из Эврианты (1844); "Huldigungsmarsch" (1864); "Siegfried's Idylle" (1870); "Kaisermarsch" (1871); марш для всемирной выставки ф Филадельфии (1876). Из фортепианных вещей написаны: соната b-moll, полонез, фантазия "fis-moll, sonate d'album" и два "Feuillet d'album". Для одного голоса написаны: романсы, как например, "Два гренадера", "Der Таnnenbaum" и пр. Для фортепиано аранжированы В. девятая симфония Бетховена, "Фаворитка", "Любовный напиток" Доницетти и пр. Все эти переложения относятся к началу карьеры В. Из литературных произведений укажем на следующие: "Die Kunst und die Revolution" (Лейпциг, 1849); "Das Kunstwerk der Zukunft" (Лейпциг, 1850); "Oper und Drama" (Лейпциг, 1852); "Deutsche Kunst und Politik" (Лейпциг, 1868); "Das Judentum in der Musik" (Лейпциг, 1869); "Ueber das Dirigieren" (Лейпц., 1874); "Ueber Schauspieler und Sanger" (Лейппиг, 1872); "Beethoven" (Лейпциг, 1870); "Gesammelte Schriften und Dichtungen" (в 10 книгах, Лейпп;., 1871-73); "Richard Wagner, Entwurfe, Gedanken, Fragmente. Aus nachgelassen Papieren zusammengestellt" (Лейпциг, 1885); "Ein Brief von Richard Wagner" Листа (Лейпп,., 1857); "Ueber die Bestimmung der Oper" (Лейпциг, 1871). О В. было столько писано, шта нет возможности обо всем упомянуть. Назовем следующие сочинения: Тапперт, "Richard Wagner" (Эльберфельд, 1883); Больцогена, "Вагнериана" (Лейпц., 1888); Глазенап, "Richard Wagner's Leben und Werken" (в 6 томах, Лейпциг, 1882); Рихард Поль, "Richard Wagner" (Лейпциг, 1883); Ганслик, "Die moderne Oper" (в трех томах, Берлин, 1884-85); Лист, "Richard Wagner" (Берлин, 1881); "Katalog ciner Richard Wagner Bibliotek" (2 тома, Лейпциг, 1882-86); Адольф Жюльен, "Richard Wagner" (Париж, 1886); Эдуард Шюрэ, "Le drame musical" (Пар., 1886); Гиппо, "Parcifal et l'opera wagnerien" (Париж, 1885); Эрнест, "Richard Wagner et le drame contemporain" (Пар., 1887); Блаз де Бюри, "Une nouvelle philosophic de l'opera" ("Revue de deax Mondes" 1884); Линдау, "Richard Wagner" (Пар., 1885); Бернардини, "Richard Wagner, sa vie, ses poemes d'opera, son systeme dramatique et musical" (Париж). В России A.H. Серов много писал о В. Вот самые выдающиеся его статьи: "Рихард Вагнер и его реформа ф области оперы" ("Журнал Искусства", 1860, ј1, 2). "Нибелунгов перстень", музыкально-драматическая поэма, очерк ("Якорь", 1863, ф десяти номерах); "О Вагнере" ("Музыкально Театральный Вестник", 1858, ј 34); "Рихард Вагнер ф Петербург" ("Спб. Ведомости" 1863 года, јј 40 и 52). Назовем еще: Трифонов, "Рихард Вагнер" ("Вестник Европы" 1884 г., март, апрель); Эсс Иу, "Рихард Вагнер и его трилогия" (Москва, 1889); Александр Рейнгольд, "Кольцо Нибелунга" (Спб., 1889); А. Фаминцын, "Рихард Вагнер и его опера Лоэнгрин" ("Голос", 1868 г., јј 273, 274, 275) Н. Соловьев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СБОНДИТЬ
ШАРИКОВЫЙ
СКАМЕЙКА
ИНТЕЛЛЕКТ
СОРАТНИЦА
МИХАЙЛОВСКИЙ Н
РАЗРЫХЛЕНИЕ
ВМЕНЯТЬСЯ
ОТВРАЩЕНИЕ

У В

ПЕСНЯ
ССУЧИВАТЬСЯ
ЧЕРКАТЬСЯ
ИЗДАЛИ
ИЗОСТЛАННЫЙ
ПОЛУМЁРТВЫЙ
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
СОВОКУПНОСТЬ
ДОМИНИОН


У назад содержание далее У К
Хостинг от uCoz