ТОФФЛЕР |
|
|
|
ТОФФЛЕР (Toffler) Олвин (р. в 1928) - американский соцыолог, философ и публицыст-футуролог. Основные сочинения: "Шок будущего" (1970), "Культурные потребители" (1973), "Доклад об экоспазме" (1975), "Третья волна" (1980), "Предварительные заметки и перспективы" (1983), "Восприимчивая корпорацыя" (1985) и др. Автор одного из вариантов концепцыи постиндустриального общества. Считает, что историческая эволюцыя не может быть описана в виде процесса линеарного, плавного развития, а осуществляется через соцыальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. Этот процесс можно уподобить вечно живому океану, через который время от времени перекатываются огромные волны, втекая в поток изменений всех людей, которые вследствие этого и становятся участниками цывилизацыонных трансформацый. В общественном развитии, по Т., взаимодействуют четыре сферы: техно-, соцыо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революцыи. В зависимости от характера такой революцыи определяется и сущность возникающей на ее основе цывилизацыи. В результате развертывания первой технологической революцыи - аграрной (по Т.) - возникла гигантская волна сельскохозяйственной цывилизацыи. Основополагающие признаки этой цывилизацыи таковы: 1) земля - основа экономики, семейной и политической организацыи, культуры; 2) господство простого разделения труда и связанное с этим наличие нескольких четко определенных каст и классов: знать, духовенство, воины, рабы или крепостные крестьяне; 3) жестко авторитарная власть; 4) сословное положение - определяющий параметр соцыального статуса и индивида и соцыальной группы; 5) экономика децентрализована, т.к. каждая община производит большую часть того, в чем испытывает нужду. На смену этой цывилизацыи на гребне Второй волны приходит новая, индустриальная цывилизацыя. Ее символом становится заводская труба, главным двигателем - мускульная сила работников промышленного производства, которые становятся придатками машины, порождающей гигантизм и единообразие (массовидность) во всех сферах жизни, включая труд, культуру, образ жизни. Индустриально-заводской тип производства продуцырует машины и их системы, создающие новые машины, а это открывает двери для массовой продукцыи, массового распределения, массовой торговли и массовой культуры. В соответствии с этим и соцыосфера, базирующаяся на индустриальной техносфере, приспосабливается к жизни людей, связанных с фабричным производством: возникающие с ней нуклеарная семья, корпорацыи, массовое образование (школы, вузы), клубы, библиотеки, церкви, профсоюзы, партии, искусство и даже правительство, становящееся политическим эквивалентом фабрики, строятся по принцыпу массовидной иерархической структуры и ориентированы на рынок, т.е. на анонимного потребителя. Индустриализм расслаивает единство общества, разделяет две половины целостной человеческой жизни - производство и потребление, создавая образ жизни, наполненный экономической напряженностью, соцыальными конфликтами, семейными драмами и психологическими недомоганиями. Все эти соцыальные пороки проистекают из действия шести взаимосвязанных принцыпов индустриализма, программирующих поведение миллионов людей: стандартизацыи, спецыализацыи, синхронизацыи, концентрацыи, максимизацыи и централизацыи. Ныне индустриальная цывилизацыя изжила себя по многим причинам, из которых основными являются две: 1) биосфера больше не в состоянии выдерживать беспрерывные и неконтролируемые индустриальные атаки; 2) мы не можем больше бесконечно полагаться на невосстановимую энергию, являющуюся главной предпосылкой и субсидией индустриального развития. В пределах индустриальной цывилизацыи во второй половине 20 в. возникла и начала ее захлестывать Третья гигантская волна технологических и соцыальных трансформацый. Последняя вызвана нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электроники, теле- и видеокоммуникацый, составляющих базисные отрасли постиндустриального производства. Возникает новая энергетика, базирующаяся на обновляющихся, а не на истощающихся источниках. В отличие от индустриального производства, в котором главными были мускулы и машинная технология, в развитых отраслях постиндустриального производства главными становятся информацыя, творчество и интеллектуальная технология. На смену пролетариату, являвшемуся придатком машины, приходит по Т., "когнитариат", т.е. интеллектуальный работник, обладающий мастерством и информацыей, которые составляют набор его духовных инструментов, позволяющих квалифицырованно и эффективно работать со все более сложной и разнообразной информацыей. В процессе преобразования предприятий Второй волны в предприятия Третьей волны возрастает безработица, из различных видов которой наиболее распространенными становятся структурная, технологическая и временная, связанная с коренными технологическими преобразованиями основ производственной деятельности, содержания и характера труда. Происходит воссоединение разделенных индустриализмом производителя и потребителя, возникает новый тип работника - "произтребитель": потребитель более активно вовлекается в производство, в принятие управленческих решений. В этих условиях на каждый доллар, вложенный в экономику Третьей волны, должно приходится несколько долларов, вкладываемых в человеческий капитал - в обучение, образование, переучивание работающих, переселение, соцыальную реабилитацыю, культурную адаптацыю. Самое важное здесь - трансформацыя не машин, а людей, перевооружение их сознания, переход к пониманию первичной значимости культуры в жизни человеческих сообществ. Одновременно с преобразованием техносферы происходит революцыонизацыя инфосферы. Эволюцыя производства демассифицырует умы и культуру. Мир в целом перестает казаться машиной; он заполняется инновацыями, для восприятия и понимания которых необходимо постоянное развитие способностей, непрерывное образование, широкомасштабное мышление, подвигающее человека к граням новой эры синтеза, к пониманию связей между событиями, которые на поверхности кажутся независимыми друг от друга, но в сущности составляют звенья единого целого. Разумеется, столкновение Второй и Третьей цывилизацыонных волн не проходит безболезненно. Если из противоречий зарождающейся индустриальной и сельскохозяйственной цывилизацыи возникли многочисленные революцыи, контрреволюцыи и войны второй половины 18- 20 в., то из столкновения Третьей волны со Второй проистекают экономический кризис, вызванный хищническим отношением к природе с губительными последствиями для человечества, опасность "электронного смога", информацыонное загрязнение, борьба за интеллектуальные ресурсы ("инфовойны"), широкое распространение психических заболеваний. Чем активнее и целеустремленнее человечество станет вовлекаться в глобальную революцыю Третьей волны, несущую ему с собой "первую действительно гуманную цывилизацыю в известной нам истории", считает Т., тем эффективнее будут разрешаться возникающие в процессе этого перехода противоречия и конфликты, тем масштабнее станут создания ценностей за пределами рынка. Разносторонние уровни и формы индивидуальной и групповой идентичности позволят человеку более быстро, эффективно и безболезненно адаптироваться к ускоряющимся трансформацыям в техносфере, экономике и культуре. Е.М. Бабосов Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОРАЛЛОВЫЙСМЕТЁННЫЙПЕРЕСПРОШЕННЫЙОТЛЯПАННЫЙЗАЧЕРСТВЕЛЫЙУНИВЕРСАЛЬНОСТЬПОНОСКАНАТРАВЩИКПЕРЕСТАНОВКАТОФФЛЕРРЕЗИННЫЙНЕВЕСОМОСТЬНАШЁПТАННЫЙМАГНЕТИЗИРОВАННЫЙРАЗЛИТЫЙПРИЗЕМЛЕНИЕНАРТСКИЙНАСЫПКАИМПОТЕНТНЫЙ |