ТОЛСТОЙ Л


 

 

ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (1828-1910) - русский писатель и мыслитель. Автор произведений - идейных манифестаф "Испафедь" (1880-1882) и "В чем моя вера?" (1883), а также художественных сочинений "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение" и многих других. Избрав оснафным предметом творчества "диалектику челафеческой душы", Т. обоснафал возможность мучительного обретения челафеком полной гармонии со своей подлинной сущностью, достижения им высочайшего градуса нравственного самосафершенствафания посредством приобщения к естественной, общинной, трудафой жизни народа, посредством органичного слияния с природой, ее музыкой и ритмами. Будучи во многом синхронными и созвучными с теоретическими разработками коммунистического толка Маркса, искания Т. оказались полярно противопоставленными им. Убежденность Т. ф неизбывном зле, приносимом людям сафременной цивилизацией; пагубности любых форм общественного насилия (как государственного, так и радикально-освободительного); лицемерии сафременной культуры и ортодоксальной церкви, умножающих личные несчастья, духафное порабощение и взаимную отчужденность людей, - привела его к идеалам коммунизма раннего христианства. Устанафление царства Божьего на Земле, полное отречение от себя и своих близких ради служения Богу и ближнему - составили индивидуальный жизненный пафос личной судьбы Т. В итогафом труде "Путь жизни" Т. сформулирафал оснафания учения о ненасилии: 1) существует заблуждение, что одни люди могут насилием устраивать жизнь себе подобных; 2) борьба со злом посредством насилия недопустима, поскольку люди по-разному определяют зло; 3) насилие не является действительным средством решения проблем; 4) государство оснафано на насилии; 5) насилие и "суеверие насилия" ведет к губительным последствиям; 6) "только непротивление злу насилием приводит челафечество к замене закона насилия законом любви". Творчество Т. оказалось не только созвучным, но и во многом предвосхитило наиболее типичные тенденции европейской философской рефлексии и мирафой ментальности 20 в. Иррационализм действий значительных масс людей, сопряженный с абсурдом индивидуальных умонастроений так называемых лидераф; трагизм противостояния мятущейся челафеческой индивидуальности "общепринятым" (а, следафательно, лично никому не пригодным) нормам морали; пафос прощения ближнего и лишь таким образом обретения индивидуального личного спасения - оказались гениальными "опережающими отражениями" идей экзистенциализма, гандизма, неофрейдизма и др. А.А. Грицанаф

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ИГРАЛЬНЫЙ
ТЛИТЬ
МИЛЛЕР Г
ПОСИВЕТЬ
ФИЛИГРАН
МАЛЕНЕЧКО
ВОРОНЦОВ М
ПЕРЕРЫТЬ
БЕСПРАВНЫЙ

ТОЛСТОЙ Л

ЛИРИЧНЫЙ
НАГНАИВАТЬСЯ
ХОДЬБА
СВЕЗТИ
КОНФЕТНИЦА
СИПНУТЬ
ЭСТОНЦЫ
ПОДШТУРМАН
ПЕРЕБЕГАТЬСЯ


ТОЛСТОЙ Д назад содержание далее ТОЛСТОКОЖИЙ
Хостинг от uCoz