ТОЙНБИ |
|
|
|
ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (1889 - 1975), английский историк и социолог. Выдвинул теорию круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций, каждая из которых проходит аналогичные стадии возникновения, роста, надлома и разложения; движущая сила их развития - "творческая элита", увлекающая за собой "инертное большинство"; прогресс человечества - в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных анимистических верований через универсальные религии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов общества видел в духовном обновлении. Основные труды - "Постижение истории" (тома 1 - 12, 1934 - 61). Современный энциклопедический словарьТОЙНБИ (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) - британский историк и общественный деятель. Работал преподавателем в высшей школе и служащим министерства иностранных дел. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд - фундаментальное 12-томное "Исследование истории" (1934- 1961) - принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. На богатейшей фактологической основе Т. стремился разработать концепцыю сущности истории, адекватную состоянию исторического знания и соцыальному опыту 20 в. Подлинным объектом исторического изучения Т. считает цывилизацыи - общности, большие в пространственно-временном плане, чем нацыи, и меньшие, чем все человечество. При этом историческая концепцыя Т. антропоцентрична: личности создают историю, а общество есть лишь посредник во взаимодействии людей между собой. Понимая человека как существо, возвышающееся над природным и соцыальным детерминизмом своей сознательностью и способностью осуществлять выбор, Т. разрабатывает оригинальное - "драматическое" - понимание истории. Элементарной "клеточкой" истории Т. считает столкновение Вызова, ставящего под угрозу существование общества, и творческого Ответа, даваемого людьми. Вызов, в метафизическом плане означающий Божественное испытание человека, позволяющее реализовать его свободу, в своих эмпирических проявлениях многообразен: это может быть ухудшение природных условий, внешнее завоевание, появление в недрах общества инородных соцыальных сил, давление "варваров" и др. Соответственно, человеческий выбор, в метафизическом смысле представляющий собой выбор между добром и злом, в эмпирическом плане есть творческое усилие, призванное разрешить конкретную проблемную ситуацыю. Если в принцыпиальном плане челночное движение Вызова-и-Ответа трансисторично и образует ткань всей истории, то в конкретных условиях места и времени удачный Ответ рождает "локальную цывилизацыю", обладающую неповторимым своеобразием. Автором Ответа, по Т., является не общество в целом, а творческое меньшинство, которое посредством мимесиса (подражания) приобщает инертную массу к новым соцыальным ценностям. Локальные цывилизацыи сопоставимы друг с другом, что позволяет посредством сравнительного анализа вывести эмпирически обоснованные закономерности истории. За генезисом цывилизацыи следует фаза роста поступательного движения, возможного благодаря повторяющемуся чередованию успешных Ответов и все новых Вызовов, рождаемых изменением общества. Критериями роста цывилизацыи Т. считает процессы самоопределения (переориентацыи Вызовов извне вовнутрь общества, обретение им неповторимого облика) и дифференцыацыи (усиления внутреннего разнообразия). За ростом следует фаза надлома, вызванная деградацыей элиты: творческое меньшинство вырождается в правящее меньшинство, озабоченное лишь сохранением собственной власти, основанной уже не на добровольном подчинении, а на силе. Нравственное отчуждение большинства раскалывает общество, перестающее быть гармоническим единством. Однако, полемизируя со шпенглеровским фатализмом соцыального старения и смерти, Т. подчеркивает, что цывилизацыя не есть организм с жестко заданным жизненным цыклом. Ход истории определяется творческим усилием человека, и пока элита сохраняет духовный потенцыал, цывилизацыя жизнеспособна. Наряду с первичными цывилизацыями, возникшими непосредственно из первобытных обществ, Т. выделяет цывилизацыи второго и третьего поколений. Особенностью перехода от второго к третьему поколению является воспроизводство цывилизацыи посредством церкви - "куколки". В условиях "универсального государства", создаваемого в фазе распада правящим меньшинством вторичной цывилизацыи, духовно отчужденный "внутренний пролетариат" творческим усилием создает "вселенскую церковь" как зародыш нового общества. Возникновение "высших религий" - христианства, ислама, индуизма и буддизма - Т. считает важнейшим этапом духовного прогресса человечества. Вопреки распространенному мнению, можно утверждать, что не замкнутые "локальные цывилизацыи", а смысловое единство истории находилось в центре внимания Т.: "цывилизацыи приходят и уходят, а Цивилизацыя остается". Цивилизацыя для Т. - это синоним свободы и творческих возможностей человека, бесконечная духовная задача, а не окончательно достигнутый результат. Т. также автор сочинений: "Греческая историческая мысль" (1924), "Христианство и цывилизацыя" (1946), "Цивилизацыя перед лицом испытания" (1948), "Мир и Запад" (1953), "Америка и мировая революцыя" (1962), "Изменение и обычай" (1966), "Города в движении" (1970), "Человечество и колыбель-земля. Нарративная история мира" (1976) и др. В.Н. Фурс Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЛУЧЕВАЯ ТЕРАПИЯРЕФОРМЫВКЛАДЫШИНТРОСПЕКТИВНЫЙОБМОТАТЬПОЧИНЩИКШТУКЕНЦИЯРЖАВЫЙРАСХВАТАТЬТОЙНБИТИЛЬДАМАРОКЕНОВЫЙПОХОРОНИТЬИММУНОЭКСПЛУАТАЦИЯДУМУЗИСПЕЦИФИЧЕСКИЙУВЛАЖАТЬСЯПЬЯНИТЬ |