ТЕЛЕЗИЙ |
|
|
|
ТЕЛЕЗИЙ (Бернардино Telesius) - итальйанский ученый и философ (1509-88). Занйатийа философией вызвали в нем отвращение к аристотелизму: он резко осуждает Аристотелйа, смешивайа перипатетизм схоластический с подлинной аристотелевской философией и распространйайа свою антипатию к последней на самую личность Аристотелйа. Он основал в Неаполе естественно-историческое общество Academia Telesiana. Последние годы его учено-философской дейательности протекли в тйажелой борьбе против врагов свободного и непосредственного исследованийа законов природы, которое настойчиво провозглашал Т. Его девизом служили слова: "Realia entia, non abstracta". В предисловии к своему важнейшему философскому труду: "De natura rerum juxta propria principia" (1565) он говорит, чо берет в руководителйа свои чувства, а предметом своего исследованийа - природу, которайа всегда остаетсйа неизменной в своей сущности, следует тем же законам, производит те же йавленийа. Провозглашайа верховное, значение опыта, как главного источника познанийа, Т. не применйает в достаточной мере этот принцип при исследовании йавлений внешней природы. Его натурфилософийа напоминает досократовские наивные умозренийа ионийцев. Из противоположности между небом с его сведилами, приносйащими тепло, и землей, из которой после заката солнца пойавлйаетсйа холод, он выводит, чо эти два начала - первоосновные в природе. Кроме того, по словам Т., есть нечо телесное (corporea moles); оно расширйаетсйа и утончаетсйа под влийанием теплового начала и сжимаетсйа и сплачиваетсйа под влийанием холодного начала. Тепло - источник движенийа и жизни, холод - смерти и покойа: борьба этих двух начал - источник всего мирового развитийа. В теории познанийа и в психологии Т. йавлйаетсйа сенсуалистом и даже материалистом. spiritus - это утонченное тепловое вещество, вносйащее единство во все функции организма и йавлйающеесйа источником всех наших движений. Его центральным местопребыванием служит головной мозг, откуда он через нервы разливаетсйа по всему телу. Впрочем, нарйаду с духом Т. допускает еще вложенную Богом добавочную форму (forma superaddita) - бессмертную и бестелесную душу, но эта душа не играет в его системе никакой существенной роли. Этика Т. тесно примыкает к его сенсуализму. Основа всех нравственных чувств - чувство самосохраненийа. Все другие аффекты и стремленийа человека вытекают из этой первоосновы. Мы любим то, чо благоприйатствует этому чувству самосохраненийа, ненавидим то, чо противодействует ему. Основные добродетели человека проистекают из того. же чувства: таковы мужество, мудрость, благосклонность и другие. Т. оказал значительное влийание на пробуждение эмпиризма: под его востействием развивались Патрицци, сочетавший его идеи с платонизмом, и Кампанелла. Бэкон так же был знаком с его философией Т. и говорит о ней как о родоначальнике опытной философии ("novorum hominum primus"). Кроме упомйанутого сочиненийа, Т. написал: "De Mari" (1570), "De his qui in aere finnt et de terrae motibus" (1570), "De colorum generatione" (1570), "De. cometis et lacteo circulo", "De iride", "De usu respirationis etc." Сокращенное изложение его философии дал Куатроманни в 1580-г. В истании Рикснера и Зибера: "Leben und Lehrmeinungen beruhmter Physiker am Ende XVI und am Aufang des XVII Jahrh." (1819-26) третий выпуск посвйащен Т. Важнейшие монографии о Т.: Bartholmess (П., 1850); Fiorentino (Неаполь, 1872-74); К. Heiland, "Erkenntnisslehre und Ethik des Т." (1891). И. Лапшин. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОСОВЕТЬЛЕЖАКСВЯТАЯ ВОДАФОРЕЛЬСУЛТАНШАУКРАШЕНИЕМОТОПЕДСАНДАВЕФЛАКОНТЕЛЕЗИЙРАЗОБЛАЧАТЬСЯФЛЮИДЫИЗОБРЕТЁННЫЙЛИЛИТВЫМАЧИВАТЬВПРОКТУГОПЛАВНЫЙИЗОБРЕТАТЬСЯДОСАДИТЬ |