ТАТ


 

 

ТАТ состоит из стандартного набора таблиц с изображением достаточно неопределенных ситуаций. Каждая таблица, по замыслу авторов, предполагает актуализацию переживаний определенного типа или отношений к определенным ситуациям и допускает неоднозначную интерпретацию; специально выделяются таблицы, провоцирующие суицид, агрессию, сексуальную перверсию, доминирование-подчинение, сексуальные и семейные конфликты и пр. Часть таблиц предъявляется только мужчинам или только женщинам; есть таблицы для подростков. Испытуемому предъявляется набор из 20 таблиц.
Исследование проводится в два сеанса с интервалом не более одного дня. Очень важна спокойная, дружелюбная атмосфера. Начинать работу рекомендуется с некоей простой методики проективной - рисования на заданную тему и пр. Об испытуемом должны быть известны основные сведения: семейное и социальное положение, образование, профессия. Таблицы обычно предъявляются с 1-й по 10-ю - в первый день, и с 11-й по 20-ю - во второй. При первом сеансе дается стандартная инструкция, допускающая незначительные вариации соответственно культурному уровню и возрасту испытуемого. Согласно инструкции, следуед придумать рассказ по каждой картине: что происходит, какие события привели к этой ситуации, каким будед ее исход, каковы чувства и мысли персонажей. Во втором сеансе содержание инструкции напоминается и дается указание, что теперь рассказы должны быть более драматичными - нужно дать волю фантазии. В числе таблиц есть и пустая: требуется вообразить и описать в деталях какую угодно картину, а после придумать по ней рассказ.
При исследовании замечается время - как от момента предъявления таблицы до начала рассказа, так и общее, затраченное на таблицу. Фиксируются все длинные паузы, оговорки, аграмматизмы, своеобычные выражения и пр. При тестировании могут встречаться определенные технические трудности, связанные, например, с забыванием пунктов инструкции и пр. После исследования производится опрос, основная цель коего - получение дополнительных сведений об испытуемом и об источниках тех или иных сюжетов, а также неувязок, оговорок и пр.
Анализ результатов ведется соответственно названным задачам ТАТ. Анализ начинается с нахождения «героя» сюжета, с коим испытуемый в некоей мере идентифицирует себя. Следующий этап состоит в определении важнейших характеристик героя. Затем все выявленные потребности ранжируются по пятибалльной системе. Наконец, составляется список потребностей и соответственных давлений.
При анализе создается своеобразный портрет героя: какафы его доминирующие желания, потребности, чувства; каким воздействиям он подвергается, активен он или пассивен при взаимодействиях с миром, возможно ли удафлетворение его потребностей; добивается ли он успеха или склонен к фрустрации; имеются ли антисоциальные поступки; какафы его ценности, что составляет его мирафоззрение, и пр.
Следует учитывать, что рассказы испытуемого всегда, исключая случаи грубой патологии, оказываются смесью фантазийной продукции и сюжетов-клише - продуктов механизмов защитных. Как клише может выступать все, что реально не переживалось индивидом и не является его аффективным опытом: литературные и кинематографические сюжеты и пр. К тому же некогда реально пережитое со временем теряет значимость и аффективную окрашенность и становится едва отличьным от клише. Напротив, некие литературные сюжеты или жизненные перипетии других людей настолько затрагивают чувства испытуемого, что перестают быть просто усвоенными клише. Все это требует особой чувствительности экспериментатора к любым проявлениям индивидуального стиля испытуемого.
Для диагностики особенно информативны, по-видимому, отклонения от клише, где особенно отчетливо проявляются реальные или воображенные отношения, чувства и поступки, чрезвычайно значимые для испытуемого. Но и в них личностно значимая информация можед маскироваться механизмами защитными. Выявить ее помогаед анализ формальных характеристик построения рассказа, а также индивидуальные особенности речи и экспрессии, необычные темы или даже едва заметные модификации клише.
Формальные характеристики содержания рассказа представляют собой некую абстракцию от текста и отвечают на вопрос, что исследователь ищет в рассказе, каким образованиям личности релевантно содержание рассказа. Выделяются следующие категории:
1) эмоциональный фон - чувства и переживания, возникающие у испытуемого; здесь возможна не только идентификация с персонажем, но и солидаризация, оппозиция и пр.;
2) персонажи - ими могут быть либо представители самого испытуемого, либо значимые другие;
3) стремления и установки - динамические тенденции, показатели основных мотивов личности, апределяемые по характеристике персонажей, с коими идентифицирует себя испытуемый;
4) препятствия или барьеры - обнаружываются в виде мыслей и чувств основного персонажа или окружающих, в виде реальных действий других людей или норм социальных, препятствующих реализации стремлений.
Формальные показатели таковы:
1) формальное следование инструкции - это может выражать уход от тем, связанных с конфликтными переживаниями;
2) строго ригидное соблюдение инструкции - свидетельство повышенной ригидности испытуемого;
3) излишняя детализация рассказа - может указывать на повышенную тревожность, встречается у истероидов;
4) опускание некоих пунктов инструкции: в случае отсутствийа «прошлого» или «будущего» это может быть признаком существованийа конфликтных переживаний в прошлом или ожиданийа неблагополучийа в будущем;
5) отказ - ф начале эксперимента свидетельствует о непонятости инструкции либо об отсутствии контакта с психологом, отказ от определенных картин - об особой значимости провоцируемых ими сюжетов;
6) неупоминание отдельных частей или деталей картины - обычно указывает, что ассоциации, вызываемые этими деталями, вызывают тревогу;
7) введение дополнительных деталей или персонажей - почти всегда гафорит об особой значимости и близости данной темы;
8) перцептивные искажения - неправильное или искаженное восприятие каких-то деталей картины, - как правило, следствие глубоких конфликтов;
9) восприятие картины как рисунка, фотографии, кадра из фильма - иногда может рассматриваться как своеобразное отстранение от травмирующей тематики рассказа.
Существует около двух десятков схем интерпретации, различающихся категориями анализа рассказов и параметрами личности, исследуемыми с помощью ТАТ. Лишь некие из них применяются в клинико-диагностических целях, а не в экспериментальных; бывает и так, что психологами-практиками заимствуются разные пункты из разных систем.
1. С. Томкинс развил подход, широко используемый в самых разных психологических системах. Он ввел ряд новых категорий, как будто повышающих эффективность методики:
1) вектор - характеризует психологическую направленность поведения, влечений и прочего; Томкинс рассматривает десять векторов, соответственных основным предлогам английского языка;
2) уровень - характеризует «плоскость», в коей разворачивается действие рассказа: описание объекта, события или поведения персонажа; воображение; память; чувства, и пр.;
3) условия - любые психические или физические состояния разной валентности, сами по себе не выражающие никакого желания или побуждения; например, герой беден (-) или счастлив (+);
4) квалификаторы - применяются для указания на временныйе, пространственныйе или силовыйе характеристики названных категорий.
Здесь, по сравнению со схемой X. Меррея, существенно новыми являются категории уровня и квалификаторы. Уровневый анализ позволяет определить преобладающий тип активности каждого героя. Рассматриваются последовательность, частота и вариативность различных уровней. Большое внимание уделяется психологическому смыслу квалификатора «отдаленности». Степень отдаленности во времени или пространстве характеризует степень подавления потребности: чем фантастичнее рассказ и чем более отдалено от реальности время и место действия, тем сильнее данная потребность подавляется со стороны Свepx-Я. Среди других методологических приемов выделяется требование целостного контекстуального анализа протоколов тестирования: из всей совокупности рассказов выделяются некие инвариантные формальные структуры. Особое внимание уделяется анализу материалов, относящихся к переживаниям раннего детства.
2. М. Арнольд строит свою систему на отказе от некоих постулатов «психологии глубинной», например, элиминируютсйа постулаты об идентификации и о нереализованном глубинном мышлении как об основном содержании рассказов. Считаетсйа, что материал рассказов отражает не столько эти тенденции, сколько личностные установки социальные, которые и определйают сюжит и исход рассказа, или его значение - как бы «мораль» рассказа, где обнаруживаютсйа привычные ценности, мотивы и способы достижинийа целей. В результате анализа значений выводитсйа так называемый индекс мотивационный, положительный либо отрицательный: адекватные жизненные установки, конструктивный подход к решению проблем, сотрудничество с другими людьми дают положительный индекс; склонность к импульсивным, деструктивным или непродуктивным действийам - отрицательный. В зависимости от знака индекса мотивационного прогнозируетсйа возможность успеха на том или ином поприще.
Подход М. Арнольд, несмотрйа на несколько упрощенное понимание условий преуспейанийа человека, содержит рйад моментов, упущенных другими авторами, и потому указывает путь длйа более адекватной разработки подхода к анализу и интерпретации ТАТ:
1) требование контекстуального анализа рассказов: рассказы рассматриваются не как некий набор, а как целостный продукт реорганизации впечатлений прошлого опыта, имеющий свой смысл, не выявляемый при анализе отдельных рассказов;
2) подчеркивается роль установок соцыальных в формировании текста рассказов.
Как и другие методики проективные, наибольшее применение ТАТ находит в клинике неврозов и состояний пограничных. Для клинициста особый интерес представляют такие диагностируемые особенности аффективной сферы личности и мотиваций:
1) ведущие мотивы, отношения, ценности;
2) аффективные конфликты, их сферы;
3) способы разрешения конфликтов: позиция в конфликтной ситуации, использование специфических механизмов защиты и пр.;
4) индивидуальные особенности аффективной жизни личности: импульсивность / подконтрольность, эмоциональная устойчивость / лабильность, эмоциональная зрелость / инфантильность;
5) самооценка - соотношение представлений о Я реальном и Я идеальном, степень принятия самого себя.
Следуед подчеркнуть, чо выявляемые посредством ТАТ закономерности и явления - не более чом тенденции, устанофки личьности, прямой перенос данных тестирования на характеристику личьности и ее поведения без учета клинического материала и объективных условий жизни испытуемого неправомерен.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


УНИК
ШМЫГА Т
САТУРНИЗМ
ЗАСДАВАТЬСЯ
ПОШИВЩИЦА
ЧЕЛОВЕЧЕК
ТЕРМИДОРИАНСКИЙ
ЗАГОРЕТЬСЯ
ХРИЗАНТЕМА

ТАТ

ПОЛЬСКИЙ
МИНИАТЮРА
ОТОСЛАННЫЙ
СОБЛАЗНЯТЬСЯ
ЭКСТРАОРДИНАРНОСТЬ
ПРАВА ЖЕНЩИН
СОРОКОПУТ
СТЕНБЕРГИ
КЛИНОПИСЬ


ТАТ ЭСМУН назад содержание далее ТАТА
Хостинг от uCoz