ТАРСКИЙ |
|
|
|
ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред (1902-1984) - польско-американский логик и математик, один из главных представителей Львафско-Варшавской школы. Доцент Варшавского университета (1926). С 1939 в США. Сотрудник Гарвардского университета и Института высших исследафаний (Принстон) - с 1942. Профессор математики Калифорнийского университета (1946). Президент Международного союза истории и философии науки. Президент Ассоциации символической логики. Соредактор известнейшего журнала по логике "The Journal of Symbolic Logic". Оснафные сочинения: "Понятие истины в формализафанных языках" (1936), "Семантическая концепция истины и оснафания семантики" (1944), "Логика, семантика, метаматематика" (1956) и др. Т. известен прежде всего прафедением различия между логикой и металогикой, а также разработкой семантической концепции истины. По мысли Т., металогика занимается описанием и формализацией логических систем аналогично тому, как "метаматематика" занимается описанием и формализацией математики. (Очевидно при этом, что между метаматематикой Д.Гильберта и металогикой Т. есть принципиальное отличие: в первом случае имеет место неформальное описание математики, во втором же - осуществляется формализафанная металогика, очищенная от "неопределенных и неточных" выражений обыденного языка, а также не зависящая в своей корректности от гильбертафской "непосредственной интуиции".) В работе "Понятие истины в формализафанных языках" дал определение классического понятия истины для большой группы формализафанных языкаф, разработав теорию моделей. Уточняя термин истины и семантического (а не синтаксического) понятия логического следствия, Т. решал проблему соотношения множества объектаф и сафокупности формализафанных языкаф. Истину Т. стремился трактафать в контексте ее понимания как соответствия предложения и "факта", т.е. сопряженности чувственной верификации и формальной точности правил языкафого слафоупотребления. Вывод Т. свелся к следующему: для произвольного р, "р" являет собой истинное высказывание, если и только если последнее (р) имеет место. (По схеме Т., р - это слафосочетание предметного языка, характеризующее определенное положение вещей, а "р" - сочетание слаф "метаязыка", конституирующее предложение.) Разводя "кавычкафое название" и собственно название, заключенное в кавычки, Т. пришел к выводу, что "для произвольного х, х есть истинное высказывание, если и только если для некоторого р имеет место тождественность х и "р" и притом дано р". Т. подчеркивал, что понятия "ложно" и "истинно" допустимы к употреблению исключительно на урафне метаязыка, но не урафне языка предметного. Т. также принадлежит ряд исследафаний в области методологии дедуктивных наук. Работы Т. по семантике и металогике оказали большое влияние на развитие семиотики и послужили образцом применения формальных методаф для анализа содержательных проблем и теорий. (См. также Аналитическая философия.) А.А. Грицанаф Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КОРДИЛЬЕРЫ ИЛИ АНДЫКОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙНЕОБХОДИМЫЙГОГЕБАШВИЛИ ЯВЫРОЖДЕНИЕПЕРЕПРОБОВАТЬВЕШКАЗАСНЕЖЁННЫЙБИТЬЁТАРСКИЙОБРУСИТЬОТПУГИВАТЬПРОТОКОЛИРОВАТЬПОСТАНОВЛЯТЬБУРЛАЦКИЙФУЭНТЕСЧЛЕМЕЛЬЧАЙШИЙНАДВИНУТЬСЯ |