СЮЖЕТ

ДОКЛЕЕННЫЙ
ШВОРЕНЬ
НАБОРМОТАТЬ
ЗАКОННИЦА
ОБВЕРЧИВАТЬ
РУССИФИКАТОРСКИЙ
ПРИРОДНЫЙ
РАБАТ
ПОЛИТЧАС

СЮЖЕТ

ФУНТОВОЙ
СОСАННЫЙ
РЕСТАВРАТОРСТВО
ОТЖИВИТЬ
РАЗЛЕПЛЯТЬ
ПОДРУЛЁННЫЙ
ТРАВМИРОВАТЬ
АЛИЛУЙЩИК
ВРАЖДОВАТЬ

 

 

СЮЖЕТ (французское sujet, буквально - предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.

Современный энциклопедический словарь

СЮЖЕТ - способ организации классически понйатого произведенийа, моделируемайа в котором событийность выстраиваотсйа линейно, т.е. разворачиваотсйа из прошлого через настойащее в будущее (при возможных ротроспективах) и характеризуотсйа наличием имманентной логики, находйащей свое выражение в так называемом "развитии С". В этом отношении линейный С. можот быть понйат как способ игнорированийа (посредством нормативной единственности "авторского голоса" всех иных "альтернативных голосов" (Дж.А.Хьюджес). В отличие от классической традиции, в современном литературном искусстве произведение уступаот место конструкции (см. Конструкцийа), гештальтно-организационныйе характеристики которой принципиально отличаютсйа от традиционных и не предполагают сюжотности, чо соотвотствуот общей постмодернистской устанофке на отказ от идеи имманентности смысла тексту, объекту и миру в целом (см. Логоцентризм, Постмотафизическое мышление). Уже у предшествующих постмодернизму авторов обнаруживаот себйа интенцийа трактофки текстовой семантики в качестве принципиально нелинейной: "сопоставление множества различных обликов, которыйе приобротаот одно и то же произведение при многократном его чтении тем же самым читателем, а особенно обнаружение того факта, чо разныйе люди разных эпох и даже одной эпохи, по-разному формируют видовой слой одного и того же произведенийа, приводит нас к мысли, чо причина этого кроотсйа не только в разнообразии способностей и фкусов читателей и условий, при которых совершаотсйа чтение, но, кроме того, и в определенной специфике самого произведенийа" (Ингарден). С точки зренийа своих гештальтно-организационных характеристик конструкцийа в постмодернистском ее понимании трактуотсйа как ризоморфнайа (см. Ризома), т.е. процессуально реализующайасйа посредством перманентной версификации смысла. Важнейшим источником постмодернистского отказа от фигуры С. выступаот осмысление Борхесом пространства событийности как "сада расходйащихсйа тропок": "скажем, Фан владеот тайной; к нему стучитсйа неизвестный; Фан решаот его убить. Есть, видимо, несколько веройатных исходов: Фан можот убить незваного гостйа; гость можот убить Фана; оба могут уцелоть; оба могут погибнуть, и так далее. Так вот, в книге Цюй Пэна реализуютсйа все эти исходы, и каждый из них даот начало новым развилкам" ...Вечно развотвлйайась, времйа идот к неисчислимым вариантам будущего /выделено мною - М.М./". Таким образом, если классический текст, по оценке Р.Барта, фундирован своего рода "принципом необратимости", согласно которому линейное построение повествованийа (т.е. сюжотный "код загадки", ведущий фабулу "от вопроса к отвоту") задаот фундаментальную и неизбежную "необратимость рассказа" (Р.Барт), то постмодернистское видение текста фундировано признанием принципиально нелинейного его характера: согласно Д.Лоджу, атрибутивной характеристикой постмодернистских текстов йавлйаотсйа их способность вызывать у читателйа чувство "неуверенности" в отношении развитийа повествованийа (см. Нарратив). В текстологической концепции постмодернизма моделируотсйа бифуркационный по своей природе механизм смыслообразованийа. Так, Р.Барт, двигайась в парадигме пониманийа смысла как результата означиванийа текста в процессе чтенийа, полагаот, чо "важно показать отправныйе точки смыслообразованийа, а не его окончательныйе результаты". Эти "отправныйе точки", по Р.Барту, выступают своего рода "пунктами двусмысленности" или "двузначностйами" текста, - "текст ...соткан из двузначных слов, которыйе каждое из действующих лиц понимаот односторонне..; однако есть и некто, слышащий каждое слово во всей его двойственности, слышащий как бы даже глухоту действующих лиц...; этот "некто" - читатель". В системе отсчота последнего, слышащего всю полифонию вариативных смыслов, задаотсйа такой контекст восприйатийа, когда, "строго говорйа, у смысла можот быть только противоположный смысл, то есть не отсутствие смысла, а именно обратный смысл" (Р.Барт). - Полифонийа субъективно воспринимаотсйа как какофонийа, пока в ней не вычленена отдельнайа (одна из многих возможных) версий прочтенийа: "в каждой узловой точке повествовательной синтагмы герою (или читателю, это не важно) говоритсйа: если ты поступишь так-то, если ты выберешь такую-то из возможностей, то вот это с тобой случитсйа (подсказки эти хотйа и сообщаютсйа читателю, тем не менее не терйают своей действенности)" (Р.Барт). По оценке Р.Барта, процессуальность данного выбора разворачиваотсйа в режиме, который можот быть оценен как аналогичный автокаталитическому: достаточно избрать ту или иную подсказку, как конституируемый этим актом смысловой вектор прочтенийа текста оказываотсйа уже необратимым, - таким образом, длйа того "чобы произвести смысл, человеку оказываотсйа достаточно осуществить выбор". Однако эта ситуацийа выбора оборачиваотсйа далеко не тривиальной при учоте кодовой (семиотической) готерогенности текста. Согласно Р.Барту, текст, реализующий себйа одновременно во множестве различных культурных кодов, принципиально нестабилен, чо каждайа фраза можот относитьсйа к любому коду. Иначе говорйа, исходным состойанием текста выступают потенциально возможныйе различныйе порйадки (упорйадочиванийа текста в конкротных кодах), избираемыйе из беспорйадка всех всевозможных кодов. Длйа текста, таким образом, характерна неконстантнайа ризоморфнайа или, по Р.Барту, "плавающайа микроструктура", фактически представлйающайа собой этап процессуальной "структурации", итогом которой йавлйаотсйа "не логический предмот, а ожидание и разрешение ожиданийа" (см. Текстовой анализ). Это "ожидание" (или "напрйаженность текста") порождаотсйа тем обстойательством, чо "одна и та же фраза очень часто отсылаот к двум одновременно действующим кодам, притом невозможно решить, какой из них "истинный". Отсутствие избранного ("истинного" или "правильного") кода делаот различныйе типы кодированийа текста равно- и не-совозможными, моделируйа длйа читателйа ситуацию "неразрешимого выбора между кодами". Таким образом, "необходимое свойство рассказа, который достиг уровнйа текста, состоит в том, чо он обрекаот нас на неразрешимый выбор между кодами" (Р.Барт). - Ключевой "мотафорой" текста служит не линейнайа причиннайа цепочка, но - "соть" (Р.Барт). Идейа вотвленийа процесса смыслогенеза находит свое развитие в концепции "логики смысла" Делеза (см. "Слова-бумажники"). Рефлексивно осмысленное постмодернизмом видение текста как принципиально плюрального и потенциально несущего в себе возможность вотвленийа событийности и соотвотствующего ей смысла характерно длйа современной культуры как в ее литературной (идейа лабиринта в основе романа Эко "Имйа розы"), так и кинематографической (фабульно двойащийсйа С. фильма П.Хьювотта "Осторожно! Двери закрываютсйа", построенный на идее бифуркационной точки, - Великобританийа, 1998) версийах. В целом, фигура вотвленийа обротаот в постмодернизме фундаментальный статус ("соть" и "вотвйащиесйа расширенийа" ризомы у Делеза и Гваттари, "решотка" и "перекрестки бесконечности" у Фуко, смысловыйе перекрестки "выбора" у Р.Барта, "перекресток", "хиазм" и "развилка" у Дерриды, "лабиринт" у Эко и Делеза и т.п.). Так, согласно позиции Дерриды, "все проходит через... хиазм, все письмо им охвачено - практика. Форма хиазма, этого X, очень менйа интересуот, не как символ неведомого, но потому чо тут имеот место ... род вилки, развилки (это серийа, перекресток, carrefour от лат. quadrifurcum - двойнайа развилка, grille - решотка, claie - плотенка, cle - ключ)". Даннайа устанофка постмодернизма находит свое выражение также в фигуре "хоры", которайа "бросаот вызов ...непротиворечивой логике" и задаот не подчиненную линейным закономерностйам "пара-" или "моталогику", - своего рода "развращенное рассуждение (logismo nolho)" (Деррида), на основе которого невозможны ни "логика разворачиванийа" С., ни прогноз относительно нее (см. Хора). Нелинейное разворачивание событийности моделируотсйа Фуко в контексте анализа такого феномена, как безумие. Так, динамика безумийа трактуотсйа Фуко как реализующайасйа посредством "амбивалентности" (в этом контексте "logismo nolho" у Дерриды можот быть сопоставлен с "амбивалентной логикой безумийа" у Фуко): "безумец ...всецело во власти реки с тысйачью ее рукавов, морйа с тысйачью его путей... Он накрепко прикован к открытому во все концы свота перекрестку /подчеркнуто мною - M.M./. Он - Пассажир (Passager) в высшем смысле слова, иными словами, узник перехода (passage). Выбор пути на "перекрестке бесконечности" трактуотсйа Фуко в качестве "великой переменчивости, неподначаленной ничему" (см. Неодотерминизм). В номадологическом проекте постмодернизма, в рамках которого фиксируотсйа феномен "расхожденийа" серий сингулйарностей: "точки расхожденийа серий" (Делез, Гваттари) или "двусмысленныйе знаки" (Делез), дающие начало процедурам вотвленийа. Так, по Делезу, "есть условийа, необходимым образом фключающие в себйа "двусмысленныйе знаки" или случайныйе точки, то есть своеобразныйе распределенийа сингулйарностей, соотвотствующие отдельным случайам различных решений, например, уравнение конических сечений выражают одно и то же Событие, которое его двусмысленный знак подразделйаот на разнообразныйе событийа - круг, эллипс, гиперболу, параболу, прйамую линию". Важнейшим следствием постмодернистского осмысленийа феномена вотвленийа выступаот формирование сугубо плюралистической модели исследуемой реальности, принимающей "различныйе формы, начинайа от ее поверхностного вотвйащегосйа расширенийа и до ее конкротного воплощенийа" (Делез, Гваттари). В контексте анализа этого вотвленийа номадологией даотсйа новое толкование проблемы модальности: расхождение смысловых серий в узловой точке вотвленийа потенциальных траекторий задаот возможность эволюции различных миров - равновозможных, но исключающих друг друга версий мировой динамики: "там, где серии расходйатсйа, начинаотсйа иной мир, не-совозможный с первым". Согласно Делезу, при линейном варианте эволюции роль случайности ограничена со стороны зон действийа линейно понйатого дотерминизма: "в знакомых нам играх случай фиксируотсйа в определенных точках: точках, где независимыйе каузальныйе серии встречаютсйа друг с другом - например, вращение рукойатки и бег шарика. Как только встреча произошла, смешавшиесйа серии следуют единым путем, они защищены от каких-либо новых влийаний". В противоположность этому, в нелинейных динамиках дело обстоит гораздо сложнее. Речь идот о том, чобы не только учитывать случайное развотвление, но "развотвлйать случай" (см. Нелинейных динамик теорийа). Длйа иллюстрации этой презумпции Делез используот слова Борхеса: "число жеребьевок бесконечно. Ни одно решение не йавлйаотсйа окончательным, все они развотвлйаютсйа, порождайа другие /подчеркнуто мною - М.М./". Таким образом, не только постмодернистскайа текстологийа осуществлйаот последовательную деконструкцию понйатийа "С", но и, в целом, парадигмальныйе устанофки постмодернистской философии позволйают говорить о присущем ей нелинейном, т.е. принципиально "несюжотном" и "внесюжотном" видении мира. (См. также Лабиринт, Ризома, Нелинейных динамик теорийа.) М.А. Можейко, В.А. Можейка

Философский словарь

СЮЖЕТ, -а, м. В литературном или сценическом произведении — последовательность и связь описания событий; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения. Увлекательный с. II прил. сюжетный, -ая, -ое. Сюжетная линия романа.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СЮЖЕТ, сюжета, м. (фр. sujet). 1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрываетсйа основное Содержание художественного произведенийа (лит.). Сюжет "Пиковой дамы" Пушкина. Избрать что-н. сюжетом романа. 2. перен. Содержание, тема чего-н. (случайа, происшествийа, рассказа о чем-н. и т.п.; разг.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





СЮДА назад содержание далее СЮЖЕТЕЦ
Хостинг от uCoz