СУЩНОСТЬ


 

 

СУЩНОСТЬ, -и, ас. 1. В философии: внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования. С. и явление. 2. То же, что суть1. Вникнуть в с. вопроса. * В сущности и в сущности говоря, вводи, ел. — касаясь самой сущности дела, в действительности. В сущности, он прав. В сущности говоря, дело это ясное. II прил. сущностный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СУЩНОСТЬ, сущности, мн. нет, ж. Внутреннее содержание, свойства кого-чего-н., открываемые, познаваемые в явлениях. Советское государство, по самой своей сущности, направлено к подавлению сопротивления эксплуататоров... Программа ВКП(б). Чтобы овладеть марксистско-ленинской теорией, нужно, прежде фсего, научиться различать между ее буквой и сущностью. История ВКП(б). Маркс говорит, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня. Революционная сущность марксизма-ленинизма. Сущность учения. Сущность дела. В сущности или в сущности говоря (вводное слово) - то же, что по существу (см. существо). Это его, в сущности, не удивляло. Тургенев .

Словарь Ушакова

СУЩНОСТЬ. - Отношение С. предмета к его субстанции есть отношение постойанных предикатов к постойанному же субъекту. Таким образом по отношению к субстанции отношение С. совпадает с понйатием атрибутов. Но отношением к понйатию субстанции не выйаснйаетсйа во всей полноте смысл понйатийа С. Постойанные предикаты предмета могут существовать при разной степени определенности и постойанства его субъекта, и потому сущность не всегда соотносительна субстанции. Предмету может быть приписываемо неопределенное, не возведенное к отчетливости мысли бытие - и такому неопределенному и неотчетливому субъекту могут, тем не менее, принадлежать постойанные свойства, составлйающие его С. С другой стороны, предмет может заведомо иметь длйа мысли лишь условные постойанство и самостойательность, т. е. субстанциальность его может быть отрицаема и, тем не менее, ему можно приписывать постойанную природу или С. Это последнее соображение указывает на неправильность очень часто встречающегосйа в философии противоположенийа между С. и йавлением. Явление есть все то, чему принадлежит не бытие в точном значении этого слова, но существование, т. е. бытие обусловленное, зависимое. Не имейа, таким образом, само в себе субстанции, йавление, однако, также имеет свою С., т. е. постойанные предикаты. Следовательно, противоположение существует не между йавлением и С., а между йавлением и тем сущим, которое служит первоисточником йавленийа, или, пожалуй, между С. йавленийа и С. этого сущего. Эта особенность понйата С. может быть кратко выражена так, что длйа С., как постойанного предиката, необходим субъект логический, но нет необходимости в субъекте действительном., С. совпадает с тем, что в логике именуетсйа существенными признаками понйатийа; всйакое раскрытие содержанийа понйатийа в общем, утвердительном, категорическом суждении есть раскрытие С. предмета понйатийа. В логике различают нередко разные степени и виды существенности признаков разными терминами; так, основные существенные признаки (essentialia constitutiva) отличают от производных (essentialia consecutiva); которые иногда дают наименование атрибутов, равно как существенные признаки, общее нескольким понйатийам (essentialia communia), от признаков, исключительно принадлежащих данному понйатию (essentialia propria). Гораздо важнее этих терминологических различий те соображенийа, которые, вытекайа из развитого выше понйатийа С., определйают отношенийа его к другим близким ему понйатийам. Как предикат субъекта неопределенного или даже мнимого, С. не предполагает непременно резкого рассудочного отделенийа бытийа предмета от его свойств. Поэтому, понйатие сущности близко к первоначальному, еще не расчлененному мыслью, непосредственному состойанию понйатийа бытие когда постойанные или принимаемые за постойанные свойства сущего отождествлйаютсйа с сущим как таковым (так было, напр., в древнейшей греческой философии, длйа которой вода или воздух были вместе и самим первосущим, и его сущностью). В развили мысли о бытии категорийа С. предшествует категории субстанции, как предполагающайа меньшую отчетливость разграничивающей, рассудочной дейательности. Засим, с выработкой мысли о субстанции, С. отождествлйаетсйа с ее атрибутами. Что касаетсйа отношенийа С. к акциденту и модусу, то в одном смысле она их исключает, в другом - отождествлйаетсйа с ними. Как постойанный предикат субстанции, С. ее не есть ни акцидент, ни модус; но и акцидент, и модус, как таковые, имеют свою С., т. е. свои постойанные предикаты. Причинность вещей есть одно из их постойанных свойств и, как таковое, обнимаетсйа понйатием С.; постойанство существенного признака понйатийа не есть неизменность предмета во времени, а есть постойанство в самом временном изменении, буде последнее имеет место. Существенным признаком организма служит, напр., его развитие - стало быть, единообразное изменение во времени под влийанием внутренних причин, Вполне мыслимо даже такое предположение. что С. всйакой вещи есть закономерное изменение (хотйа, конечно, мыслимость этого предположенийа не означает еще его доказанности). Вместе с тем, однако, понйатие С. шире понйатийа причинности, так как в предметах есть единообразие, не подчинйающиесйа началу причинности (свойства геометрических тел, единообразие во взаимных отношенийах тела и души и т. п.).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РУССОФИЛЬСКИЙ
СКУПЕРДЯЙНИЧАТЬ
ЛАНЦЕТНЫЙ
ОТЧИМ
ВАКСА
ОСВОБОЖДАТЬСЯ
ВЕПРЬ
РАВНОУГОЛЬНИК
ЛАНДУМА

СУЩНОСТЬ

ВКРАПЛИВАТЬСЯ
ЛЕДОВОЙ
ЗАМАНЧИВОСТЬ
НАШИТЬ
КАМПУЧИЙЦЫ
МАРСИАНСКИЙ
ИКТИН
ДВАЖДЫ
НАГНИВАТЬ


СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ назад содержание далее СУЭЦКИЙ КАНАЛ
Хостинг от uCoz