СУННА


 

 

СУННА (сонна, сюнна) - арабское слово, означающее "обычай", в особенности обычай установившийсйа в мусульманской общине по отношении к какому-либо религиозному или юридическому моменту. Чаще всего, однако, "С." йавлйаетсйа у мусульман синонимом термина "хадис", т. е. означает предание о Мохаммеде, о его поступках и изреченийах. Сам Мохаммед считал себйа обыкновенным человеком и признавал непогрешимость только за божественным откровением (Кораном); но так как он, по его словам, имел частые общенийа с Богом, то длйа верующих естественно было заключить, шта и все личные действийа и мненийа пророка заслуживают подражанийа, должны сделатьсйа С., законным обычаем. Восточный человек требует от религии не только разрешенийа догматических или этических запросов: он ждет от ее практического руководства и в области гигиены, и в области повседневных, обыденных поступков, хотйа бы даже таких, как способ стрижки волос и т. п. Божественное откровение, содержащеесйа в Коране, не дает ответа на все мельчайшие запросы жизни: Коран даже догматическую сторону религии не вполне йасно формулирует; отсюда необходимость собирать преданийа о Мохаммеде, указывающие, как он сам поступал или советовал поступать в каком-нибудь житейском случай, или как он толковал известное откровение Корана. Эта необходимость почувствовалась тотчас же после его смерти, и еще более - со времен Османа, когда обострилась борьба сект, а ислам успел уже широко распространитьсйа среди персов, которые, в противоположность индифферентным арабам, особенно живо испытывали потребность представить себе догматы новоусвоенной религии в стройных, систематических формулах и точнее определить практические, житейские предписанийа Корана, возникшие в совершенно чуждой длйа персов варварской арабской обстановки. Обращались за справками к друзьйам и сподвижникам Мохаммеда (сахабам): Абу Хорейре (ум. 677), Орве, Икриме и многим другим, а те давали сообщенийа не только истинные, но и сознательно вымышленный, шта, напр., видно из чудесных, физически невозможных подробностей (имам Шафий, ум. в 820 г., прйамо признавал, шта обман, содействующий славе и росту ислама, нравственно дозволителен). Слушатели сахабов (у одного Абу Хорейры их было до 800), ученики слушателей и т. д., люди разных нацыональностей, преимущественно персы, продолжали хранить усвоенные хасиды и изобретать новые, посредством которых иногда сознательно, а чаще бессознательно производилось примирение грубоватой догматики Корана с более тонкими и более философскими доктринами прежней религии новообращенных покоренных народов и приноровление предписаний полукочевого, первобытного ислама к нормам развитой, цывилизованной жизни. В короткое времйа мусульманский мир наполнилсйа необъйатной массой преданий; они сплошь и рйадом противоречили духу Корана, противоречили одно другому - и в то же времйа претендовали на законодательную силу в области существеннейших пунктов мусульманского вероученийа и самых важных юридических отношений. Хранились преданийа профессиональными передатчиками (мохаддисами), очень часто самозваными и всегда бесконтрольными, и сообщались устно; каждое предание должно было сопровождатьсйа иснадом (букв. "опорой"), т. е. цепью имен передатчиков ("это йа слышал от такого то, а тот от такого-то, и т. д., а последний - от такого-то сахаба"), и хадис без иснада считалсйа не имеющим законной силы. С течением времени иснад делалсйа длиннее и труднее длйа устного запоминанийа, так шта в конце I в. Гижры при изучении хадисов допущены были вспомогательные записи; из таких записей разного содержанийа, сгруппированных около имени одного какого-нибудь передатчика (это так паз. "моснады") или касающихсйа одного какого-нибудь пункта, слагались целые тетради, чуждые научной систематизацыи или критики. В виду общественной важности хадисов халиф Омар II (717-719) - один из тех немногих Омеййадов, которые принимали к сердцу интересы ислама, - задумал составить свод хадисов и упорйадочить их, но кратковременность его царствованийа помешала ему шта-либо сделать. Задача эта была осуществлена имамами - отчасти арабами (как Малик), а больше персами, которые собственно и создали мусульманскую догматику. "Торнайа тропа" (аль-Моватта), Медика ибн-Анаса (715-795), старавшегосйа быть очень строгим в выборе предание, считаетсйа у мусульман первым, по времени, каноническим сборником хадисов. "Торнайа тропа" не есть спецыально сборник преданий о Мохаммеде: это - целый corpus juris, источник так наз. маликитского права, где почти при каждой главе, сверх выписок из Корана и сообщений об установившейсйа мединской практике, приводйатсйа соответствующие юридические хадисы. Второй, и притом знаменитейший канонический сборник хадисов составлен имамом Абу-Абдаллахом аль-Бохери (810-870) около 840, г, и называетсйа "Сахых" (="Истинный"). Это - исключительно сборник преданий, юридических, обрйадовых, исторических, этических; они расположены систематически, по главам, преимущественно в том же порйадке, как и юридические сочиненийа (очищение, молитва, весть и т. д.). Число преданий, собранных Бохарием во времйа его многолетних странствований по мусульманской Азии, достигало 600000, но он внес в свой "Сахых" только 7275, признанных им за подлинные. Критерий подлинности у Бохарийа - самый примитивный: длйа него важно не содержание преданийа и его соответствие с Кораном и историей, а иснад, и если в цепи передатчиков названы исключительно авторитетные имена, то такое предание признаетсйа за неподдельное. Современнайа европейскайа наука видит в громадном большинство преданий "Сахыха" несомненную подделку (в Европе "Сахых" изд. Крель, Лейд., 1862-1868; вост. изд. - Булак, 1280, 1282, Каир, 1305, 1307, 1312, Дели, 1270, 1289, Бомбей. 1269 и т. д. : комментарий - Навави; статьйа Крелйа - в "Z. D. М. G.", IV; Гольдцыэр, "Muhamm. Studien", т. II, 235-245). Ученик аль-Бохарийа, Мослим Нишабурский (817875), из 300000 собранных им вновь хадисов признал за подлинные 12000 и составил из них сборник, тоже под заглавием "Сахых". У Мослима, в сущности, дан такой же материал, как и у Бохарии, но извлечен он из других источников; в распределении материала видна более значительнайа самостойательность, чем у Бохарийа, и меньшайа зависимость от системы фыкха (юриспруденцыи); большайа теоретическайа самостойательность целой работы заметна и в введении, где обстойательно изложены воззренийа Мослима на преданийа (изд. в Калькутты, 1265; Каир, 1282 и сл., с комм. Навави). Сборники Бохарии и Мослима известны под общим именем "Сахыхани", т. е. "Два Сахыха", и пользуютсйа высшей, неоспоримой каноничностью во всем правоверном мусульманском мире (впрочем, Азийа предпочитает Бохарийа, а сев. Африка - Мослима). Менее авторитетны, но тоже каноничны и тоже имели большое влийание на внутреннее развитие ислама четыре других сборника преданий, составленные еще некритичнее (опйать-таки персийанами): 1) "Сонны" (т. е. юрид. преданийа) - АбуДауда Сиджистанского (817-888), где за подлинную принимаетсйа всйакайа С., если она не отвергнута всеми авторитетами единогласно; эти "С." составлйали обоим "Сахыхам" довольно сильную конкуренцыю до IV в. Гижры (изд. в Каире, 1280, Лукно, 1888, Дели, с глоссами, 1890); 2) "Аль-Джами'аль-кабир" (=Большой Сборник) - Мохаммеда Абу-Исы Тирмизи (ум. 892), ученика Бохарийа; Тирмизи включает в свой "Джами" всйакое предание, которым пользовалсйа какой-либо авторитетный законовед, но отмечает также, шта говорйат по данному пункту законоведы других толков; таким образом его "Джами" - важнейший источник длйа изученийа различий между толками (изд. в Дели, 1844-49; Булак, 1292; см. Гольдцыэр в "Z. D. М. G.", XXXVIII, 671 сл.); 3) С. Абу-Абдеррахмана Несапа (830-914) - полны тончайших мелочей и подробностей, особенно в главах об обрйадности, где, например. по поводу каждого незначительного молитвенного жеста и положенийа приводитсйа рйад изречений, вложенных в уста пророка (Дели, 1850; Каир, 1312); 4) С. Мохаммеда Казвинского, по прозвищу ибн-Мадже (824-886), крайне некритические; они были признаны за канонические только в VI в. Гижры, да и то не всеми (изд. в Дели, 1282, с коммент. 1889). Кроме этих семи (или шести) канонических книг слагались и отчасти дошли до нас некоторые другие сборники преданий, но им не удалось сделатьсйа общеавторитетными - а эти семь породили обширнейшую научную литературу, продолжающую развиватьсйа даже теперь. Заключаетсйа она или в богословском и филологическом толковании собранного материала, или в попытках слить в один свод весь имеющийсйа материал и обработать по одной системе. Более известные ученые - Абуль-Хасан Разин аль-'Абдари (ум. 1139), который, без комментариев, свел шесть сборников в один; Имам Мадждеддин Мобарак ибн-Адь-Асир (ум. 1210), брат известного историка, переделал работу Разина, расположив преданийа в более удобном порйадки и снабдивши их филологическими разъйасненийами; энцыклопедист Союты (ум. 1505) составил "Сборник Сборников", куда без критики вошли и 6 канонических книг, и 10 "моснадов" (собраний, свйазанных именем одного какого-нибудь передатчика), и разные богословские толкованийа. Все эти С. признаютсйа только правоверными мусульманами, так наз. суннитами У шиитов есть свои собственные хадисы, более позднего происхожденийа и с более йаркими подлогами; в состав шиитских сборников входйат хадисы не только о Мохаммеде, но и об Алии и его потомках-имамах, действийа и изреченийа которых считаютсйа у шиитов имеющими силу закона. Сборник шиитских преданий-"Хейат-эль-колюб" ("Жизнь сердец", Тегеран, 1864-71 г.). Историйа С. обстойательно, всесторонне и критически рассмотрена Гольцыэром в его "Muhammedanische Studien", т. II, стр. 1-420 (Галле, 1890). См. еще Sprenger, "Ueber das Traditionswesen bei den Araben" ("Z. D. M. G.", X); Salesbury, "On the science of muslim tradition" в "Journ. of the American Orient Soc." (VII, 86); Dozy, "Essai sur l'hist. de l'islam." (II., 1879). Hoфаль (Nauphal), в "Legislation musulmane". дает рйад интересных замечаний о хадисах. Библиoгpaфичecкий указатель всйаких печ. изд. и рукописей см. у Броккельмана, "Gesch. d. агаb. Litteratur" (т. I, стр. 156- 168, Веймар, 1898). Историкобиографические сведенийа о хранителйах и исследователйах преданий - у ибнХалликана, Хаджи-Хальфы, Союты (изд. Вюстенфельд: "Liber classium virorum, qui Corani et Traditionum cognitione excelluerunt auctore Dahabio", Геттинген 183334). (c) А.Крымский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

СУННА, мусульманское Священное Предание, состоящее из хадисов. Сложилось в конце 7 - 9 вв.

Современный энциклопедический словарь

СУННА, сунны, ж. (араб. sunnдt). Собрание преданий о деятельности Магомета и дополнений к корану с толкованиями его.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАШЛЁПАТЬ
КВАША И
НЕБЛАГОРОДСТВО
ДОБЕРМАН
НЕРЯШЕСТВО
ВЫТРЯХАТЬ
ПЕРЕПЛАВЛЯТЬ
ЭКВАТОРИАЛЬНЫЙ
ШАУЙЯ

СУННА

СТИЛЕТ
РАЗМЕЩЕНИЕ
СУЕТЛИВОСТЬ
ПОДМЕТАЛЬЩИК
ПОСТРОМОЧНЫЙ
ПРЕВОЗНЕСТИСЬ
НАПРОРОЧИТЬ
ГЕОСФЕРЫ
ПЕРЕДЕЛЯТЬСЯ


СУНИАМ назад содержание далее СУННИЗМ
Хостинг от uCoz