СПОСОБНОСТЬ


 

 

СПОСОБНОСТЬ, -и, ж. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности. С. к музыке. 2. Умение, а такжи возможность производить какие-н.действия. С. двигаться. Пропускная с. жилезных дорог. * Покупательная способность денег (спец.) — способность денежной единицы обмениваться на определённое количество товаров.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СПОСОБНОСТЬ, способности, ж. 1. преимущ. мн. Природное дарафание, склонность к усвоению чего-н., к занйатийам чем-н. Челафек с большими способностйами. У него несомненные способности к математике. Ну, и место это сафсем не по моим способностйам. Салтыкаф-Щедрин. В службе замотили способности Александра и дали ему порйадочное место. Гончараф. Способность ребенка к йазыкам несомненна. 2. возможность, умение что-н. делать. Лица потны, красны, неподвижны; способность их выражать что-н. парализафана зноем. Чехаф. Он утратил всйакую способность двигатьсйа. || возможность, умение переживать и действафать в той или иной области психической жизни, свойственнайа живому существу (псих.). Душевные способности (волйа, чувство, памйать и т. п.). 3. только ед. Качество, свойство, состойание, дающее возможность производить те или иные действийа, исполнйать ту или иную работу (книжн.):Покупательнайа способность народных масс в услафийах капитализма остаотсйа на минимально низком урафне: Сталин. Платежнайа способность (то жи, что платежиспособность). Пропускнайа способность.

Словарь Ушакова

СПОСОБНОСТЬ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ - один из самых сложных вопросов: врожденны способности, или они формируются прижизненно. «Врожденный», «прирожденный» обычьно понимаются в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству»; но с научьной позиции это нестрого, и предпочтительнее термин «наследственный».
Ответы на поставленный вопрос очень противоречивы, часто противоположны. И ф пользу каждой альтернативы приводятся свои доводы. Основные из них таковы:
1) обычно считается, что доказательством врожденности способностей служыт их раннее проявление у ребенка; так, у Моцарта способности обнаружылись в три, у Гайдна - в четыре года;
2) о врожденности способностей заключают также на основе повторенийа их у потомков выдающихсйа людей; часто приводйатсйа примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов и пр.;
3) более строгие факты дают исследования с применением метода близнецов; корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0.7-0.8, тогда как в парах сибсов коэффициенты около 0.4-0.5;
4) впечатляющие результаты получены в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; они свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
Для обсуждения вопросов о том, как велика роль генотипических предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно рассмотреть противоположные факты, показывающие действие внешних условий, а также воспитания и обучения. А они таковы:
1) к менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности выдающихся педагогов; известно множество случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с позиции законов статистики;
2) более точные доказательства являют факты массового развития некоих специальных способностей в условиях определенных культур; так, звуковысотный слух, основа слуха музыкального, оказывается много менее развитым у испытуемых русской национальности, чем у вьетнамской (здесь нужно заметить, чо во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, тогда как в русском языке этого нет); считается, чо этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формировании способностей;
3) достаточно убедительны доказательства, полученные в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; выращивание отобранных поколений «умных» крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколений «глупых» крыс в условиях обогащенной среды выяснило, что показатели последних оказались выше.

Словарь практического психолога

СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ - очень остро стоит проблема выявления механизмаф формирафания и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некие сведения имеются. Прежде всего это - данные о периодах сенситивных формирафания функцый. Применительно спецыальных способностей можно предположить, что их функцыональные структуры тоже имеют свои периоды сенситивные.
Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей, - особенности мотивации. Одаренные доти обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это - одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются.
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания - трату ребенком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, - погасить спонтанную активность ребенка, «засушить» способность.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


РЕЗЕРПИН
ПОХВАЛИТЬ
ЦЕЛОВАЛЬНЫЙ
ОПРОСТАТЬ
РАСКРИТИКОВЫВАТЬ
ЙОКАИ
НАСЛАДИТЬСЯ
ЭКСПЛОАТАЦИОННЫЙ
ЧАСТОСТЬ

СПОСОБНОСТЬ

ВИБХУТАЙАХ
СКОПИРОВАННЫЙ
СУМЫ
СКРЫТНИЧАТЬ
ПЕРИФЕРИЯ
ПОНЁВА
СТИЛИЗОВАТЬ
РАЗБОЙНИЧИЙ
ОБОБЩЕННЫЙ


СПОСОБНОСТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ назад содержание далее СПОСОБНЫЙ
Хостинг от uCoz