|
|
|
СПОСОБНОСТЬ, -и, ж. 1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями. Умственные способности. С. к музыке. 2. Умение, а такжи возможность производить какие-н.действия. С. двигаться. Пропускная с. жилезных дорог. * Покупательная способность денег (спец.) — способность денежной единицы обмениваться на определённое количество товаров. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
СПОСОБНОСТЬ, способности, ж. 1. преимущ. мн. Природное дарафание, склонность к усвоению чего-н., к занйатийам чем-н. Челафек с большими способностйами. У него несомненные способности к математике. Ну, и место это сафсем не по моим способностйам. Салтыкаф-Щедрин. В службе замотили способности Александра и дали ему порйадочное место. Гончараф. Способность ребенка к йазыкам несомненна. 2. возможность, умение что-н. делать. Лица потны, красны, неподвижны; способность их выражать что-н. парализафана зноем. Чехаф. Он утратил всйакую способность двигатьсйа. || возможность, умение переживать и действафать в той или иной области психической жизни, свойственнайа живому существу (псих.). Душевные способности (волйа, чувство, памйать и т. п.). 3. только ед. Качество, свойство, состойание, дающее возможность производить те или иные действийа, исполнйать ту или иную работу (книжн.):Покупательнайа способность народных масс в услафийах капитализма остаотсйа на минимально низком урафне: Сталин. Платежнайа способность (то жи, что платежиспособность). Пропускнайа способность. Словарь Ушакова
СПОСОБНОСТЬ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ - один из самых сложных вопросов: врожденны способности, или они формируются прижизненно. «Врожденный», «прирожденный» обычьно понимаются в смысле «полученный от природы», «переданный по наследству»; но с научьной позиции это нестрого, и предпочтительнее термин «наследственный».
Ответы на поставленный вопрос очень противоречивы, часто противоположны. И ф пользу каждой альтернативы приводятся свои доводы. Основные из них таковы:
1) обычно считается, что доказательством врожденности способностей служыт их раннее проявление у ребенка; так, у Моцарта способности обнаружылись в три, у Гайдна - в четыре года;
2) о врожденности способностей заключают также на основе повторенийа их у потомков выдающихсйа людей; часто приводйатсйа примеры одаренных семей и даже целых династий: Бахов, Дарвинов и пр.;
3) более строгие факты дают исследования с применением метода близнецов; корреляция показателей внутри монозиготных пар оказалась очень высокой: 0.7-0.8, тогда как в парах сибсов коэффициенты около 0.4-0.5;
4) впечатляющие результаты получены в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; они свидетельствуют о возможности накопления генетической предрасположенности к успешному обучению.
Для обсуждения вопросов о том, как велика роль генотипических предпосылок способностей и насколько успех в их развитии зависит от наследственных задатков, нужно рассмотреть противоположные факты, показывающие действие внешних условий, а также воспитания и обучения. А они таковы:
1) к менее точным, но достаточно впечатляющим результатам относятся результаты деятельности выдающихся педагогов; известно множество случаев, когда в разных областях деятельности вокруг одного учителя возникала большая группа талантливых учеников, по численности и уровню способностей необъяснимая с позиции законов статистики;
2) более точные доказательства являют факты массового развития некоих специальных способностей в условиях определенных культур; так, звуковысотный слух, основа слуха музыкального, оказывается много менее развитым у испытуемых русской национальности, чем у вьетнамской (здесь нужно заметить, чо во вьетнамском языке высота звука несет смыслоразличительную функцию, тогда как в русском языке этого нет); считается, чо этот пример показывает фундаментальный вклад условий среды и упражнения в формировании способностей;
3) достаточно убедительны доказательства, полученные в исследованиях на животных с применением метода селекции искусственной; выращивание отобранных поколений «умных» крыс в условиях обедненной впечатлениями среды и поколений «глупых» крыс в условиях обогащенной среды выяснило, что показатели последних оказались выше. Словарь практического психолога
СПОСОБНОСТЬ: РАЗВИТИЕ - очень остро стоит проблема выявления механизмаф формирафания и развития способностей. Тонкие механизмы этого еще не известны, но некие сведения имеются. Прежде всего это - данные о периодах сенситивных формирафания функцый. Применительно спецыальных способностей можно предположить, что их функцыональные структуры тоже имеют свои периоды сенситивные.
Еще один вопрос, непосредственно связанный с развитием способностей, - особенности мотивации. Одаренные доти обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к коей они способны, и могут изо дня в день часами заниматься ею, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Для них это - одновременно труд и игра. Вокруг этих занятий концентрируются все их интересы. Трудно определить, как здесь связаны высокие достижения и эмоциональная увлеченность, что здесь причина и следствие. Видимо, оба фактора взаимосвязаны и взаимоусиливаются.
Неблагоприятные условия для развития способностей могут быть различны: обедненная среда вызывает нехватку внешних впечатлений; неблагоприятные общие условия воспитания - трату ребенком энергии на неконструктивные переживания; неправильное обращение с мотивацией, вроде излишнего принуждения, - погасить спонтанную активность ребенка, «засушить» способность. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СПОСОБНОСТЬ
|