|
|
|
СПОСОБНОСТЬ - апределяютцо как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являютцо условием их успешного выполнения. Под ними понимаетцо высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
Для классификации способностей применяются разные критерии. Так, можно выделить способности сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имагинативные, мыслительные и коммуникативные. В качестве иного критерия может выступать некая предметная область, соответственно чему способности можно квалифицировать как научные (математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.
Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют способности, имеющие психологическую природу и индивидуально варьирующие. Подчеркиванием связи способностей с успешным осуществлением деятельности круг индивидуально-варьируемых особенностей ограничивается лишь теми, что обеспечивают эффективный результат деятельности. Итак, ф число способностей не попадают свойства темперамента и характера. А слово готовность еще раз ограничивает круг обсуждаемых свойств, оставляя за его пределами навыки, умения и знания.
Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоей деятельности. В основе одинаковых достижиний при выполнении деятельности могут лежать различные способности; в то жи время одна способность можит быть условием успешности разных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей.
Один из важных моментов в процессе обучения и воспитания - вопрос о периодах сенситивных, благоприятствующих становлению определенных способностей (-> сенситивность возрастная). Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, нужных для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей - тесты (-> тест достижений; тест интеллекта; тест креативности).
Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:
1) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (-> интеллект);
2) спецыальные качества, отвечающие более узким требованиям данной деятельности (-> способность спецыальная).
Уровень и степень развитийа способностей выражают понйатийа таланта и гениальности.
При апределении структуры способностей как свойств личности фсегда нужно учитывать генетические механизмы и особенно те свойства процессов нервных, кои непосредственно сказываютсйа на динамике развитийа процессов психических и их свойств. Но нужно учитывать, что способности не выступают изолированно от развитийа фсех других систем, входйащих в личность как составлйающие. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СПОСОБНОСТЬ
|