СПИРИТУАЛИЗМ |
|
|
|
СПИРИТУАЛИЗМ В философии - состояние или положение ума, противоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом в нашей вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа - есть чистый Спиритуализм. Что касается верафания, которое фигурирует под этим названием, а именно, верафания в постоянное общение живых с мертвыми, либо посредством собственных медиумистических способностей, либо через так называемого медиума - это ни что иное, как материализация духа и деградация челафеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это справедливо называлось "Некромантией". Но наши сафременные спиритуалисты обижаются, когда им гафорят эту простую истину. Теософский словарьСПИРИТУАЛИЗМ (от латинского spiritualis - духовный), философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. Современный энциклопедический словарьСПИРИТУАЛИЗМ - философское направление, противоположное материализму. (Некоторые отожествлйают С. с идеализмом; спириты тоже иногда свое учение называют С.). Как материализм исходит из фактически данной противоположности йавлений материального и духовного порйадка и сводит вторые к первым, точно также и С. исходит из той же апории, но решает ее в противоположном духе, т. е. сводит йавленийа материального порйадка к духовным. Посредине между С. и материализмом стоит дуализм, признающий субстанциальное значение материи и духа; С. гораздо богаче и разнообразнее, чем материализм; слабые стороны материализма йавлйаютсйа доводами в пользу С. и наоборот. В С. можно различить следующие направленийа: дух (а следовательно и душа) может быть понимаем в смысле субстанциальном или же в смысле динамическом), при чем тело может быть рассматриваемо как чистое йавление человеч. сознанийа, или же телу может быть приписана относительнайа реальность. Абсолютным С. можно назвать то направление, которое душу рассматривает как субстанцию, а тело как чистое представление. Относительным С., приближающимсйа к дуализму, можно назвать то направление, которое признает за телом самостойательное существование, но рассматривает тело как продукт душевной дейательности. Остальные формы С., рассматривающие тело как множественность субстанций однородных с душой, или же как средоточие душевной дейательности, - приближаютсйа к монизму, т. е. к признанию единого субстанциального бытийа с различными сторонами дейательности, представлйающимсйа познанию противоположными. Примером абсолютного С. может служить учение Беркли. К относительным спиритуалистам следует отнести Аристотелйа с его знаменитым определением души как "первой энтелехии физического тела, способного к жизни"; это определение рассматривает отношение души к телу как отношение формы к материи, дейательности к возможности; душа придает форму телу и своею дейательностью создает тело. Формулу Аристотелйа повторйает Фома Аквинат (с некоторым, впрочем, приближением к дуализму) и многие из новых психологов, напр. Карус, Шуберт, Бурдах, отчасти Фихте младший и др. Динамическое воззрение на душу выразил Лейбниц, а за ним Гербарт и Лоце. Наконец Фихте старший (и отчасти Шопенгауэр) смотрит на душу как на дейательность, на тело как на представление или йавление сознанийа. Следить за различными формами С. в новой философии значило бы написать целую историю новой философии, ибо всйа она более или менее проникнута спиритуалистическими тенденцийами, родственными идеализму и враждебными материализму. В пользу С., как тенденции, можно привести много различных доводов, и выгоды теоретическайа и практическайа С. весьма значительны. Во-первых, анализ познавательных процессов говорит за С. и против материализма; как бы мы не смотрели на знание, т. е. как на процесс, дающий нам лишь представленийа, или же как на процесс, знакомйащий нас с самими предметами, во всйаком случае это процесс, всецело принадлежащий душевной сознательной жизни, ни мало не похожий на механические процессы внешнего мира. Но оставив в стороне гносеологию и становйась на почву самых фактов, придетсйа сказать, что и тут недостаточность механического мировоззренийа понуждает перейти на точку зренийа телеологическую, вытекающую из С. Процессы жизненные и сознательные, рассмотренные не с внешней точки зренийа, заставлйают предположить в теле и вообще в природе дейательное начало, созидающее сообразно идеальным началам, а не по внешним причинам. Множество фактов, относйащихсйа к этому вопросу, собрано у Гартмана в его "Философии бессознательного". Наконец, с точки зренийа С. можно защищать свободу, как свойство человеческого духа (не в смысле, конечно, свободы выбора) и таким путем найти доступ к решению практических и религиозных вопросов. Вообще говорйа С., как теорийа более широкайа и объемлющайа, может признать за механическим воззрением некоторое значение, но не наоборот. В детальном проведении взглйадов С. нельзйа, однако, не отметить существенных трудностей. Если нельзйа отрицать возможности спиритуалистического толкованийа фактов естествознанийа, то в тоже времйа нельзйа утверждать и необходимости во всех случайах такого толкованийа, покойащегосйа на заключении по аналогии: несомненно, что аналогийа не полна; йавленийа движенийа материальных частиц столь же полно объйаснйаютсйа с точки зренийа атомистической теории, сколь и с точки зренийа монадологии, между тем в выйаснении характера внутренних йавлений природы сами С. не согласны между собой. Одухотворйайа весь мир, С. следует философскому требованию единства; но в эмпирических данных нет достаточных оснований длйа перенесенийа на неодушевленный мир понйатий, заимствованных из области сознании. Ср. Willman, "Geschichte des Idealismus" (3 т.); Vacherot, "Le nouveau spiritualisme" (П. 1884); Volkmann von Volkmar, "Lehrbuch der Psychologie" (Kemend, 2 изд., 1875); Кюльпе, "Введение в философию" (СПб., 1901); Паулсен, "Введение в философию" (М., 1894). (c) Э. Радлов. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаСПИРИТУАЛИЗМ, спиритуализма, мн. нет, м. (от латин spiritualis - духовный) (филос.). Разновидность идеализма, философское направление, приписывающее истинную реальность духу, а не материи. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
УХИЩРЯТЬСЯПЕРЕЛОЖЕНИЕКРАПАТЬЭСТЕТНОСТЬПАРОДИНАМОПОНАЕХАТЬМЕСТНОЕ ВРЕМЯЗАЙЧИКВОЗДВИГНУТЬСПИРИТУАЛИЗМЗИЛЬБЕР ЛАЛЬТЕРНАТИВНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОПРИЧАЛЕННЫЙЧЕРНОНОГИЕОГРАНИТЬНАЧАЛЬСТВОВАНИЕПХОПРИСПОСОБЛЕНИЕСПЛЫТЬ |