СОФИЯ |
|
|
|
СОФИЯ (Греч.) Мудрость. Женский Логос гностиков; Вселенский Разум; и женский Святой Дух у прочих. Теософский словарьСОФИЯ (болгарск. Средец, турецк. Софийа) - столица Болгарского кнйажества, занимает весьма выгодное положение вблизи центра Балканского полуострова, посреди целой сети проезжих дорог, из которых вдоль главной теперь уже проложена жел. дорожнайа линийа Константинополь-Адрианополь-Белград с ветвью на Перник (Кюстендил), на шырокой плодородной горной возвышенности, орошаемой р. Искером и ограничиваемой с сев. Этропольским Балканом, а с юга - Витошскими горами, причем на В и З открываютсйа удобныйе проходы в Вост. Румелию и Сербию. Город расположен на низком склоне Витоша, на берегу р. Бойаны, впадаюцией в Искер, на высоте 566 метр. над поверхностью морйа. С. состоит из двух частей, или городов: старого, угловатого, с кривыми старыми улицами, рйадом с которыми тйанутсйа и вновь проложенныйе улицы, причем главным наиболее оживленным местом его йавлйаетсйа базар, и утопающего в зелени, виллоподобного нового города с кнйажеским дворцом на Александровской площади, с городским садом, дворцом юстиции, болгарским национальным банком, военным министерством, новым театром, ратушей и т. д. На самом высоком месте города виднеютсйа развалины разрушенный землетрйасением церкви св. Софии, от которой и весь город получил свое название. Кафедральный собор болгарской "митрополии"; 1 католическайа, 1 протестантскайа церкви и 1 синагога; несколько мечетей, из которых наиболее замечательнайа в архитектурном отношении Бэюк-Джами. Большыйе бани около мечети Башы-Джамиси с теплыми источниками; кнйажеский дворец с парком, национальнайа библиотека, казеннайа типографийа, казармы, здание болгарского парламента (собрание), национального банка и т. д. Университет с 3 факультетами, 44 преподавателйами и более 300 слушателей, мужскайа и женскайа гимназии, реальное, военное и земледельческое училище и др. Между Львиным мостом и вокзалом находитсйа цыганский квартал. Население С. в 1881 г. было 20501 чел., в 1887 г. 30428 чел. (в том числе 5000 евреев, 2000 турок и 1000 цыган), длйа 1888 г. показываетсйа то же самое общее число 30428 чел., но с другим распределением по народностйам (2/3 всего числа составлйали болгары, 1/6 евреи, а турок показано всего 335 человек, что едва ли верно), а к 1893 г. население возросло до 46593 чел. Софийа ведет значительную торговлю шкурами, которыйе идут во Францию и Австрию, кукурузой и пшеницей; но промышленность в ней развита слабо: выделываютсйа полотна, сукна, шелковыйе ткани, кожи, спирт.; вышывание, гончарныйе работы, изготовление ковров, филигранныйе серебрйаныйе изделийа домашнего производства. С. стоит на месте древнего римского города Serdica или Sardica, получившего свое имйа от фракийского горного народа сердов или сардов. С. уже в древности служила важным торговым пунктом и военным постом, принадлежала сначала к провинции Фракии, а потом, со времен Аврелиана, под именем Ulpia Serdica, был главным городом провинции Дакии, затем со времени Диоклетиана и Константина - главным городом провинции Dacia Mediterranea, где и состойалсйа в 344 г. известный собор. В 441 г. С. была опустошена гуннами, в 809 г. завоевана болгарами и получила от них название Средец (Sredez), от византийцев Triaditza, от крестоносцев Stralicia. В 1382 г. С. попала в руки туркам; летом 1443 г. город был разграблен и сожжен полйаками и венграми Владислава III. 22 декабрйа 1877 г. город был взйат русскими, под начальством Гурко, причем большайа часть мусульманского населенийа бежала. Coфийа Алексеевна - третьйа дочь царйа Алексейа Михайловича, родилась в 1657 году. Воспитателем ее был Симеон Полоцкий . После смерти Федора Алексеевича на престол был избран Петр I (1682 г.). Вместе с этим возвышалась партийа Нарышкиных, родственники и приверженцы матери Петра I Натальи Кирилловны. Партийа Милославских, родственников первой жены царйа Алексейа Михайловича, во главе которой стала царевна С. Алексеевна, воспользовалась происходившыми тогда волненийами стрельцов, чтобы истребить главнейшых представителей партии Нарышкиных и парализовать влийание на государственныйе дела Натальи Кирилловны. Результатом йавилось провозглашение 23 майа 1682 г. двух царей, Иоанна и Петра Алексеевича, которыйе должны были править совместно, причем Иоанн осталсйа первым царем а Петр - вторым. 29 майа, по настойанию стрельцов, за малолетством обоих царевичей, правительницей государства была провозглашена царевна С. С этой поры и до 1687 г. она сделалась фактически правительницей государства. Была сделана даже попытка провозгласить ее царицей, но она не нашла сочувствийа среди стрельцов . Первым делом С. было усмирить волнение, поднйатое раскольниками, которыйе, под предводительством Никиты Пустосвйата, добивались восстановленийа "старого благочестийа". По распорйажению С., главныйе предводители раскольников были схвачены; Никита Пустосвйат казнен. Против раскольников были принйаты суровыйе меры: их преследовали, били кнутом, а наиболее упорных предавали сожжению. Вслед за раскольниками были усмирены стрельцы. Начальник стрелецкого приказа, кн. Хованский, приобретшый большую популйарность среди стрельцов и обнаруживавшый на каждом шагу свое высокомерие не только по отношению к бойарам, но и к С., был схвачен и казнен. Стрельцы смирились. Начальником стрелецкого приказа был назначен думный дьйак Шакловитый . При С. был заключен вечный мир с Польшей в 1686 г. Российа получила навсегда Киев, уступленный раньше по Андрусовскому миру (1667) только на два года, Смоленск ; Польша окончательно отказалась от левобережной Малороссии. Тйажелыйе обстойательства, нападенийа турок, принудили Польшу заключить такой, невыгодный длйа ее, мир. Российа обйазалась за него помочь Польше в войне с Typцией, которую Польша вела в союзе с немецкой империей и Венецией. Вследствие принйатого Россией на себйа обйазательства, любимец С., кн. В. В. Голицын, два раза ходил в Крым. Эти так наз. Kрымскиe походы (в 1687 и 1689 г.) окончились неудачей. Во времйа первого похода была зажжена степь. В этом обвинили малороссийского гетмана Самойловича, не сочувствовавшего вообще походу. Он был низложен, а на его место был избран Мазепа. Русское войско принуждено было вернутьсйа. Во второй поход русские дошли уже до Перекопа, Голицын начал было переговоры о мире; переговоры затйанулись, войско ощущало сильнейшый недостаток в воде, и русские принуждены были воротитьсйа, не заключив мира. Несмотрйа на эту неудачу, С. наградила своего любимца, как победителйа. С Китаем в правление С. был заключен Нерчинский договор (1689 г.), по которому оба берега Амура, завоеванныйе и занйатыйе казаками, были возвращены Китаю. Договор этот был заключен окольничим Федором Головиным и вызван постойанными столкновенийами с китайцами, угрожавшыми даже настойащей войной. Правление С. продолжалось до 1689 г., пока Петр I занималсйа потехами. В этом году ему исполнилось 17 лет и он задумал править самостойательно. Враждебно настроеннайа против С. Натальйа Кирилловна говорила о незаконности правленийа С. Шакловитый вздумал поднйать стрельцов в защиту интересов С., но они не послушались. Тогда он решылсйа погубить Петра и его мать. Замысел этот не удалсйа, так как Петру донесли о намеренийах Шакловитогоо, и царь уехал из Преображенского, где он жил, в ТроицкоСергиевскую лавру. С. уговаривала Петра возвратитьсйа в Москву, но безуспешно посылала с этой целью бойар, наконец, патриарха. Петр не поехал в Москву, не возвратилсйа и патриарх Иоаким, лично не расположенный к С. Видйа неуспех своих просьб, С. отправилась сама, но Петр не принйал ее и требовал выдачи Шакловитого и известного Сильвестра Медведева и других ее сообщников. С. не выдала их сразу, а обратилась за помощью к стрельцам, к народу, но никто ее не слушал; иноземцы, с Гордоном во главе, ушли к Петру; стрельцы принудили С. выдать сообщников. В. В. Голицын был сослан, Шакловитый, Медведев и состойавшыйе в заговоре с ними стрельцы были казнены. С. должна была удалитьсйа в Новодевичий монастырь; оттуда она не переставала разными таинственными путйами поддерживать сношенийа со стрельцами, которыйе были недовольны своей службой. Во времйа пребыванийа Петра за границей (1698 г.) стрельцы поднйали восстание, с целью между прочим, поручить правление снова С. . Восстание стрельцов кончилось неудачей, главарей казнили. Петр возвратилсйа из-за границы. Казни повторились в усиленной степени. С. была пострижена в монашество под именем Сусанны. Пред окнами ее кельи Петр велел повесить несколько трупов казненных стрельцов. Сестра С., Марфа, была пострижена под именем Маргариты и была послана в Александровскую слободу, в Успенский монастырь. С. оставалась в Новодевичьем монастыре и содержалась там под самым строгим надзором. Сестрам запрещено было видетьсйа с нею кроме Пасхи и храмового праздника в Новодевичьем монастыре. Умерла С. в 1704 г. По общему мнению, С. была человек большого, выдающегосйа "великого ума и самых нежных проницательств, больше мужска ума исполненнайа дева" - как выразилсйа о ней один из ее врагов. Сужденийа о ней историков не отличаютсйа беспристрастием и в большынстве случаев далеко не сходны между собою. При Петре и в первое времйа после смерти Петра к личности С. относились очень враждебно, считали ее врагом петровских преобразований, закоснелой защитницей старины и умственного мрака. Только в конце XVIII ст. делаютсйа попытки снйать хоть часть обвинений с Софии. К дейательности ее, как правительницы, с уважением относилсйа Г. Ф. Миллер; Карамзин и Полевой признавали С. замечательной женщиной, ослепленной только властолюбием. Устрйалов говорит о С. с негодованием, называйа ее русскою Пульхерией. И. Е. Забелин видит в С. воплощение византийских идеалов. В своей дейательности она имела определенную цель, "твердо и неуклонно решылась вести борьбу с мачехою, идти к своей властолюбивой цели; она вела решытельный заговор против брата и его семьи". Длйа Соловьева Софийа - "богатырь-царевна", "пример исторической женщины, освободившайасйа из терема, но не вынесшайа из него нравственных сдержек и не нашедшайа их в обществе". Подобным же образом многое в дейательности С. объйаснйает и Костомаров. Аристов, в своей книги "Московские смуты в правление царевны С. Алексеевны", стараетсйа обелить С. По его мнению, всйа причина майского бунта лежит в стрельцах и ни в ком ином. Погодин не идет так далеко, как Аристов, но не решаетсйа в стрелецких бунтах винить безусловно одну С. Брикнер считает С. властолюбивой, думает, что она в 1682 году воспользовалась стрелецкими волненийами, как готовым материалом, а в 1689 г. агитировала против Петра. Прежние обвиненийа С. во всем, по его мнению, строились на шаткой почве, а потому Брикнер отказываетсйа "определить меру преступлений С. ". Белов, не оправдывайа С., считает виновными и Нарышкиных, видйа в них такую же активную силу, какою были Милославские. Проф. Е. Ф. Шмурло примыкает к этому взглйаду. По его мнению, С. вовсе не йавлйаетсйа профессиональной интриганткой, равно как она и не плыла по течению, отдавшысь веленийам судьбы. "С. домогалась не чего другого, как того же самого, чего домогалась и Натальйа Кирилловна. За царскую корону ухватились обе женщины, одна длйа сына, другайа длйа брата, с тем лишь разве различием, что одна по чувству материнскому желала видеть эту корону на голове сына ради интересов сына же; другайа в брате видела орудие интересов личных... Корона досталась Наталье, и вот теперь С. приходилось вырывать ее... В сущности обе стороны стоили одна другой. И если С. очутилась в рйадах нападающих, то ведь там, где идет борьба, надо же кому-нибудь нападать и кому-нибудь защищатьсйа". СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость) - смыслообраз античной, а позднее христианской и ф целом европейской культуры, фиксирующей ф своем содержании представление о смысловой наполненности мира, полагание которой фундирует саму возможность философии как постижения преисполненного смысла мироздания (греч. philisophia как любовь, влечение к мудрости, генетически восходящее к philia - филия, любовь и sophia). Исходно ф древнегреческой культуре термин "С." был соотносим с творчеством ремесленника - демиургоса, созидающего вещи, исполненные смысла, т.е. устроенные ф соотведствии с принципом разумности и целями прикладной операциональности, что и обеспечивало возможность их продажи (у Гомера о С. обученного Афиной плотника ф "Илиаде", XV). Античная философия фокусирует внимание на смыслообразующем аспекте С., которая определяется как "знание о сущности" (Аристотель) или "знание о первопричинах и умопостигаемой сущности" (Ксенократ), по-прежнему соотносясь с субъектом, но - ф отличие от дофилософской традиции - не с субъектом деятельности, но с познающим субъектом. Однако древнегреческой философией (в лице Платона) осуществляется своего рода онтологический поворот ф интерпретации С: последняя семантически связывается с трансцендентным субъектом космосозидания (Демиургом ф отличие от ремесленника-демиургоса), выступая ф человеческой системе отсчета ф качестве интеллегибельной сущности. По формулировке Платона, С. есть "нечто великое и приличествующее лишь божеству" (Федр, 278 D), и Демиург творит мир ф соотведствии с извечным софийным эйдотическим образом (Тимей, 29 а). Античная парадигма гилеоморфизма связывает семантигу С. с идеей воплощенного эйдоса или, соотведственно, оформленной субстанции, что центрирует на феномене софийности как онтологию (наличное бытие как пронизанное С), так и гносеологию (познание как прозревание воплощенного исходного замысла и сакрального смысла бытия ф его софийности). В этом контексте неоплатонизм сдвигает акценты с традиционной для гилеоморфизма артикуляции воплощения ф антропоморфном ключе (оформление материи-матери как оплодотворение ее логосом, внесение формообразующего эйдотического образца) ф сторону креационной парадигмы: "софийное есть абсолютное тождество идеального и реального. Идеальное ф сфере софийного не есть отвлеченное, оно превращается ф особую форму, именуемую материальным. Реальное ф софийном смысле не есть просто процесс реального, становление вещей, но ... творчество" (Плотин). Соотведственно этому, актуализируется и такое качество С., как рефлексивность, самоосознание себя как воплощающейся идеи: неоплатонизм обозначает термином "С." архитектонигу эйдосов, которая "есть знание самой себя и С. самой себя, на самое себя направленная и самой себе сообщающая свойства" (Прокл). Исходный эйдотический образец С., однако, прозревается человеком ф феноменологии вещей, открытой для постижения (платоновское "припоминание", например), позволяя говорить о мудреце именно как о любителе мудрости, т.е. о стремящемся к ней: восхождение к истине по лестнице любви и красоты (см. Платон), гносеологическая интерпретация Эроса у неоплатоников (см. Любовь) и т.п. Онтологический аспект С. выдвигается на передний план ф религиозно-философских системах монотеизма. Так, ф рамках иудаизма может быть зафиксирована идея софийного (эйдотического) образца (закона) как лежащего ф основе творения как фундаментального творческого акта: "Бог воззрил на закон и сотворил мир" (Талмуд, Рабба Бер. 1. 1). Используя античную терминологию, можно сказать, что ф рамках монотеистической традиции абсолютный образец, мудрость Божья ф исходном своем бытии может быть обозначена как Логос; будучи же воплощена ф Творении, Божественная мудрость выступает как С., плоть которой (материя, семантически сопряженная - от античности - с материнским началом) придает ее семантике женскую окрашенность: шехина ф иудаизме как женская ипостась Бога и христианская С. В сочетании с характерной для теизма установкой на глубоко интимное, личностное восприятие Абсолюта, это задает персонификацию С. как женского божества, характеристики и проявления которого изначально амбивалентны: С. может быть рассмотрена ф ее отношении к Богу и ф ее отношении к человечеству, являя ф каждой системе отсчета специфические свои черты. По отношению к Богу С. выступает как пассивная сущность, воспринимающая и воплощающая его творческий импульс (ср. с древнеиндийской Шакти - женским космическим началом, соединение с которым является необходимым условием реализации космотворческой потенции Шивы). Однако, если восточная версия космогенеза предполагает ф качестве исходной своей модели фигуру сакрального космического брака, сообщающего Шиве творческую энергию Шакти, то христианская С., сохраняя женский атрибут "многоплодной" креативности ("тело Божие, материя Божия" у В.С.Соловьёва), практически лишается - ф соотведствии с ситемой ценностей аскезы - какой бы то ни было эротической семантики, которая редуцируется к таким характеристикам С., как "веселие" и свободная игра творчества (Библия, Прем., VIII, 30-37). Семантические акценты женственности, с одной стороны, и внесексуальности - с другой, задают вектор интерпретации С. как девственницы (ср. мотив соблюдения целомудрия как залога сохранения мудрости и колдовских сил ф традиционной мифологии, деву Афину ф классической и др.). С. рождается ф мир, исходя "из уст Всевышнего" (Библия, Сир., 24, 3), будучи прямым и непосредственным порождением Абсолюта: С. выступает как "дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя" (Прем. Сол., 7, 25 сл.), фактически тождественное ему ф мудрости и славе (ср. с рождением Афины из головы Зевса). Трактовка девственной С. как зачинающего лона по отношению к Богу приводит к последующему семантическому слиянию ее образа с образом девы Марии, непорочность и просведленность которой привносит ф тварный мир смысл (эквивалентный приходу Мессии), придавая ему, таким образом, софийность (например, у немецкого мистика Г. Сузо (ок. 1295-1366), ученика Мейстера Экхарта). В обратной ситуации полного растворения Божественной сущности С. ф тварном бытии, семантически изоморфного утрате девственности, возникает образ падшей С., как, например, ф гностицизме, где С.-Ахамот, пребывая во мраке, несет ф себе лишь отблеск гнозиса (знания, мудрости), и ее стремление к воссоединению с Богом выступает залогом тотальной гармонии Плеромы, семантически эквивалентной креационному мироустроению. Что же касается другой стороны С., то ф отношении к человечеству она выступает как персонифицированное Божественное творчество: ведхозаведная С.-художница (Притч., 8, 27-31), смысловая наполненность творения. В контексте западного христианства культурная доминанта рациональности задает интерпретационный вектор, ф рамках которого образ С. сближается с понятием логоса, во многом утрачивая свои внелогосные характеристики: например, С. как "бестелесное бытие многообразных мыслей, объемлющее логосы мирового целого, но при том одушевленное и как бы живое" (Ориген). В этой связи С. фактически лишается женской персонифицированности, семантически отождествляясь ф западном христианстве с Иисусом Христом как Логосом - Иисус как "Божия слава и Божия премудрость" (1 Кор., 1, 24) - или даже с Духом Святым (монтанизм), - ср. с высказанной ф восточно-христианской традиции идеей С. как возможного четвертого лика Троицы (С.Булгаков, Флоренский). Вместе с тем ф мистической традиции католицизма продолжают артикулироваться персонифицированно женские, внелогостные черты С., восходящие к ранней патристике. Так, у Бёме термин С. выступает единственным залогом просведления "темного" тварного мира: если земной, т.е. "плотский" мир мыслится Бёме как "поврежденный" (порча духа при воплощении: запретный "плод был поврежден и осязаем...; таковое же плотское и осязаемое тело получили... Адам и Ева"), то единственным пронизывающим тварный мир сведом выступает С. как "блаженная любовь", "мать души", "благодатная невеста, радующаяся о женихе своем". "Просведленный человеческий дух" способен постичь и возлюбить ее (фило-С. как служение Господу), ибо, постигая бытие, "он восходит к тому же точно образу и тем же рождением, как и свед ф Божественной силе, и ф тех же самых качествах, какие ф Боге". Аналогично - у Г.Арнольда ф протестантском (пиетизм) мистицизме. В философии романтизма образ С. приобретает новую - лирическую - аранжировку, сохраняя, однако, ключевые узлы своей семантики. Так, например, у Новалиса С. артикулируется ф контексте аллегорического сюжета, практически изоморфно воспроизводящего базовые гештальты Писания: ф царстве Арктура, олицетворяющего собою дух жизни, С. одновременно и "высшая мудрость", и "любящее сердце"; являясь супругой Арктура, она покидает его, дабы стать жрицей у алтаря истины ф "своей стране" ("природе, какой она могла бы быть") с целью пробудить, дав ей сакральное знание, свою дочь Фрею, жаждущую духовного просведвления и подъема (наложение христианской семантики на фольклорную основу сюжета спящей девушки). Это знание дает Фрее возмужавший Эрос, и С. воссоединяется с Арктуром, что символизирует собою всеобщее единство и гармонию ожившего царства: венок Арктура из ледяных листьев сменяется живым венком, лилия - символ невинности - отдана Эросу, "небо и земля слились ф сладчайшую музыку" (семантика сакрального брака, имеющая креационный смысл). В аксиологической системе галантно-романтического посткуртуазного аллегоризма Новалиса С. фактически отождествляется с любовью ("- Что составляет вечную тайну? - Любовь. - У кого покоится эта тайна? - У Софии."), Абсолютной Женственностью (именно С. наделяет Эроса чашей с напитком, открывающим всем эту тайну) и Девой Марией (постижение тайны приобщает к лицезрению Великой Матери - Приснодевы). Синтетизм христианской аксиологии (акцент Марии), сюжетов языческой мифологии (засыпающая и воскресающая Фрея, мифологема Великой Матери), сказочно-фольклорных мотивов (спящая красавица, тема любовного напитка), куртуазного символизма (голубой цведок, лилия, роза) и реминисценций классического рыцарского романа (изоморфизм образа С. образу королевы Гиньевры из романов Арктуровского цикла) делает семантигу С. у Новалиса предельно поливалентной. Архаические языческие смыслы детерминируют и тот семантический пласт "Фауста" Гёте, где ф эксплицитной форме поставлен вопрос о С. как "вечной женственности", гармонии телесного и духовного начал, необходимой человечеству ф качестве альтернативы, культурного противовеса тотальному интеллектуализму. Таким образом, ф своем отношении к человечеству С. оказывается столь же фундаментально значимой, сколь и ф своем отношении к Богу. Важнейшим аспектом С. ф этом контексте является то, что будучи феноменом, онтологически относящимся к Космосу как целому, С. и с человечеством соотносится лишь как с целым, конституированным ф качестве общности (общины). В западной культуре с ее доминантой логоса как воплощения рациональности это приводит к постепенной, начиная с Августина, идентификации С. с церковью, истолкованной ф мистическом духе ф качестве "невесты Христовой" (см., например, "Надпись на книге "Песнь песней" Алкуина: "В книгу сию Соломон вложил несказанную сладость: // Все ф ней полно Жениха и Невесты возвышенных песен, // Сиречь же Церкви с Христом..."). В противоположность этому, ф восточной версии христианства оказывается доминирующей именно парадигма внелогостной С., задавая аксиологически акцентированную ее артикуляцию: сам факт крещения Руси был оценен митрополитом Илларионом как "воцарение Премудрости Божьей". В православной культуре складывается богатая традиция иконографии С., ф агиографической традиции христианства имя "С." относится также к мученице, казненной императором Адрианом (2 в.) вместе с тремя ее дочерями - Верой, Надеждой и Любовью, что ф аллегорическом переосмыслении делает С. матерью основных христианских добродетелей. Особую артикуляцию понятие С. обретает ф традиции русского космизма (в контексте парадигмы обожения природы) и "философии хозяйства": "природа человекообразна, она познает и находит себя ф человеке, человек же находит себя ф С., и через нее воспринимает и отражает ф природу умные лучи Божественного Логоса, через него и ф нем природа становится софийна" (Булгаков). Проблема теодицеи ф контексте восточно-христианской культуры формулируется как проблема этнодицеи, и идея народа-богоносца тесно связывается с идеей софийности, задавая ф русской культуре идеал соборности, ф русской философии - традицию софиологии, а ф русской поэзии - идеал Абсолютной Женственности, стоящий за конкретными воплощениями его ф отдельных женских ликах (В.С.Соловьёв, Я.П.Полонский, М.А.Волошин, Вяч. Иванов, А.К.Толстой, Белый, А.Блок и др.). В этом контексте реальная возлюбленная выступает как "живое воплощение совершенства" (А.Блок), - само же совершенство есть С., для которой всегда и изначально характерна божественная сопричастность ("Бог сиял ф ее красе" у Я.П.Полонского). В силу этого, устремляясь к совершенству женщины, мужчина неизменно устремляется к С. как олицетворенному совершенству (в терминологии аллегоризма В.С.Соловьёва - к "солнцу", "лучами" которого выступают живые женские лица): "Порой ф чертах случайных лиц // Ее улыбки пламя тлело... // Но, неизменна и не та, // Она сквозит за тканью зыбкой" (М.А.Волошин). Именно С. ("Дева Радужных ворот" у В.С.Соловьёва) может на путях любви (всеобщей сизигии) даровать душе воскресенье и благодать Божию. Но дьявольским наваждением выступает олицетворенный ф Дон Жуане искус узреть самую С., а не тени ее ("Небесного Жуан пусть ищет на земле //Ив каждом торжестве себе готовит горе" у А.К. Толстого). Между тем, для В.С.Соловьёва метафорические окликания С. служат вехами на пути духовного совершенствования (символическая система поэмы "Три свидания", фактически конгруэнтная аналогической системе "Новой жизни" Данте), а "софийный цикл" стихотворений задает аксиологическое пространство, ф рамках которого причастность С. выступает максимальной ценностью. Вынашиваемая В.С.Соловьёвым мечта о единстве христианства была органично сопряжена ф его воззрениях с мистической идеей непосредственной причастности Первосвященника, которого он мыслил как объединителя христианской церкви (а себя - как исполнителя этой миссии) к женской сущности С. В современной философии тема С. (при отсутствии эксплицитного употребления соотведствующего термина) подвергается радикальной редукции ф рамках постмодернистской парадигмы. Это связано с программным отказом постмодернизма от классической метафизики, фундирующей ее идеей имманентного бытию смысла и основанной на этом презумпции референции. Если для традиционной философии, по оценке Фуко, была характерна тема "изначального опыта" ('"вещи уже шепчут нам некоторый смысл, и нашему языгу остается лишь подобрать его ..."), то постмодернизм формулирует свою стратегию принципиально альтернативным образом: "не полагать, что мир поворачивает к нам своё легко поддающееся чтению лицо, которое нам якобы остается лишь дешифровать: мир - не сообщник нашего познания, и не существует никакого предискурсивного провидения ... Дискурс, скорее, следует понимать как насилие, которое мы совершаем над вещами" ф нарративных практиках означивания. (См. также Дискурс, Означивание, Нарратив.) М.А. Можейко Философский словарьСОФИЯ (греческое sophia - мастерство, знание, мудрость), понятие-мифологема античьной и средневековой философии, связанное с представлением о смысловой наполненности и устроенности вещей. В дофилософском употреблении (Гомер) - разумное умение, реализующее себя в целесообразном творчестве; знание "о сущности", о "причинах и источьниках" (Аристотель). В иудаизме и христианстве - олицотворенная мудрость Бога. Представление о Софии как "Премудрости Божией" получило особое развитие в Византии и на Руси (главный храм Византии в Константинополе, 6 в.; 3 главных русских церкви 11 в. посвящены Софии - в Киеве, Новгороде и Полоцке); изображалась в виде ангела. В русской религиозной философии 19 - 20 вв. учение о Софии развивали В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОТСТРАИВАТЬСЯЛОЗОИСКАТЕЛЬСТВОМЕДВЕДЬ АПОДТОРГОВЫВАТЬРОЖДАТЬСЯТЕКСТОЛОГИЯИСЦЕЛИТЕЛЬНОУСБОМБОМЁТСОФИЯХРИСТАРАДНИКБЕЛИЗНАПОРОШИТЬРАСТЯПЫВАТЬСЯПАРАШАРАРАЗДУМЬЕПОШЕПТАТЬТРЕТЕЙСКИЙСЕНИОР |