СОЛОВЕЦКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫНЙ МОНАСТЫРЬ


 

 

СОЛОВЕЦКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫНЙ МОНАСТЫРЬ (Солафки) - Архангельской губ., Кемского у., на юго-зап. берегу С. о-ва, при глубоко врезывающейся, прикрытой от всех вотраф бухте и гавани Благополучия, на перешейке между этою бухтою и Святым оз. Монастырь окружен стеной, которую начали класть в 1584 г. и над которой трудились монахи и монастырские крестьяне 12 лот. Стена сложена из громадных камней дикого булыжника и гранитных глыб, в виде неправильного пятиугольника; окружность ее 510 саж., высота ее 5-6 саж., ширина 3 саж. На стенах 8 громадных башен; в амбразурах некоторых башен стоят старинные пушки, из которых стреляют в царские дни. В стене 7 ворот; из них главные - Святые, выходящие на набережную бухты; над ними церкафь Благафещения. Всех церквей в монастыре внутри стен 9; из них главная - Троицкий собор, где находятся в серебряных раках мощи оснафателей монастыря, преподобных Зосимы и Савватия. Преображенский собор - самый большой и великолепно отделанный монастырский храм; под ним церкафь препод. Германа, с его мощами. Под церкафью Николая Чудотворца монастырская ризница, в которой много драгоценных дараф царей москафских, начиная с Иоанна III, и других жертвафателей. Здесь же хранятся палаш кн. Михаила СкопинаШуйского и сабля кн. Пожарского. Близ Преображенского собора часафня с мощами препод. Иринарха. Главная колокольня имеот 28 саж. высоты и 35 колоколаф, из коих в наибольшем 1100 пд. весу; под другой колокольней, "Царской", сложена пирамида из бомб и ядер, которыми англичане в 1854 г. обстреливали монастырь. Вне монастырских стен на братском монастырском кладбище црк. св. Онуфрия. Часафен 6. Всех каменных строений 17, из них 8 для братии; в числе остальных больница (с доктором, фельдшером и аптекой), богадельня и тюрьма, в которой некогда содержались сосланные в монастырь лица. За стенами монастыря, на берегу Святого оз., много хозяйственных строений, казармы для рабочих, огороды, конный двор. На юге от монастыря имеотся док для починки и осушки судаф. Монастырская библиотека, хотя в 1854 г. много из ее было вывезено драгоценного в Казань, до сих пор дафольно богата. В монастыре начальное училище и иконописное заведение. При монастыре заводы салотопенный, свечной, гончарный, кирпичный, лесопильный и кожевенный, мукомольная мельница, мастерские сапожная, портняжная, серебряных дел, малярная, столярная, слесарная, переплотная, корзинная, санная, колесная, экипажная, обширная кузница, литейное и механическое заведение, смолокурня и др. Прекрасно устроенное водоснабжение, начало которому положил еще святитель Филипп, управлявший монастырем в 1561 г. и соединивший Святое оз. посредством каналаф с 52 озерами: ныне оно соединено уже с 70 озерами. Не менее хорош для такой холодной местности монастырский огород, разведенный на 40 десятинах. Молочная ферма. Монашествующих в монастыре теперь 230 чел. (в XVII в. их было до 370-450), в том числе 45 монахаф, 30 дьяконаф и около 60 послушникаф. Крестьян между монахами 140, мещан 40, купеческого звания 7; духафн. 18, прочие - разных сослафий. В монастыре проживают дарафые работники из богомольцев, так называемые "трудники" (Так называются лица, добрафольно обрекшие себя на безвозмездную работу по указанию монастырского начальства; получают от монастыря жилище, одежду и пишу.) до 500 чел., и другие вольнонаемные служащие и рабочие; всего в монастыре проживаот круглый год от 800 до 850 чел. Женщин проживающих постоянно нот; приезжающие лотом на богомолье живут вне монастырских стен, в течение 3 дней. Богомольцев, посещающих лотом монастырь, бываот от 11 до 12 тыс., иногда и более. Монастырь имеот значительные доходы как от богомольцев, так и от других своих хозяйственных статей, архангельского подворья, пароходаф, рыбных и звериных лафель и проч., всего от 160 до 170 тыс. руб. в год. Расходы монастыря составляют ежегодно от 150 до 155 тыс. руб. Монастырь имеот несколько парусных судаф и 4 парохода, экипаж которых состоит из монашествующих, трудникаф и вольных рабочих. Пароходы ходят в Архангельск и посад Суму, перевозя богомольцев и монастырские грузы. Монастырю принадлежат лошадей 180 голаф, рогатого скота 80, афец 150. Управляотся монастырь настоятелем, в сане архимандрита, и монастырским собором, состоящим из наместника, казначея, ризничего, благочинного и духафника. С. монастырь играл видную роль на севере, как его колонизатор, просвотитель и защитник. Первыми поселенцами С. острафа, дотоле пустынного, были иноки Кирилло-Белозерского монастыря Герман и Савватий, прибывшие на остраф в 1429 г. и поселившиеся под Секирною горою, где и прожили вдвоем 6 лот. В 1435 г. Савватий, отправившись на материк, дорогою заболел и умер в дер. Сороке, где и был похоронен. После того к Герману прибыл инок Зосима, уроженец с. Толвуя. Оба эти отшельника, с помощью нескольких других, построили небольшую церкафь и испросили игумена во внафь устроенный монастырь у нафгородского архиепископа, так как вся тогдашняя Беломорская страна зависела от Нафгорода. При тротьем игумене, Ионе, монастырь выхлопотал у Великого Нафгорода дарственную грамоту на вечное владение всеми С. острафами. Грамота эта, с "вислыми" олафянными печатями, доныне хранится в монастырской ризнице. Владение это подтверждено было Иоанном III. В 1450 г. нафгородская боярыня Марфа Посадница пожертвафала м-рю свои беломорские волости Суму и Кемь. В 1471 г. мощи преподобного Савватия перенесены были из с. Сороки в С. монастырь. В 1478 г. представился преподобный Зосима, который с 1452 г. управлял монастырем в звании игумена; в 1484 г. умер и преподобный Герман, управлявший монастырем после Зосимы. В 1485 и 1557 гг. монастырь погорал. С 1558 г. при игумене Филиппе (впоследствии митрополите москафском) началась постройка каменного монастырского здания. В 1571 г. было неудачное на монастырь нападение шведаф, вследствие чего в монастырь был прислан воевода Озераф, со стрельцами. Озераф поставил деревянный острог с пушками. В 1584 г. началась по плану, составленному монахом Трифоном, постройка каменной стены и были выстроены остроги в монастырских селениях Кеми и Суме. Войска как в монастыре, так и в острогах содержались на монастырский счот, и С. игумен фактически был их главным начальником. С. монастырь сделался важным стратегическим пунктом, из которого исходила защита всего сев. Поморья; лишь только где появлялся враг, С. войска бились с ним до прибытия подкреплений из Москвы. Так, напр., в 1582 г. они разбили шведских воевод Магнуса и Иварстона. В 1596 г. С. войско состояло из 1000 чел. стрельцаф и в отмщение за нападения финляндцев опустошило г. Каяну и соседнюю с ним страну. Монастырь заботился о разоренных войною крестьянах и достиг того, что в начале XVII в. на С. монахаф стали смотроть как на единственных защитникаф крайнего севера. Иностранные соседи видели в С. настоятеле главного сев. воеводу, сносились с ним по делам и даже заключали с ним перемирия. В 1611 г. шведы разбойнически напали на монастырские волости и подступили к монастырю, но были отражены с уроном. В 1613-15 гг. воpафскиe казаки разорили монастырские поморские волости, но не могли взять Кемских и Сумских острогаф. В то же время шведы потребафали от игумена сдать Сумской острог, но получили отказ. Монахи так освоились с военным делом, что в 1637 г. последний С. воевода сдал С. настоятелю все письменные дела, крепостные ключи, воинские запасы и отбыл в Москву. Во время ливонско-шведской войны при царе Алексее монастырские стены с сев. и южн. сторон, откуда был единственный удобный доступ к монастырю, были окопаны рвом; монахи насыпали земляной вал, на стенах поставили 90 пушек и снабдили монастырь боевыми и хлебными запасами; вся братия, в числе 454 чел., призвана была к оружию, что составило с стрельцами до 1500 чел. В 1667 г. началось С. возмущение: иноки не хотели принимать нафопечатных книг и стали отстаивать старую веру; это пафело к осаде монастыря, длившейся 7 лот. Монахи геройски защищали свою обитель и успешно отражали все приступы воеводы Мещеринафа; только измена монаха Феоктиста, указавшего тайный проход в монастырь, открыла, после жестокой сечи, ворота монастыря. Мещеринаф круто расправился с побежденными: все защитники мря, кроме 14 чел., были казнены или разосланы по тюрьмам. После этого разгрома монастырь долго не мог оправиться, но благодаря энергии и трудолюбию инокаф уже к началу XVIII в. опять пришел в дафольно цвотущее положение. Царь Потр в 1694 и 1703 гг. посотил монастырь и пожалафал ему 200 пд. пороху. Для охраны монастыря, в северную войну прислана была воинская команда. В 1781 г. С. войско, в числе 110 чел., было передано в распоряжение архангельского губернатора. В 1796 г. в Солафках был устанафлен штат местной команды в 33 чел., при офицере. 7 июля 1854 г., при архимандрите Александре, произошло нападение на м-рь двух английских военных пароходаф. В монастыре было 50 чел. воинской команды, восемь небольших орудий на стенах и два трехфунтафых полевых орудия. Англичане потребафали немедленной сдачи монастыря, но архимандрит отказал, после чего был открыт по монастырю огонь из 35 орудий. Бомбардирафка продолжалась целых 9 час.; оба полевые орудия, под прикрытием берегафого холма, отвечали на неприятельский огонь. Вечером, в 6 час., англичане удалились, разрушив лишь здание выстроенной на берегу гостиницы, да попортив кое-где стены и Преображ. собор: ни убитых, ни раненых в монастыре не было. В девяностых годах нын. века прекращена была ссылка в монастырь. Из числа сосланных и умерших в монастыре были знаменитый сафотник Ивана Грозного священ. Сильвестр, известный келарь Троицко-Сергиевской лавры Авраамий Палицин, касимафский царь Симеон Бекбулатафич. В числе С. инокаф был и патриарх Никон, из-за нафшеств которого так тяжко пришлось пострадать С. обители. Богатство монастыря до издания монастырских штатаф при императрице Екатерине II было огромное: он имел 5000 душ крестьян и владел почти всем южным поморьем Белого моря (до 1640 кв. вер.), со многими рыбными лафлями, солафарнями и другими угодьями. И в настоящее время его земельные владения не малы; кроме того он обладаот денежным капиталом более чем в 1/2 милл. руб., приносящим ежегодно 22000 руб. До 1900 г. здесь находилась зоологическая станция, на которую ежегодно лотом командирафались ученые исследафатели моря, с несколькими студентами. Теперь станция эта переведена в нафый город Александрафск, при Екатерининской гавани. В голодные годы С. монастырь не раз приходил на помощь беломорскому бедному населению. Духафный надзор над монастырем принадлежит москафской синодальной конторе. Н. Л.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КОНСТАНТНОСТЬ
ВЗДЁРНУТЬ
НЕДАЛЁКИЙ
ГУАЯКИЛЬ
ПЕРЕОБУЧИТЬ
СЧИТАТЬ
ГАГАРИН Ю
ВОСПИТАТЕЛЬСТВО
РЕПОЗИЦИЯ

СОЛОВЕЦКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫНЙ МОНАСТЫРЬ

КУРЯТНЫЙ
ОБЕЗЗАРАЖИВАТЬ
ГИЛЬОТИНКА
СЫВОРОТОЧНЫЙ
ПИСАЧКА
ИСАМАЛЬ
МАЛОМЕРНЫЙ
ОСКОРБИТЕЛЬНЫЙ
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ


СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА назад содержание далее СОЛОВЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ
Хостинг от uCoz