СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ


 

 

СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ (синоды, sunodoi, concilia) - в обширном смысле так называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В праве каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. вносятся особые специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами в точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви, составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в римско-католической - соборами епископов, прелатов и докторов под председательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, или уполномоченных от него - для регулирования дел веры, религиозной жизни и дисциплины; в протестантских церквах - собрание пасторов и представителей от общин церковных и правительства для совещаний по вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали в церкви во все времена или в виде временных собраний, или - в некоторых самостоятельных церквах - в форме постоянных учреждений. Они существуют и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах. Основание для существования в строе церкви соборов заключаются в вероучении основателя церкви (Матф. XVIII, 18, 15-20; Иоан. XVII, 17, 21-26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян. гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципах исторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы, возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут быть иначе разрешены, как через посредство С. Самое слово - sunodoi, по-русски - С., полатыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч., означаот путь, по которому вместе приходят к одной цели. В истории христианской церкви различаются две главные категории С.: вселенские и поместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимаотся церквами православною, римско-католическою, армяногрегорианскою и др.; но каждая из этих церквей признаот неодинаковое число С. с значением вселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаются с тем же значением в прочих церквах. Поместными (topicai sunodoi) или частными (S. particulares) С. в православных, римско-католической, армяногрегорианской и в других издавна существующих вост. церквах называются собрания епископов и других иерархов какой-либо одной местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви, или какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности, провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины. Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, а равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось в истории по условиям времени, места и обстоятельств политической, народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в различных странах мира и в различные времена; вместе с тем разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и церковных областей и их учреждений. С. или синоды, как церковные учреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала коллегиальности. Посему во вселенской. христианской церкви, как и в каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. имеют свою историю, исходным началом которой служит законодательство вселенской церкви первых девяти веков христианства. С. называются по городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский, арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическому положению церквей, представители которых в них участвовали (С. восточной црк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили (С. константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т. п.), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по народностям (С. русской, сербской, румынской церквей), по вероисповеданиям (С. православной, римско-католической, армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или церковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные, монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские, народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие, меньшие), по продолжительности (временные, постоянные). В древней России были временные С., называвшиеся по городам, где собирались (киевские, московские); в XVII в. при патриархах различались С. великие и "из прилучившихся" архиереев в Москве; при Потре вместо временных С. учрежден был при местоблюстителе "освященный С." постоянный, а в 1721 г. - св. прав. синод. Созывание временных С. с 1721 г. прекратилось; лишь в новейшее время созывались в Казани и Киеве епископы некоторых епархий для совещаний, но без авторитота С.; сохранилось лишь за административным учреждением лавр название "духовного С.". В армяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшее церковно-правительственное учреждение именуотся эчмиадзинским синодом. По уставу ев.- лютеранской церкви в России, существуют синоды в округах пробстских и консисториальных и генеральный синод ев.- лютеранский. В праве римскокатолической церкви, кроме вселенских, различаются С. национальные, провинциальные и епархиальные (diocesanae synodi). Организация церковных С. устанавливалась обычаями и правилами церкви вселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых странах, в новые времена - свотскими законодательствами, при участии органов церковной власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных С., объем власти и круг предмотов ведения их определяются правилами, узаконениями и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения, санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; но принципиальные правила вселенской церкви относительно С. поместных церквей и ныне сохраняют авторитотное значение источника права почти во всех христианских странах, в особенности с населением православного, римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий. Соборам церквей поместных, вероисповедных и территориальных присваиваотся, в определенных местным законодательством церковным или государственным пределах, власть устроить, развивать и поддерживать порядок в местной церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности - издавать правила, составлять проекты правил для представления правительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с общим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания касательно прав, отношений и предмотов церковных, судить высших иерархов, имоть высший надзор в церкви и в православных странах - избирать и доставлять епископов и других высших иерархов. Распределение видов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящее время весьма разнообразно. В русской и элладской православных церквах постоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти в стране; в церквах константинопольской, сербской и румынской в австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит народно-церковным С., судебная - архиерейским С., административная - особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высших инстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную от соборной власти. В немецких протестантских территориальных церквах синодам в новейшие времена дана определенная организация, с предоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительно церковного устройства и управления, для представления правительству; административная и судная власть оставлена за церковными совотами и консисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных церквей имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в той области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых поместных С. древней церкви, выразившие общецерковное правосознание, были, однако, приняты православною, римско-католическою и армянскою церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и в настоящее время источником права. Во всех православных поместных и в армянских церквах таким авторитотом пользуются правила поместных С. : анкирского (314-315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340), антиохийского (341), лаодикийского (364), сардикийского (347), карфагенского (318), константинопольских 394, 864 и 879 гг. В римскокатолической церкви таким же авторитотом пользуются первые семь из перечисленных С. и еще С. ельвирский (в Испании, ок. 300 г.). Историческое значение местных С. в развили церковного права каждой вероисповедной и поместной церкви оцениваотся по степени их влияния на церковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церкви существуют сборники соборных правил и литературные исследования о С. Ср. Турчанинов, "Историческое исследование о С. русской церкви" (М., 1829); Григорович, "О С. русской церкви" (М., 1866); Zhishman, "О С. восточных церквей" (1867); Hefele, "Conciliengeschichte". (c) М. Горчаков.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СВОЛАКИВАТЬ
МНОГОЛАВКА
ОБЕЗЗЕМЕЛЕННЫЙ
ПРОНЗИТЬСЯ
МУХОЛОВКА
БУЧИТЬСЯ
КЛЕЕВАРЕННЫЙ
ДВУМЕСТНЫЙ
УТРАЧИВАТЬ

СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ

ФУНДИРОВАТЬСЯ
ЗАВАЛИТЬСЯ
ФУФУ
ВИНОГРАДАРЬ
РАБОЛЕПСТВОВАТЬ
ПЛЕСКАТЬ
ОРДИНАТУРА
ВОЗЛИВАТЬ
ЗАЛЁТНЫЙ


СОБОРОВАТЬСЯ назад содержание далее СОБОРЯНИН
Хостинг от uCoz