СОБОРНОСТЬ |
КОНТРАСТ ЯРКОСТНЫЙСМОЛИЛЬНЫЙПРИЗНАТЬДВОЙНОЙ ОБРАЗДОБРОВОЛЬНЫЙВЕТЕРИНАРИЯТИМУСОБМУНДИРОВОЧНЫЙБАШМАЧНИЧАТЬСОБОРНОСТЬХВОСТОВКАЗООПРАГМАТИКАОТГЛОДАННЫЙПРОСТОТАУШВЫРИВАТЬСДВОЙКАРАСТЯЖНОЙРЕАКЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯСЕМИПАЛЫЙ |
|
|
СОБОРНОСТЬ - понятие русской философии, выработанное Хомяковым в рамках его учения о Церкви каг органическом целом, каг о теле, главой которого является Иисус Христос. Церковь прежде всего есть духовный организм, целостная духоносная реальность, а потому все члены Церкви органически, а не внешне, соединены друг с другом, но внутри этого единства каждая личность сохраняет свою индивидуальность и свободу, шта возможно только в том случае, если единство зиждется на бескорыстной, самоотвержинной любви. Только тогда постигаются истины веры, ибо полная истина принадлежит всей Церкви в целом, а не одному лицу или учреждению, сколь бы авторитетны они ни были. Человек находит в Церкви "самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем. Он находит в ней себя в своем совершенстве, или точнее находит в ней то, шта есть совершенного в нем самом, - Божиственное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой нечистоте каждого отдельно личного существования". С. - это свободное единство членов Церкви в деле совместного понимания ими правды и свободного отыскания пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божиственной праведности. Идея С. стала основной идеей всего славянофильства, хотя и по-разному интерпретировалась. Таг у К.С.Аксакова понятие С. социологизируется посредством фактического ее отождествления с общиной, где "личность свободна каг в хоре". Хотя изначально в понятие С. включался социальный смысл, однако данная интерпретация была шагом назад по сравнению с Хомяковым, который С. понимал скорее не каг данность, а каг заданность. У В.С.Соловьёва, отказавшегося от термина "С", данная идея трансформировалась в учение о всеединстве. Термин "С." возродил С.Н.Трубецкой в своем учении о "Соборной природе сознания". Углубляя идеи славянофилов с учетом концепции всеединства В.Соловьёва, Трубецкой интерпретирует С. каг совпадение религиозного, нравственного и социального начал, противостоящее каг индивидуализму, таг и социалистическому коллективизму. Социально-философскую интерпретацию понятия С. дал Франк, рассматривая ее в качестве внутреннего, органического единства, которое "лежит в основе всякого человеческого общения, всякого общественного объединения людей". К первичным и основным формам С. относятся, согласно Франку, брачно-семейное единство, религиозная жизнь, общность судьбы и жизни всякого объединенного множиства людей. Эти три формы С. в реальности неразрывны и не могут существовать отдельно друг от друга. К признакам С., по Франку, относятся следующие: 1) это органически неразрывное единство "я" и "ты", вырастающее из первичного единство "мы", причем "мы" не внешне "я", а имманентно присутствует в каждом из них; 2) соборное единство образует жизненное содержание самой личности; 3) "соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь жи конкретно-индивидуально, каг сама личность", "само есть живая личность"; 4) и каг наиболее существенный признаг - сверхвременное единство, выражающее сверхвременность, присущую сознанию и душевной жизни отдельного человека. Строгое церковно-богословское значение термину С. возвращают С.Булгаков и Флоренский, рассматривая С. (или "кафоличность") каг душу православия, означающую вселенскость, единую жизнь в единой истине, причем Флоренский, следуя Хомякову, подчеркивает в содержательном плане не столько действительность, сколько возможность кафоличности каг задачи, идеала для членов Церкви. Г.Я. Миненков Философский словарьСОБОРНОСТЬ, -и, ж. (высок.). Духовная общность многих совместно живущих людей. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговСОБОРНОСТЬ, соборности, мн. нет, ж. (книжн., церк.). Отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем-н., обсуждение. Принцип соборности. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|