СОБЛАЗН


 

 

СОБЛАЗН - понятие постмодернистской философии, фиксирующее установку на снятие традиционной для классической европейской рациональности линейной семантико-аксиологической оппозиции мужского и женского (в контексте общекультурной установки постмодерна на отказ от бинаризма). Постмодернизм осмысливает себя каг фундированный отказом от классического типа организации культурного пространства, в основу которой "положен единый мужской субъект представления" (К.Оуэн). Понятие "С", выступая универсально принятым в рамках постмодернистской терминологической традиции, наиболее детально проработано Бодрийяром: он моделирует "вселенную, в которой женское начало не противопоставляется мужскому, но соблазняет его. Находясь в стихии соблазна, женственность не выступает маркированным или немаркированным термином оппозиции". В системе отсчета Бодрийяра С. (seducsion) принципиально отличается от желания каг связанного с производством (producsion), несущим в системе отсчета Бодрийяра смысл линейности. Интенсивность С. - в отличие от интенсивность желания - не укоренена в феноменах производства, овладения, власти, но "происходит от чистой формы игры": не центр=власть, но ускользание каг децентрация - возможность для С. "истребить" производство, т.е. окончательность и (в силу этой претензии на окончательность) иллюзорность. Собственно, симуляцию в бодрийяровском смысле этого слова и можно интерпретировать каг претензию виртуально-преходящей структуры на константность. В данном контексте созвучные идеи обнаруживаются у Дерриды, склонного рассматривать линейные (властные) процессы причинения, овладения и т.п. в свете характерного для классической западной традиции "онто-тео-телеофалло-фоно-логоцентризма". С. каг таковой снимает саму идею оппозиционности, моделируя принципиально семиотичную и принципиально оборачиваемую игровую среду: "имманентная игра соблазна: все и вся отторгнуть, отклонить от истины и вернуть в игру, чистую игру видимостей и моментально переиграть и опрокинуть все системы смысла и власти, заставить видимость вращаться вокруг себя самих, разыграть тело каг видимость, лишив его глубинного измерения желания". Процесс соблазнений рассматривается Бодрийяром каг основанный не на власти, а на отказе от линейной властности: Бодрийяр отмечает принципиально несиловой характер соблазнения, маркирует силой С. именно женскую слабость, отмечает абсолютную неофициальность (невластность) власти женщины (ср. понятие "женского стиля руководства" в социологии - независимо от реального субъекта его осуществления - и с презумпцией креативности диссипации, т.е. энергетических потерь в современной синергетике) и т.п. В этом отношении Бодрийяр подвергает критике феминизм каг не способный снять оппозицию мужского и женского, но лишь по-иному расставляющий внутри нее акценты доминирования: феминистки "не понимают, что соблазн означает господство над символической вселенной, тогда каг власть означает всего лишь господство над вселенной реальной". По мысли Бодрийяра, сущность женственности каг раз и заключается в переводе отсчета в систему символического и - парадоксальным образом - тем самым в открытии возможности подлинного - вне симуляции - прикосновения к реальности: женственность "есть одновременно радикальная констатация симуляции и единственная возможность перейти по ту сторону симуляции - в сферу соблазна". Соблазнение - вне оппозиции, ибо представляет собой не что иное, каг процессуальное размывание ее границ, "в соблазнении нет ничего активного или пассивного, нет субъекта или объекта, нет внешнего или внутреннего: оно играет сразу на двух сторонах доски, притом, что не существует никакой разделяющей их границы" (Бодрийяр). Введенная постмодернистской философией фигура С. каг направленная против традиционного "фалло-центризма" западно-европейской культуры влечет за собой достаточно радикальные интерпретационные трансформации культурного пространства в целом, включая и переосмысление теологии, и переакцентуацию в трактовке антропоприродных отношений, конституированных в наличной культуре в качестве господства человека над природой, ибо "вся западная... традиция иерархической последовательности сущего... начинается с нематериального духа /семантически связанного в западной традиции с мужским началом - М.М. - см. Идеализм/... и нисходит к недуховной материи" (Р.Руйтер). М.А. Можейко

Философский словарь

СОБЛАЗН, -&,м. Нечто прельщающее, влекущее, искушение. Подальше от соблазна. Ввести кого-н. в с. Не устоять против соблазна.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СОБЛАЗН, соблазна, м. 1. искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. Соблазны столичьной жизни. Ввести кого-н. в соблазн. Подальше от соблазна. Царь был строг и не охотник таким соблазнам потакать. Крылов. 2. Греховное искушение, повод к греху (церк.). Соблазном постланное ложе ты отчей сени предпочла. Пушкин. 3. в знач. сказуемого, с инф. Очень соблазнительно (разг.). Был большой соблазн остаться за городом еще на один день.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОДГЛАЖИВАТЬ
ВЕДОВСКОЙ
ЗАКРУГЛЁННОСТЬ
НАТЕЛЬНЫЙ
ВШИТЬ
ОСАЖИВАТЬСЯ
ФАМИЛЬЯРНЫЙ
КАРУСЕЛЬНЫЙ
ЗАМАСЛИТЬ

СОБЛАЗН

ОБКРУЧИВАТЬ
ПИТАТЬСЯ
СЪЁЖЕННЫЙ
ЗАПЛЯСАТЬ
КАМЕРГЕРСКИЙ
ЧУВСТВО
ОПИСАНИЕ
КЛЕЩ
ОГОРОДНИЧИЙ


СОБЛАГОВОЛЯТЬ назад содержание далее СОБЛАЗНЁННЫЙ
Хостинг от uCoz