СМЕХ

ОБЩЕПОНЯТНЫЙ
ВЫШАГНУТЬ
ТВЁРДО
ЗОЛОТОВОЛОСЫЙ
ШУБНИК
ПЕРЕОРГАНИЗАЦИЯ
ГУДОК
МЕЛКОПОМЕСТНЫЙ
ТАКСОПАРК

СМЕХ

НАТЕРПЕТЬСЯ
КРЕПКИ
СОБИРАТЕЛЬ
ЦИНИК
ВОВЛЕКАТЬСЯ
ПРИНУЖДАТЬСЯ
ЭБОНИТОВЫЙ
ВОЛОСАТОСТЬ
ФАНТАСМАГОРИЧЕСКИЙ

 

 

СМЕХ - СЕРЬЕЗНОСТЬ - понятия, составляющие дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности: важнейшие элементы любой культуры, ее рефлективного характера, механизм поиска комфортного состояния. Смех - отрицание посредством утверждения и одновременно утверждение посредством отрицания. Смысл смеха в том, чо он - эмоциональная форма, выявляющая господство человека над внешним явлением, над бытием; смех в скрытой или явной форме в оппозиции "Я" и "не - Я" выявляет приоритет "Я".
Смех снижает сложившуюся ценность, престижность того или иного явления, некоторого "не - Я", показывает его зависимость от "Я". Смех помогает человеку подняться над собственной ограниченностью. Смех - форма инверсии, но инверсия эта странная. Смех связан с активизацией в сознании рефлективного уровня дуальной оппозиции, переход на ее уровень активности субъекта. Следовательно, "Я" побеждает "не - Я" в сфере культуры, эмоции, ценностей, одновременно удерживая в сознании существование и другого уровня дуальной оппозиции, непосредственно связанного с реальными социальными отношениями. Однако в свете рефлективного уровня дуальной оппозиции исходная оппозиция становится другой, по крайней мере в свете возможностей.
Смех - эмоциональная реакция на парадоксальность ситуации, позитивная реакция на полноту мира, который, вопреки несовместимости полюсов дуальной оппозиции, несет в себе возможность их совместного существования. Смех - это взрыв удивления по этому поводу. Смех противостоит насилию, так как он не стремится к ликвидации одного из полюсов, но нацелен лишь на изменение его оценки в шкале ценностей. С. открывает путь срединной культуре, так как он - акт переоценки сути "не - Я" через свой новый взгляд на него, через переосмысление своего "Я".
Но тем самым смех - не только феномен культуры, но одновременно основа длйа возможного массового социального действийа, длйа коллективного праздника, где переосмысление "Я" и "не -Я" становитсйа предметом массового общенийа.
Серьезность требует от человека некоторой заданности, привычьки к ритуалу, закону, т.е. некоторой навязываемой и одновременно дисциплинирующей его логики. Серьезность в оппозиции "Я" - "не - Я" выявляет приоритет "не - Я", т.е. необходимость для "Я" следования внешнему порядку. Само существование "Я" зависит от его способности ему следовать. Для серьезности безразлично, следовать ли неизменному порядку или изменению, важен лишь некритически принимаемый принцип. Серьезность открывает возможность насилия, так как всегда есть нечто, что не укладывается в принцип, положенный в фундамент последовательности.
Серьезность приобретает форму сложных социальных институтов, явлений, которые концентрируют в себе необходимость следования оправдавшему себя накопленному опыту. Бахтин указывает на весь официальный мир как на воплощение серьезность. Власть официальной идеологии воплощает необходимость определенного порядка, который может казаться незыблемым, существующим вечно. Эта институционализированная серьезность противостоит карнавальному разгулу, снижающему смеху. Смех и серьезность - две стороны культуры, существуют, лишь переходя друг в друга. Серьезность переходит в смех, так как выявляется относительность всякого основополагающего принципа. Человек может существовать лишь тогда, когда он смягчает серьезность своих идеалов, идолов, тотемов, идеологов, вождей и т.д. смехом, анекдотом. Человек уцелел во всех бедствиях истории, так как он не следовал до конца за своими тотемами, что можно рассматривать как зачаточную форму критики истории. Смех переходил в серьезность, так как в конечном итоге смех приводил к некоторому результату, к некоторому, возможно, новому соотношению между старыми оппозициями. Смех приводит к некоторому переосмыслению сложившегося багажа культуры, который может стать основой нового порядка, новых принципов и т.д. Общество может существовать, если оно находит благоприятные соотношения между смехом и серьезностью, соответствующую форму перехода, которая отвечает сути данного общества, способствует уходу от реальной опасности односторонности каждого из них.
Однако далеко не фсегда общество способно найти благоприятную меру между смехом и серьезностью. Сложилось общество, где смех и серьезность оказались расколотыми, разделенными по разным сферам. Смех, который не может превратится в серьезность, неизбежно деградирует, превращается в сатанинский хохот, ведущий к разрушению, погрому, алкоголизму, превращается в дезорганизующий шабаш. Карнавальное снижение власти, господствующей идеологии может стать в этом случае реальным разрушением. Смех как бы не выдерживает внутреннего напряжения и перестает удерживать в себе противоположности дуальной оппозицыи, ее исходный и рефлективный уровень, вместо их соотнесения он соскальзывает к манихейству, к яростной попытке насильственного разрушения одного из полюсов исходной оппозицыи. Возникает шабаш, т.е. реальная дезорганизацыя, сползающая к катастрофе, что воспринимается как результат действия злых сил. Саморазрушение смеха может происходить в разных формах. Смех, замкнутый в локальных мирах, не способный подняться до целого, естественно оказывается чуждым этому целому. В этом случае смех может превратиться в болезненное, не находящее реализацыи возбуждение, в склонности к пьянству, к уходу от реальности. Это превращает смех в форму деградацыи личности и общества. Серьезность, не способная перейти в смех, следует принцыпу, который уже потерял смысл, и приводит к саморазрушению, к дезорганизацыи, к катастрофе. Смех и серьезность оказываются неспособными вступить друг с другом в диалог. В расколотом обществе государственность страшится смеха, так как постоянно видит в нем потенцыальную разрушительную силу. Эта борьба в России между государственной серьезностью и смеховой культурой никогда не утихала, принимая подчас ожесточенные формы. На сталинском этапе древняя борьба со скоморохами превратилась в ожесточенный террор против любого слова, которое могло быть истолковано как противоречащее абсолютной серьезности государства. Сила серьезности в том, что она собирает силы порядка, создает предпосылки пофседневной жизни. Смех в расколотом обществе идет на поклон к серьезности, так как он сам не может обеспечить условия, средства и цели устойчивого воспроизводства. Отсюда отступление смеха перед серьезностью, признание ее права на господство, на власть, на высший авторитет. Серьезность ставит перед собой задачу обеспечить интеграцыю общества, постоянно решать медиацыонную задачу. Борьба государственной серьезности и народного смеха фсегда была неравной. Смех беззащитен под ударами топора серьезности. Однако смех неистребим, он везде и всюду, и топор слишком груб и неповоротлив, чтобы успеть везде. Между тем, смех постоянно подтачивает основы серьезности, рано или поздно уничтожает ее господствующую форму, заставляя смеяться фсех, фключая и палачей и бюрократов, открывая тем самым, что они тоже люди, личности в каждой из которых смех и серьезность постоянно решают свой спор. Серьезность в расколотом обществе в конечном итоге идет на поклон смеху, открывая себе свое банкротство. Их периодическая смена серьезна, так как является элементом цыклов истории, но она достойна осмеяния до самых своих оснований, так как смех, как и серьезность безмерны, не нашли совей меры и тем самым разрушают друг друга и себя. Иначе говоря, серьезности не хватает смеха, а смеху - серьезности. Этот взаимный голод не может быть удовлетворен взаимопожиранием. Он требует диалога, медиацыи.
Важнейшим орудием серьезности является идеология, которая решает задачу обеспечения нравственной оснафы интеграции общества. Идеология - высшее воплощение серьезности, необходимости решения медиационной задачи перед лицом массафого смеха, перерастающего в сатанинский хохот всеобщего разрушения.
Социокультурныйе функции идеологии - обеспечение культурных предпосылок для воспроизводства каждой личности интеграции общества. Но одновременно идеология может лишь серьезно относится к массовому сознанию, включая и то, что в нем, с точки зрения идеологии, несерьезно, т.е. смеховую культуру. Ее признание неизбежно и одновременно смертельно опасно для идеологии, тщательно скрывающей тайну, так как именно смех важнейший фактор ее разоблачения.

Социокультурный словарь

СМЕХ, -а (-у), м. 1. Короткие характерныйе голосовыйе звуки, выражающие веселье, радость, удовольствие, а также насмешку, злорадство и другие чувства. Весёлый с. С. сквозь слезы (печальный смех). Покатиться со смеху (расхохотаться; разг.). Со смеху умирали (очень сильно смеялись; разг.). Не до смеху (нет ничего смешного, весёлого в чём-н.; разг.). 2. Нечто смешное, достойное насмешки (разг.). Это не занятие, а просто с. Такой ответ — прямо с. С. да и только! * Без смеху (разг.) — серьёзно, не шутя. И смех и грех (разг.) — и смешно и досадно. На смех (разг. неодобр.) — ради насмешки. Сказать на смех. На смех поднять хого (разг.) — посмеяться, насмеяться над кем-н. Поднять на смех невежду. Смеху подобно — смешно и нелепо. Такое утверждение смеху подобно. Смеху ради (для смеха) (разг.) — ради шутки, насмешки. II прил. смеховбй, -ая, -бе (к 1 знач.;спец.).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СМЕХ, смеха (смеху), мн. нет, м. 1. Короткие и сильныйе выдыхательныйе движения и открытом рте, сопровождающиеся характерными прерывистыми звуками, возникающие у человека, когда он испытывает какие-н. чувства (преимущ. при переживании радости, веселья, при наблюдении или представлении чего-н. забавного, нелепого, комического, а также при нек-рых нервных потрясениях и т. п.); сами эти звуки. Раздался смех. Прыснуть со смеху. Радостный, веселый смех. Злобный, горький смех. Торжествующий смех. Истерический смех. Саркастический смех. Подавить в себе смех. Смех разбирает, душит кого-н. Смех сквозь слезы. гомерический смех (см. гомерический). Генерал право, людям: приехали на ярмарку, и хоть бы горсть пеньки продали. Гоголь. И смех и грех. Поговорка. Смех да и только Работа его - один смех Без смеху (разг.) - серьезно, не шутя. Без смеху говорю, послушайся меня. В смех (разг.) - ради шутки. В смех Сказать. Курам не смех - см. курица. На смех (или насмех) - не так, как нужно, только ради шутки или с целью насмешки. сделать что-н. на смех. Сказать на смех. Не до смеху (реже смеха) кому - не время веселиться, смеяться кому-н., не расположен кто-н. к веселости, к шуткам. - Ну, вот вам и потеха! Однако нет, теперь уж не до смеха. Грибоедов. (Без отриц., в противоп. знач., редко. Всё это глупо, может быть смешно, кому до смеху - но мне больно. Гончаров.) Поднять на смех кого-что - сделать предметом насмешки, осмеять. Объедят, обопьют да нас же на смех подымут. Сухово-Кобылин. Вы теперь при все меня на смех подняли. Тургенев. покатиться со смеху - см. покатиться. помереть (умереть) со смеху - см. помереть. Смеха ради (разг.) - с целью шутки или насмешки. Смеху подобно (простореч. пренебр.) - очень смешно, нелепо, сделано как бы с насмешку.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





СМЕТЬ назад содержание далее СМЕХОТА
Хостинг от uCoz