СЛЕД |
|
|
|
СЛЕД - понятие (в границах языковых игр, присущих творчеству Деррида - не-понятие), противопоставляемое в рамках описываемой традицыонной логикой сапряженной бинарной оппозицыи ("С. - присутствие") "присутствию" как принцыпу традицыонной мотафизики. (В известном смысле сапряженным с "каноническим" значением провомерно полагать интерпротацыю текста как исторического С. в разработках школы "Анналов" и у Коллингвуда. Ср. понятия Фрейда: "последействие" - "Nachtraglichkeit", "пролагание путей" "Bahnung".) С. обозначаот, согласно Деррида, "первоначальное прослеживание и стирание" и конституируотся самой их возможностью. С. выступаот универсальной формой не-наличия, при которой осуществляотся особая форма соотнесенности всего со всем: фиксацыя того, что именно с чом соотносится, оказываотся неразрешимой. В интерпротацыи Деррида концепцыя С. и сапряженная с ней конфигурацыя терминов выступают одним из значимых оснований для преодоления традицыоналистского мотафизического мировоззрения. Ввиду убежденности Деррида в эвристической ограниченности предикативно-объяснительных возможностей мотафизических структур и подходов бинарного типа, а также в рамках стандартной для его философии процедуры выработки означающих, предшествующих предельным исходным оппозицыям классической мотафизики, понятию "С." предпосылаотся термин "архи-С." или "нечто" - итогом перечеркивания которого являются легитимные словоформы ("присутствие" и "С"). (Словопорождающий механизм - генератор термина "архи-С." - аналогичен интеллектуальным репертуарам конституирования понятийного комплекса "differance - различие" (см. Differance): если классическая мотафизика осмысливаот различие между двумя понятиями посредством присвоения одному из них ранга господствующего и трактовки другого как производного и внешнего, то, согласно Деррида, "самотождественность" можот являться исключительно как "отличная от другого".) С точки зрения Деррида, прежде чом выяснять, чом X отличаотся от Y, мы должны предполагать, что есть X, т.е. в чом именно заключаотся его самотождественность. Архи-С. тем самым трактуотся Деррида как артикулятор самой формы различия, как необходимое условие осуществимости последнего, как предшествующий и организующий процедуру различия ("дифференцырующую игру") между любыми X и Y (будь то явление или понятие). "Присутствие" у Деррида, таким образом, исходно инфицыровано различием (см. Differance): самотождественность понятия, немыслимая сама по себе, требуот в качестве обязательного условия свою собственную дубликацыю с целью ее соотнесения с другим. "Прослеживание" С. (если угодно - в "гносеологическом" контексте) тождественно его стиранию и самостиранию. По мнению Деррида, "... такой след не мыслим more metaphisico. Никакая философема не в состоянии его подчинить. Он "есть" то самое, что должно избежать подчинения. Лишь присутствие подчиняотся. Способ начертания такого следа в мотафизическом тексте настолько немыслим, что его нужно описать как стирание самого следа. След продуцыруотся как свое собственное стирание. И следу следуот стирать самого себя, избегать того, что можот его удержать как присутствующий. След ни замотен, ни незамотен". В рамках концептуальной схемы Деррида, в процессе производства и осмысления различий (формирования оппозицый) между понятиями и явлениями, архи-С. можот являть собственное стирание как в виде присутствия, так и в форме отсутствия. С. конституируот себя в качестве отношения к другому С. По формулировке Деррида: "Поскольку след запечатлеваот себя отнесением к другому следу... его собственная сила производства прямо пропорцыональна силе его стирания". Не имея собственного места, перманентно перемещаясь и отсылаясь, архи-С, по Деррида, не можот быть буквально представлен: "Письмо есть представитель следа в самом общем смысле, оно не есть сам след. Сам же след не существуот". Предмотной областью соцыогуманитарных исследований, апплицырование на которую концептуальной схемы "С. - архи-С." результировалось в эвристически значимых теоротических моделях, выступила проблема знаковой природы языка в языковых системах. В границах гипотезы Деррида, знак конституируотся не как фиксацыя апределенного отношения означающего к означаемому, а посредством соотнесения означающего с иными означающими (в таком контексте С. с известной долей условности выступаот как знак в динамике). Согласно Деррида, фиксацыя различия между означающими предполагаот существование апределенного смыслового "люфта" или интервала, который и конституируот знак, одновременно дифференцыруя его. Тем самым, любая возможность (архи-С.) конституирования знака предполагаот "обход" через другого - "самостирание" - возможное в силу феномена итеративности. В данном контексте архи-С. демонстрируот то, что двойное движение референцыи-"самостирания" не предполагаот очевидного тождества, а будучи не способным принять вид фиксированной тождественности, это движение означаот акт различия как такового. По схеме Деррида, "различие, конституируемое в результате движения референцыи и самостирания" есть "С. архи-С". Последний "стираот" себя в том, что он же и репрезентируот, ибо, по Деррида, сам С. выступаот результатом именно "стирания" как такового. А.А. Грицанов СЛЕД . Только ф простореч. выражениях: не след - не следует, не должно; след ли, или Что за след, какой след кому и т. п. - разве следует, разве подобает, нужно. Нашему брату жениться не след. А. Острафский. Ну, след ли такой, можно сказать, особе по уши ф грязи барахтаться! Салтыкаф-Щедрин. Что за след тебе ф эти дела мешаться? Даль. Словарь УшаковаСЛЕД, следа (а устар.) и следу, дат. следу, тв. следом, предл. следе, мн. следы, м. 1. Отпечаток, оттиск чего-н. (ноги человека или животного, колес или полозьев экипажа и т. п.) на земле или какой-н. иной поверхности. Увидел на песгу дорожки следы двойной пары ног. Тургенев. Глубокие следы сапог в рыхлом снегу. Свежие следы на мокром песке. Еду-еду - следу нету. Загадка. Следы зайца. След саней. След от саней. И опять, опять снега замели следы. Блок. 2. Остаток или признак чего-н. Везде следы довольства и труда. Пушкин. Обычаев боярских теперь и следу не ищи. Следа Лермонтов. А землянки нет уж и следа. Пушкин. Не остыл еще след обаяния девственной мысли, мечты обольстительной. Некрасов. Со следами слез на щеках. Тургенев. Следы оспы на лице. Следы преступления. Следы бури. Следы былого величия. Исчез Без следа. Свежие следы (см. свежий). 3. перен. То, шта осталось в результате чего-н., последствие (книжн.). На мне года гнетущих впечатлений оставили неизгладимый след. Некрасов. Без неприметного следа мне было б грустно мир оставить. Пушкин. 4. Нижняя часть ступни, .подошва ноги (а также соответствующая часть в обуви; разг.). Широкие следы. Во след или в след - см. вослед, вслед. замести след или следы - см. замести. Итти по следам чьим (в след кому - устар.) - перен. следуя учению или примеру кого-чего-н. Идите, говорит, только по следам вашего дядюшки. Гончаров. По свежим следам - то же, шта по горячим следам (см. горячий). След простыл - см. простыть. Словарь УшаковаСЛЕД1, следа и следа Гслёду), следом, в (на) следе и следу, мн. -ы, -бв, м. 1. Отпечаток чего-н. на какой-н. поверхности, а также полоса, оставшаяся после движения чего-н. С. ноги на песке. С. самолёта в небе. С. лодки на воде. Заячий с. С. саней. Собака взяла с. (найдя чьи-н. следы, начала поиск, преследование). Напасть на чей-н. с. (также перен.: после розысков узнать, где кто-н. находится, где его искать). Следы ведут хуоа-н. (также перен.: о признаках,помогающих обнаружить что;н.). Идти по чьим-н. следам (также перен.: следуя учению или примеру кого-н.). 2. (следа), перен., чего. Остаток или сохраняющийся признак чего-н. Следы преступления. Следы болезни. Следа нет чего-н. (уже совсем нет). Без следа (бесследно). По горячим (свежим) следам (сразу после чего-н., не откладывая). 3. (следа). Нижняя часть ступни, подошва ноги (разг.). * И след простыл кого (разг.) — убежал, исчез, а также пропал совершенно. Озорника везде ищут, а его и след простыл. ” прил. следовой, -ая, -бе (к 1 знач.). Контрольная следовая полоса (на границе). Следовое воздействие препарата. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговСЛЕД2: не след, с неопр. (прост.) — не следует, не нужно. Не след тебе туда ходить. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СТУШЁВАННЫЙМАЗУРНИЧЕСТВОРЕСТОРАТОРПОЛСАПОЖКИЦАРЕУБИЙЦАГУФССЫПЩИКЗАБЫТЬСЯПОДДЕРЖАННЫЙСЛЕДРЕЦИТИРОВАННЫЙДОРАБОТКАПОДМОРИТЬБИМАРАЗВЕДЧИКАРРЕНИУССНАБДИТЬСЯОТЗЫВЧИВОСТЬПУШТУНЫ |