СКОТТ


 

 

СКОТТ (Scott) Вальтер (1771 - 1832), английский писатель. Сборник народных баллад "Песни шотландской границы" (тома 1 - 3, 1802 - 03). Романтические поэмы Скотта на сюжеты из средневековья, сочетавшие мотивы таинственного и иррационального с красочными пейзажами и лирическими песнями, сделали популярным в европейской поэзии жанр лиро-эпической поэмы: "Песнь последнего менестреля" (1805), "Мармион" (1808), "Дева озера" (1810). Исторические романы на материале европейской истории (в том числе шотландской) в ее переломные моменты ("Уэверли", 1814, "Пуритане", 1816, "Роб Рой", 1818, "Айвенго", 1820, "Квентин Дорвард", 1823) положили начало английскому реалистическому роману. Роман "Ламмермурская невеста" (1819) - о противостоянии старого дворянства и новой аристократии. Роман из современной жизни "Сентеатронанские воды" (1824). Книга "Жизнеописания романистов" (тома 1 - 4, 1821 - 24) - о творческих связях с писателями 18 в., в том числе Г. Филдингом.

Современный энциклопедический словарь

СКОТТ (Sir Walter Scott) - знаменитый англ. романист (1771-1831). Детство провел среди шотландской природы, учился в Эдинбурге и отличался страстною любовью к чтению. Его любимыми авторами были Шекспир, Мильтон, Спенсер. Ранняя его склонность к изучению истории сказалась в увлечении средневековыми хрониками Фруассара и национальными шотландскими преданиями. На 21-м г. он стал адвокатом, но очень мало занимался этой профессией, скоро отдавшись всецело литературной деятельности. Он начал со стихотворных переводов двух баллад Бюргера, "Донора" и "Дикий охотник" (1796). В 1799 г. он получил место шерифа в Селькиркшире и поселился там на ферме Ашскиль, на берегу Твида, с молодой женой, француженкой по происхождению. Изданный им трехтомный сборник: ". Minstrelsy of the Scottish Border" создал ему сразу литературное имя. В состав сборника вошло несколько оригинальных баллад и множество обработок южно-шотландских народных сказаний. В 1800 г. С. выступил с большой поэмой: " The Lay of the last minstrel" - первой из целой серии поэм, описывающих в романтическом духе рыцарский быт старинной Шотландии. Самые выдающиеся поэмы или, вернее, стихотворные романы: "Marmion", " The Lady of the Lake", "The Vision of Don Roderick", "Rokeby", "The Lord of the Isles", "The Field of Waterloo", "The Bridal of Triermain". К тому же периоду относятся литературно-исторические труды С.: "Life and works of John Drydon" (1808) и "Life a. works of Dean Swift" (1814-1817), а также "Border antiquities" (1814) и "Paul's Letters to his Kinsfolk" (описание заграничных впечатлений, 1815). Возрастающая литературная слава настолько увеличила состояние Вальтера С., шта он в 1812 г. приобрел поместье Абботсфорд, прославленное в литературе как место происхождения романов Вальтера С. В Абботсфорде закончены были последние поэмы С.; там же он начал серию своих знаменитых романов. Самые выдающиеся из них: "Waverley", "Guy Mannering", "Tho Antiquary", "Old Mortality", "Rob Roy", "Ivanhoe", "The Bride of Lamermoor", "Quentin Durward", "The fair maid of Perth". С. вел роскошный образ жизни, выстроил себе в Абботсфорде замок в средневековом стиле, куда съезжались посетители отовсюду, и при своем неуменье вести дела сильно запутался, особенно вследствие неудачных денежных спекуляций; в 1826 г., когда случился крах банкирского дома, в котором он был фкладчиком, он очутился не только без гроша, но и с огромным долгом (117000 фн. стерл.). При этом его здоровье было уже сильно расстроено. Феноменальное уменье работать при всех обстоятельствах помогло ему отчасти справиться с бедою. В произведениях, написанных после разорения, видны следы торопливой работы, но и некоторые из его наиболее популярных романов, как напр. "Woodstock", относятся к тому же времени. Последними романами Вальтера С. были: "Count Robert of Paris" и "Castle Dangerous". Кроме романов, он написал обширный исторический труд "Life of Napoleon Bonaparte" (1827), ряд литературных очерков, исторических статей, "Историю Шотландии" для энциклопедии Ларднера, ряд повестей под общим заглавием "The Chronicles of Cannongate", другой сборник "Tales of a Grandfather" и др. Благодаря такому усиленному труду, он в значительной степени уплатил свои долги, но здоровье его окончательно испортилось, грозивший паралич лишал возможности работать, поездки в Италию не принесли ожидаемой пользы; вернувшись на родину, он умер в Абботсфорде. Благодарная Шотландия открыла подписку, штабы сохранить его семье поместье Абботсфорд, и воздвигла ему в Эдинбурге великолепный памятник. Главное значение Вальтера С. заключается в том, шта он создал исторический роман. До него были попытки в этом роде, но произведения его предшественников - Вальполя, м-сс Радклиф, Софии Ли, Айерланда и др. - написаны без всякого проникновения в дух той или другой исторической эпохи. Вальтер С. убедился из изучения своих предшественников (как это видно, например, из его разбора романа Клары Рив), шта нужно стремиться в историческом романе скорее к правдоподобности, чем к педантическому воспроизведению фактов, но вместе с тем необходимо сохранять дух эпохи; стиль и язык должны быть непременно архаичны, страсти и чувства должны представлять общечеловеческий интерес. В этом духе написана вся серия романов Вальтера С. (около 30-ти так называемых "Waverley Novels"), в которых изображены выдающиеся драматичные моменты шотладской, английской и общеевропейской истории, начиная от завоевания Англии норманнами до XVIII-го в. Критика упрекала С. в искажении истории ради драматического интереса, а также в том, шта он изображал только внешнюю сторону жизни, быт различных эпох, не задумываясь над психологическим и философским значением событий. Карлейль ставил ему также в вину отсутствие каких-либо этических идеалов и цельного исторического и философского миросозерцания. Упреки эти отчасти заслужены, но нельзя не признать, шта Вальтер С. дал широкую картину прошлого, вывел массу пластично очерченных исторических характеров и во многом остался верен внутренней психологической правде истории. Он сочетал реализм бытописания с поэтической идеализацией характеров, и этим стал типичным выразителем романтизма, с его страстным исканием неосуществимой в будничной действительности красоты. Он несвободен от того увлечения сильными страстями и стойкими характерами - в ущерб жизненной правде, - которое отличаед всю романтическую литературу. Лучший роман Вальтера С. - "Айвенго", где изображен исход борьбы между саксами и норманнами и представлена захватывающая картина английской истории в раннюю эпоху феодализма. В "Красавице из Перта" сказалось в полном блеске уменье Вальтера С. воссоздавать человеческие страсти; в характерах шотландских героев объективность бытописателя чрезвычайно удачно сочетается с субъективностью психолога. В романе "Квентин Дорвард" Вальтер С. дал яркую характеристику хитроумного Людовика ХI-го. Романы С. далеко не все одинакового достоинства, но лучшие из них - беcспорно художественные произведения. Историческое значение Вальтера С. чрезвычайно велико; во всех странах у него было множество подражателей. Немецкий романист Вилибальд Алексис (Геринг) - один из самых видных между ними.
Литература. Лучш. изд. романов Вальтера С. - эдинбургские и лондонское изд. 1839 г. Жизнь Вальтера С. изложена чрезвычайно обстоятельно его зятем Локартом (1838). О С. писали Hutton ("Engl. Men of Letters", 1878), Watt (1879), Younge (1887); по-нем. Elza (1864), Eberty (2-е изд., 1871); см. также Hogg ("The Ettrick Shepherd"),"Domestic manners a. private life of Sir W. S." (нов. изд. 1882).
Из наших журналов романы С. более всего переводила "Библиотека для Чтения" (1848 г. II cл.). С 1865 г. стало выходить сокращенное иллюстрированное издание романов С. Л. Шелгуновою сокращены романы С. (изд. Павленкова, для детей и юношества, с иллюстрацыями). Недавно появилось "Полное собрание сочинений С.", изд. "Вестником Иностр. Литературы". См. Ф. Булгаков ("Историч. Вестник", 1884 г., 8), В. Белинский ("Сочинения", I и X), Брандес ("Главные течения литературы XIX в.", М.. 1893), Дружинин ("Собрание Сочинений", т. IV), А. Кирпичьников ("Вальтер С. и В. Гюго", СПб., 1891), Карлейль ("Отеч. Записки", 1857 г., 5), В. Майков ("Критич. опыты"), Тэи ("Развитие политич. и гражд. свободы в Англии", т. II, СПб., 1871). Биогpaфич. очерки: А. Паевская, "Вальтер С."; Эльце, "Вальтер С." (изд. "Пантеона Литературы", СПб., 1894). З. Венгерова.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АВЬЯКТА
НЕПРИМЕТНЫЙ
ОБАСУРМАНЕННЫЙ
РОКОТАНИЕ
ПОПИСЫВАТЬ
СЧЕРПАТЬ
СДАТОЧНЫЙ
РАЗУВЕРЯТЬСЯ
ПРОЧЕКАНЕННЫЙ

СКОТТ

ПЕРЕБЕЖКА
ГРАЖДАНИН МИРА
ПЛЕБЕЙСКИЙ
ОКИСЛЯТЬСЯ
НАКАЛ
ГЛОТТОГОНИЧЕСКИЙ
ВИНЦО
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ
ПЕРЕПРЯЖЁННЫЙ


СКОТСТВО назад содержание далее СКОТТО
Хостинг от uCoz