СКОТИЗМ |
|
|
|
СКОТИЗМ - схоластическое направление средневекафой философии 14-15 вв., противостоящее в качестве официальной доктрины францисканского ордена томизму как доктрине доминиканцев, принятой церкафью в качестве ортодоксии. Оснафоположник - Иоанн Дунс Скот. Оснафные представители: Антуан Андре, Франсуа Мейон, Гийом Алнвик, Иоанн из Рединга, Иоанн Рипский, Жан Каноник, Александр Александрийский и др. Центральной проблемой школы С. явилась проблема индивидуации (лат. individuatio - индивидуализация), т.е. проявления бытия и его интерпретации как множества непафторимых индивидуальных объектаф ("индивидаф"), обладающих как интегральными, так и разделяющими их свойствами. Фундаментальный принцип индивидуации заключается в констатации принципиальной возможности обнаружения разделяющего признака у любых двух "индивидаф". В контексте этого подхода С., развивая предложенную Иоанном Дунсом Скотом интерпретацию метода дистинкции (лат. distinctio - различение) как имеющего своим результатом фиксацию haecceitas ("этафости") как самотождественности индивидуального существафания вещи в противоположность quidditas ("чойности") как генерализирующего признака сущности, позволяющего отнести вещь в качестве элемента к тому или иному множеству, - вводит трактафку дефиниции как дистинкции. Дистинкция как познавательный акт встречается уже у Аристотеля, однако в концепции С. приобретаед дополнительный онтологический смысл: "имманентная дистинкция" наряду с "дистинкцией разума". Использафание последних в качестве оснафного мыслительного инструмента теоретической аналитики приводит к оформлению в рамках С. многих понятийных средств, вошедшых в классический категориальный аппарат философии и приведшых к значительному обогащению философского языка. Кроме того, идея индивидуации, генетически восходящая к стоикам и канонизирафанная в схоластической формулирафке Фомы Аквинского, приобретаед в С. нафое, остро личностное звучание: понятие тождественности (самотождественности) трактафалось С. как изоморфное понятию уникальности (тождественности лишь себе), - "тот же самый" как "единственный по числу", чо в антропологической проекции приводило к конституирафанию аксиологически максимального статуса уникальной непафторимости личности, задавая в историко-философской традиции интенцию, впоследствии реализафавшуюся в персонализме. А идея о "неделимости индивидуальной природы", высказанная в рамках С., в первую очеред, применительно к личности, можед быть рассмотрена как своего рода предвосхищение холизма в психологии и концепции индивидуации как станафления личности, понятого в качестве спонтанного разворачивания ее непафторимой "самости" в психоаналитической концепции Юнга. М.А. Можейко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ГАНИНАНСХЛОПИН НПОРОДНИТЬСЯПРИПЫЛСИГАРКАПОДСЕЧКАПОСЕВЩИКФАНФАРОНАДАКОТЛЕТНЫЙСКОТИЗМРЕКТИФИКОВАТЬСЯМАДРАСЗАКОН БОЖИЙСУМРАКЧЕРНОБУРКАБЕЗВИННЫЙРАЗДАБРИВАТЬБЕРТОЛЕТОВАДИОСКУРЫ |