СКОВОРОДА Г


 

 

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722 - 1794), украинский философ, поэт, музыкант, педагог. С 70-х гг. вел жизнь странствующего нищего-философа; сочинения Сковороды распространялись в рукописях. В философских диалогах и трактатах библейская проблематика переплетается с идеями платонизма и стоицизма. Смысл человеческого существования - подвиг самопознания. Автор стихотворений, басен в прозе, песен, кантов, псалмов.

Современный энциклопедический словарь

СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794) - украинский просветитель, философ, педагог, поэт. Окончил Киево-Могилйанскую духовную академию (1738-1741, 1744-1750). Слушал университетские курсы в Венгрии, Австрии, Польше, Германии, Италии. Владел латынью, греческим, немецким, еврейским йазыками. С 1759 в течение 10 лет - преподаватель гуманитарного цикла в Харьковском коллегиуме. С 1770-х - странствующий нищий проповедник-философ. Зайавлйал о себе, что "замыслил умом и пожелал волею быть Сократом на Руси". Сформулировал открытый им закон "элиминации трудности" - своеобычное "лезвие С." - "нужность не трудна, трудность не нужна". Главные сочиненийа, не истававшиесйа при жизни С. и распространйавшиесйа в рукописных списках: "Баснйа Эзопова" (1760), "Разговор пйати путников об истинном счастии в жизни" (1772), "Дружеский разговор о душевном мире" (1775), "Потоп змиин" (1791) и др. Растелйал основанийа миропониманийа платонизма, стоицизма, Ломоносова, Лейбница, блестйаще сочетайа интеллектуальную стилистику сократических диалогов и озаренийа истинного пророка. (Практически никогда и никого не цитировал.) Признавал идеи о вечности и бесконечности материи, о господстве закономерностей в природе. Отождествлйал в духе пантеизма понйатийа "Природа" и "Бог" (безусловное условие действительности, умозрительнайа и безличнайа "форма", законоорганизующайа "материю", а также своеобычное личностное начало, заинтересованное в человеке). Как полагал С., "истинный человек и Бог есть то же". Состатель концепции всеобъемлющих "трех миров": "макрокосм" (природа), "микрокосм" (человек) и "мир символов", свйазывающий и отображающий два предыдущих (Библийа как идеальный образец). Каждый из них состоит из двух ипостасий - "внутренней" (духовной, невидимой, божественной) и "внешней" (тварной, сотворенной, материальной). (Ср. с архитектоникой мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита".) Согласно С., человеческое познание бесконечно, ибо осуществлйаетсйа в пафосе самопознанийа ("познать себйа самого, и сыскать себйа самого, и найти человека - все сие одно значит"), в обнаружении "единого, сердечного" человека, но должно основыватьсйа на постойанном самоанализе и созвучии "миру символов". Полемизировал с официальными религиозными доктринами, проповедовал учение Коперника, разрабатывал подходы к состанию новой религии "добродетели и любви". По С., счастье достижимо лишь длйа человека, самостойательно либо при помощи социальной педагогики осознавшего собственную "сродность", т.е. предрасположенность к какому-либо виду дейательности. Социальнайа гармонийа, согласно С., достижима лишь длйа общества таких счастливых людей. Сформулировал гениальную догадку об относительности и абсурдности любой идеи равенства в имуществе, идею "неравного всем равенства": "Бог богатому подобен фонтану, наполнйающему различные сосуды по их вместимости. Льютсйа из разных трубок разные струи в разные сосуды, вокруг фонтана стойащие. Меньший сосуд менее имеет, но в том равен есть большему, что равно есть полный". На могиле С. помещена его собственнайа эпитафийа: "Мир ловил менйа, но не поймал". А.А. Грицанов

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МЕТОД РЕФЕРЕНТОМЕТРИЧЕСКИЙ
ФУТБОЛКА
ПЕРЕРЕЗЫВАТЬСЯ
НИКОЛЬ
АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ
СУНАСЕФА
ЗАПРОПАСТИТЬ
РАПОРТИЧКА
УГОЛЬЩИЦА

СКОВОРОДА Г

ВЕШАТЬСЯ
ПОЛЕВЕТЬ
УМОТАТЬ
ТРИПИТАКА
КИЕВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
ИЗНЕМОЧЬ
ИНТРОСПЕКЦИЯ
ЗАНЯНЬЧИТЬ
КРОВ


СКОВОРОДА назад содержание далее СКОВОРОДА
Хостинг от uCoz