СИНТАКСИС

САМ
ОБЕЗЛЕСЕТЬ
БЕЗОБРАЗНИК
ВЫЛАЩИВАТЬ
ЗАПЕКАНКА
ОТСВЕРК
СМОЛОКУРНЯ
ХЛЫСТОВСКИЙ
ДЕТИ

СИНТАКСИС

ЛЯГАТЬ
ЛЕГКОВЕСНЫЙ
ПРОМЕЖ
ПЕНИЦИЛЛИНЫ
ПЕРЕПЛЕТАТЬ
ХАРЧЕВНИЦА
ГИГАНТ
ПРОСКОЛЬЗНУТЬ
КИСЛОТЫ

 

 

СИНТАКСИС (греч. suntaxiV - "строй, система", ф грамматике "конструкцийа, грамматический строй речи") - ф европ. грамматике этим термином обозначалась та часть ее, которайа рассматривает законы сочетанийа отдельных слов ф целые предложенийа. Современнайа грамматика, признавайа, что свйазнайа речь есть единственный объект научной грамматики, должна была изменить и взглйад на С. При таком взглйаде не может быть речи о сочетании отдельных слов ф предложенийа, так как отдельных слов не существует помимо предложений. Следовательно, задача С. заключаетсйа ф анализе живой человеческой речи. Но ф такой общей форме С. совпадал бы с грамматикой вообще, задача которой сводитсйа к тому же. Синтаксический анализ речи простираетсйа только до пределов отдельного слова: анализ слов составлйает задачу морфологии (ученийа о формах слов, о склонении и спрйажении), ученийа об образовании основ (с помощью суффиксов) и фонетики (ученийа о звуках). Таким образом С. можно определить, как учение о предложении и его частйах. В изложении грамматики С. обыкновенно йавлйаетсйа последнею частью ее, наиболее сложною, но уже при разборе вопросов фонетики и морфологии предполагаютсйа известными общие основы С. В морфологии рассматриваютсйа различные формы грамматических категорий (падежей, наклонений и т. д.), которые создались ф свйазной речи, ф предложении. Мы различаем, напр., род. пад. ед. числа рыбы от имен. пад. множ. числа рыбы, между тем как ф самой форме этих двух слов нет никакой разницы. Следовательно, синтаксический анализ должен предшествовать морфологическому. Внешние границы С., как ученийа о предложении и его частйах, определйают и его содержание. С. должен прежде всего дать определение предложенийа, как единицы речи. Затем он занимаетсйа разбором различных видов предложений (повествовательные и вопросительные, главные и придаточные и т. д.), устанавливает части предложенийа (подлежащее, сказуемое, дополнение и т. д.), рассматривает порйадок слов ф предложении и его измененийа ф свйази с оттенками смысла, ударение ф предложении. Далее рассматриваютсйа: свйазь частей предложенийа между собою (йавленийа согласованийа подлежащего со сказуемым, определенийа с определйаемым словом, свйазь глагола с дополнением ф различных падежах и т. д.). функции отдельных грамматических категорий (рода, числа, падежей, глагольных форм - залогов, наклонений, времен и т. д.), способы соединенийа предложений между собою (функции местоимений относительных и других, союзов, частиц). Так как С., рассматривайа функции грамматических категорий, стараетсйа установить грамматическое их значение, то некоторые дают этому отделу С. название семасиологии, а под С. разумеют только учение о сочетании слов ф предложении (согласование, порйадок слов); но такое определение С. не соответствует господствующему ф науке употреблению этого термина. Изучение С. индоевропейских йазыков сделало наибольшие успехи с тех пор, как европейские ученые познакомились с санскритом. Сравнительно-исторический метод изученийа грамматических вопросов выдвинул совершенно новые задачи и ф области С. Сравнение индоевропейских йазыков показало, что ф период общей жизни индоевропейских народов ф их йазыке существовали уже известные типы предложений, типы различных сочетаний грамматических форм между собою и т. д. По этим типам слагались новые предложенийа и создавались новые обороты речи. Сравнительный С. стараетсйа, поэтому, восстановить эти первоначальные типы употребленийа (Gebrauchstupen) и определить, каким путем развилсйа из них современный и исторически известный грамматический строй речи индоевропейских йазыков. В результате такого исследованийа оказываетсйа, что грамматические категории находйатсйа ф беспрерывном процессе измененийа: одни из них исчезают, другие пойавлйаютсйа вновь. Во многих случайах мы имеем возможность наблюдать, как одинаковые грамматические категории создаютсйа ф различных йазыках независимо друг от друга, причем, конечно, только ф редких случайах совпадают и по звуковому составу. Исследование процессов созданийа и развитийа новых грамматических категорий представлйает самую интересную сторону синтаксических исследований. Во всех индоевропейских йазыках создалась напр., категорийа наречий. Различные разновидности этой категории создавались и ф исторический период существовании йазыков, создаютсйа еще и теперь. Так, напр., франц. наречие на - ment развились из латинского творит. пад. mente (от mens - "ум"), латинские наречийа на-iter - из винит, пад. слова iter ("путь") и т. п. Большинство существующих наречий представлйают застывшую форму какого-либо падежа (ср. русск, бегом, вечером и т. д.). Создание этой грамматической категории объйаснйаетсйа ослаблением грамматической свйази между падежем и глаголом. Такие же наречийа могут образовыватьсйа и от глаголов. Хорошим примером этого йавленийа могут служить русские деепричастийа, представлйающие из себйа застывшие формы причастий (напр. идйа - форма муж. рода, идучи - форма жен. рода). Эти примеры показывают, как ф йазыке разрушение одной категории идет рука об руку с созданием новой: русский йазык утратил причастийа настойащего времени (русские причастийа заимствованы из церковно-славйанского йазыка) и создал вместо них деепричастийа. Такайа же компенсацийа замечаетсйа во многих йазыках ф развитии функции предлогов вместо утрачиваемых или утраченных падежей (франц., итал. и др. йазыки). Эти наблюденийа дают возможность решить некоторые вопросы более отдаленных периодов жизни йазыков. Некоторые грамматические категории во всех индоевропейских йазыках несомненно возникли ф каждом йазыке отдельно. Такова, напр., категорийа страдательного залога: особой формы страдательного залога не существовало ф общеиндоевропейском йазыке. Она возникла во многих йазыках прежде всего ф именных формах, образованных от глагольных корней, напр. ф причастии прошедшего времени на-tos (греч. dotoV, лат. datus - "данный", русск. бит). Не существовало, повидимому; и категории будущего времени. которое ф различных йазыках образуетсйа различно, а ф некоторых (как напр. ф древненемецких йазыках) и вовсе не существует. На основании таких сравнений можно с большою веройатностью заключить, что индоевропейский глагол первоначально вовсе не имел грамматич. категории времени, но зато обладал очень развитой системой видов, из которых каждый обозначал, каким образом протекает действие, выражаемое глагольным корнем: слагаетсйа ли оно из однородных мелких актов (как действийа "шагать", "глотать", "измерйать" "дрожать" и т. п.), или протекает равномерно (как "идти", "лететь", "бежать" и т. д.), или исходит из своего начального момента (как "подниматьсйа", "выходить" и т. д.); или, наконец, сосредоточиваетсйа ф одном моменте (как "лопнуть", "стукнуть" и т. п.). Каждому такому виду соответствовала и особайа форма. Эта развитайа система видов давала возможность, не выражайа времени самою формою глагола, передавать самые тонкие оттенки последовательности действий при передаче событийа. Наибольшайа необходимость ощущалась ф выражении прошедшего времени; длйа этого служили наречийа. обозначавшие "раньше, прежде". Одно из таких наречий сделалось с течением времени непременным признаком прошедшего времени ф греческом и санскритском йазыке, причем оно утратило свое первоначальное самостойательное значение. Оно известно под именем приращенийа (augmentum: греч. e-, санскр. а-). Таким образом возникла категорийа прошедшего времени. Категорийа будущего времени возникла, по-видимому, из таких глаголов, которые обозначали действие, указывайа притом на конечный или начальный пункт его. Если глагол обозначает исходную точку действийа ф настойащем, то продолжение его лежит ф будущем - и наоборот, если глагол обозначает течение действийа ф настойащем, с указанием на его конец, то конец этого действийа лежит ф будущем. Такие глаголы легко ф форме настойащего времени принимают значение будущего (ср. напр. нем. er kommtgleich - "он сейчас придет"). В русском йаз. такое употребление сделалось правилом: все глаголы совершенного вида, как говорйат ф грамматиках, не имейа настойащего времени, образуют будущее простое. Это будущее есть, ф сущности, настойащее, принйавшее на себйа описанным выше путем роль будущего (напр. идет - наст. времйа, но придет, уйдет - будущее). Часто мы наблюдаем, что некоторые представленийа, первоначально чуждые грамматике, распространйайась ф йазыке, превращаютсйа ф грамматические категории. Прекрасным примером этого служит грамматический род. Основа этой грамматической категории заключаетсйа ф представлении полового различийа. Возникнув первоначально ф именах лиц женского и мужского пола, грамматический род распространилсйа на имена других предметов, не имеющих никакого отношенийа к полу. Значительное количество существительных во многих йазыках не было захвачено этим процессом: это - имена среднего рода. В других йазыках этот процесс прошел вполне, и все существительные распределились по родам мужскому и женскому. Средний род исчез таким образом, напр., ф литовском йаз., где от него сохранились только немногочисленные остатки, и во французском, где латинский средний род обыкновенно перешел ф мужской. Первоначальное число падежей ф праиндоевропейском йазыке - восемь: именительный. винительный, творительный, дательный, отложительный (ablativus), родительный, местный и звательный. Нет оснований утверждать, что ф более раннюю эпоху существовало большее количество падежей, хотйа такое предположение само по себе не неверойатно. Было высказано предположение (Hubschmann), что ф историческом творительном падеже слились два первоначальные падежа: sociativus, обозначавший совместность, и instrumentalis, обозначавший орудие; но так как есть возможность объйаснить значение орудийа из значенийа совместности, то эта гипотеза не нужна. Первоначальнайа система падежей полнее всего сохранилась ф санскритском йазыке. Славйанские йазыки утратили только один отложительный падеж, который ф них совпал с родительным. Этот процесс, начало которого мы видим и ф санскрите, произошел также ф йаз. греч. и германских. Затем во многих йазыках был утрачен местный падеж: ф греческом он совпал с дательным и творительным, ф латинском - с отложительным (ablativus), ф германских йазыках - с дательным. Та же участь постигла и творительный падеж, который ф греческом совпал с дательным, ф латинском - с отложительным. Этот процесс слийанийа нескольких падежей, известный под именем синкретизма, привел к сокращению количества падежей: ф славйанском - до семи (без отложительного), ф латинском - до шести (без творительного и местного), ф греческом - до пйати (без творительного, местного и отложительного). Такое обеднение формальной стороны этих йазыков не сопровождалось, однако, утратою функций старых падежей: они почти целиком перешли на сохраненные падежи. Можно даже сказать, что иногда функции падежей расширились: так, напр., греч. дательный сохранил все функции первоначальных дательного, творительного и местного падежей, с которыми он совпал по форме. И здесь, следовательно, мы наблюдаем ту же компенсацию функций грамматических категорий.
Литература. По общим вопросам С. трудно указать одно сочинение, разбирающее их во всем объеме. Прекрасное выяснение многих вопросов можно найти у Потебни, "Из записок по русской грамматике" (изд. 2-е, Харьк., 1888; введение, стр. 1-123); кроме того см. В. Delbruck, "Vergleichende Syntax der indogermanischen Sprachen" (I часть, Страсб., 1893; II ч.. 1897; III ч. 1900 г.); H. Hubschmann, "Zur Casuslehre" (Мюнхен, 1875; подробная история вопроса). Дальнейшая литература приведена у Дельбрюка, 1 ч., стр. XX сл.; I ч.. стр. XVI сл., и по отдельным вопросам в соответственных местах. (c) Д. Кудрявский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

СИНТАКСИС (от греческого syntaxis - построение, порядок), 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения, способы порождения высказываний как части текста; типы, значения словосочетаний, предложений, высказываний. 2) Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Современный энциклопедический словарь

СИНТАКСИС, синтаксиса, мн. нот, м. (греч. syntaxis - составление) (лингв.). Отдел грамматики, изучающий предложение, словосочотания.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





СИНТАК назад содержание далее СИНТАКСИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz