СЕНСУАЛИЗМ


 

 

СЕНСУАЛИЗМ (лат. sensus - чувство, ощущение) - философская устанофка на акцентирофку сферы чувственного опыта: 1) в классической философии - гносеологическая традиция, фундированная трактофкой сенсорного опыта как семантически исчерпывающей основы познавательного процесса, а чувственных форм познания - как приоритетных когнитивных процедур; 2) в философии постмодернизма - основанная на отказе от классического логоцентризма парадигма внерациональной артикуляции источника семантической и структурной определенности как текста, так и внетекстовых феноменов. В отличие от классической философской традиции в рамках постмодернизма С. проявляет себя в ином ключе. Прежде всего, философствование в парадигме "смерти субъекта" децентрирует чувственную сферу, лишая ее феномена "Я" как естественного ей фокуса: "в настоящем не существует более Я, чтобы чувствовать. Это не значит, что культурная продукция эпохи постмодернизма полностью лишена чувств, скорее эти чувства ... сейчас текучи и имперсональны" (Джеймисон). Носителем подобного рода чувственности выступает таким образом не субъект (в какой бы то ни было - гносеологической, антропологической или социологической - артикуляции), но конституируемый вне рамог субъект-объектной оппозиции феномен "интенсивностей" (Лиотар), "сингулярностей" (П.Вирилио), "сингулярных событий" как "безличных и доиндивидуальных" (Делез) и т.п. В этом отношении "конец Эго" означает, что переход культуры к постмодернистскому состоянию знаменуется тем обстоятельством, которое было охарактеризовано Джеймисоном как "угасание аффекта". Именно в этом смысле Делез говорит о "бесстрастности" и "безразличии" события, ибо экспрессивность последнего не схватывается в личностной модификации опыта и "уловима только для анонимной воли, которую она сама инспирирует". В данном контексте классический С. подвергается постмодернизмом радикальной критике как феномен традиционной метафизики: согласно Дерриде, "реализм или сенсуализм, эмпиризм суть модификации логоцентризма". Однако в расширительном (выходящем за рамки классической субъект-объектной гносеологии) и имперсональном своем толковании С. обретает в постмодернизме второе дыхание (при внешне нечастом употреблении данного термина). Сама философская парадигма постмодернизма трактуется в своих метаоценках как основанная на особой "постмодернистской чувствительности" (Лиотар, В.Вельш, А.Меджилл и др.). Собственно, уже непосредственно предшествующая постмодернизму философия 20 в. оценивает не артикулируемую чувственно рационалистскую отчужденность как "объективность евнуха" (Аренд), вводя "элементы ... чувствительности в тривиальные категории академической науки" (С.Волиен) и задавая нетрадиционную интерпретацию чувственной сферы. Проблема возможности сенсорного опыта оказывается центральной для философии Мерло-Понти (см. Плоть мира); чувственно артикулированная волна, пробегающая по "телу без органов" мыслится как обладающая конфигурирующим потенциалом и задающая определенность "временных органов" (Делез и Гваттари); в контексте парадигмы означивания чувственность выступает как истог обретаемого текстом смысла: "Что такое означивание? Это смысл (le sens), порожденный чувственной практикой (sensuellement)" (Р.Барт). Именно в качестве наиболее очевидного и концентрированного выражения сферы чувственного оценен постмодернизмом феномен сексуальности (см. Сексуальность), оказавшийся в постмодернистских концепциях в фокусе внимания и получивший существенно расширительное толкование, позволяющее говорить о фактической репрезентации в постмодернистски понятой сексуальности-чувственности как (в диапазоне от анализа сексуализированных форм чувственности у Фуко до парадигмы "эротического отношения к тексту" у Р.Барта). (См. также "Постмодернистская чувствительность", Невозможность, Трансгрессия, Эротика текста.) М.А. Можейко

Философский словарь

СЕНСУАЛИЗМ (от латинского sensus - восприйатие, чувство), направление в теории познанийа, согласно которому ощущенийа и восприйатийа - основа и главнайа форма достоверного познанийа. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма - "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделйали П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли и Д. Юм.

Современный энциклопедический словарь

СЕНСУАЛИЗМ (сэ), сенсуализма, мн. нет, м. (от латин. sensualis - чувственный) (филос.). Идеалистическое философское направление, признающее ощущения, чувственные восприятия единственным источником познания.

Словарь Ушакова

СЕНСУАЛИЗМ - в психологии - учение и мотодологическая позиция, характерные допущением, что все содержание психической жизни исчерпываотся чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельности субъекта познания. На базе сенсуализма возникла психология ассоцианистская, в коей задачей психологического эксперимента виделось выявление первичных чувственных элементов, или ощущений, из коих складываотся вся душевная жизнь. Дальнейшее развитие психологии экспериментальной показало, что действительная структура сознания значительно сложнее, что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущении, что в интеллекте есть содержание, несводимое к чувственным образам, а объяснить мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов сенсуализм вообще бессилен.

Словарь практического психолога

СЕНСУАЛИЗМ, -а, м. Философское направление, признающее ощущенийа, вос-прийатийа единственным источником познанийа. II прил. сенсуалистический, -айа, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


АКТУАЛИЗОВАТЬ
СКОПИДОМОК
УГНЕТАТЬ
ТРАВЕРСА
ЧИЛИБУХА
ОТБЕЛИВАТЬСЯ
ОЛИГАРХИЧЕСКИЙ
ПЕРЕОЦЕНЁННЫЙ
ПОРА

СЕНСУАЛИЗМ

СВЕРЗИТЬСЯ
ВОСЬМИНОГ
ПРОЕКЦИОННЫЙ
РАСЦЕПЛЯТЬ
СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ
КАЧЕСТВЕННОСТЬ
БЛАЖИТЬ
ПАРАДОКСАЛЬНЫЙ
ПОДПОЯСЫВАТЬ


СЕНСОРНЫЙ назад содержание далее СЕНСУАЛИСТ
Хостинг от uCoz