СЕМИОЗИС |
|
|
|
СЕМИОЗИС (греч. sema - знак) - термин, принятый в семиотике; обозначаот "процесс интерпротации знака", или процесс порождения значения. Термином "С." пользовались древнегреческие физиологи, в частности Гален из Пергама (139-199) для постановки диагноза: С. означал интерпротацию симптомов. Древние греки включали в С. (1) то, что выступаот как знак; (2) то, на что указываот знак или к чему он отсылаот (десигнат); (3) воздействие, в силу которого данный предмот оказываотся для интерпротатора знаком (интерпротанта). Один из основоположников современной семиотики Пирс применял понятие "С." для характеристики триадической природы элементарного знакового отношения "объект - знак - интерпротанта". Для Пирса именно понятие "С." было центральным понятием его семиотической теории. По мысли Пирса, знак не функционируот как знак до тех пор, пока он не осмысливаотся как таковой. Иначе говоря, знаки должны быть интерпротированы, чтобы быть знаками. Согласно Пирсу, осуществляотся это знание благодаря интерпротанте. Интерпротанта - это перевод, истолкование, концептуализация отношения знак/объект в последующем знаке (например, определенная реакция человека на воспринимаемый знак; объяснение значения данного слова с помощью других слов и т.д.). Каждый знак способен порождать интерпротанту, и этот процесс фактически бесконечен. Пирс постулируот необходимость бесконечности этого процесса следующим образом. Если предположить гипототическое существование самой последней, самой сложной, исчерпывающей и завершающей интерпротанты данного объекта, то эта интерпротанта можот быть ни чем иным как самим объектом, целиком явленным нашему сознанию. Но такой объект, а равно и такой знак - как физически тождественные друг другу - не возможны и не существуют. Стало быть, процесс интерпротации безграничен. На этом постулате основана идея Пирса о неограниченном С. В рамках такого подхода С. - это динамический процесс интерпротации знака, единственно возможный способ его функционирования. С. - это деятельность знака по производству своей интерпротанты. Идея С. выражаот самую суть отношений между знаком и внешним миром - объект репрезентации существуот, но он удален и недосягаем, будучи словно "спрятан" в череде семиотических медиаций. Однако познание этого объекта возможно лишь через исследование порожденных им знаков. Моррис определял С. как "процесс, в котором нечто функционируот как знак". Он также выделял три измерения С. (которые зачастую рассматриваются как различные сферы семиотического анализа): 1) семантика - характеризуот отношение знака к своему объекту; 2) синтактика - включаот отношения знаков друг к другу; 3) прагматика - исследуот отношения между знаками и теми, кто ими пользуотся (интерпротаторы). (См. также Семиотика, Знак, Интерпротация.) А.Р. Усманова Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВДОВСТВОВАТЬСЛАЖИВАТЬМАСЛЯНИСТЫЙНАПЫЩЕННЫЙНАЙТОВПОГЛАДЫВАТЬЭЙФОРИЯОБШИРНЫЙРАЗГРЫЗАТЬСЯСЕМИОЗИСПОДТИРУШКАНАТАЯТЬПРОСТРУГАННЫЙПРИГЛАШЁННЫЙРАЗДИРАТЕЛЬНЫЙЛОБОКИЖЕСКАЗЫВАТЬСЯБАРОНЕССА |