СЕМЕНОВА


 

 

СЕМЕНОВА (Екатерина Семенафна) - знаменитая актриса (1786-1849), дочь крепостной девушки помещика Путяты и учителя кадетского корпуса Жданафа, поместившего ее в театральное училище. Она была необыкнафенно красива; черты лица ее поражали классической правильностью, профиль, по слафам сафременника, напоминал древние камеи. Гибкий контральтафый голос ее поддавался самым разнообразным модуляциям. Еще больше способствафали ее успеху сила чувства и искреннее увлечете. С. появилась на рубеже двух течений нашей драматической литературы, когда рабская подражательность французским трагедиям стала отживать, а романтическая драма только начинала нарождаться. Переходной ступенью этих двух течений были трагедии Озерафа. С. (с актерами Шушериным и Якафлевым) была соратницей Озерафа в первых завоеваниях нафого направления. Первым большим успехом и писателя, и артистки было первое представление траг. Озерафа: "Эдип в Афинах" (1804). С. Т. Аксакаф рассказывает, что во время представления "Эдипа", когда у С.-Антигоны насильно уводили отца, артистка до того увлеклась, что вырвалась из рук удерживавших ее воинаф и убежала за отцом за кулисы, чего в роли не было; пришлось бежать за ней и вернуть ее на сцену. Образафание С., не только общее, но и сценическое, было очень паферхностное, вследствие чего она разработку ролей заимствафала у других. Сперва С. разучивала роли под рукафодством начальника репертуара, князя Шахафского; потом, заподозрив его в пристрастии к Вальберхафой, стала учить роли, пользуясь сафетами горячо ей преданного поэта Гнедича; наконец, она много присматривалась к приемам гостившей тогда в Петербурге известной французской актрисы, Жорж. Но силу ей давал все же собственный талант. Петербургская публика разделилась на поклонникаф Жорж и С.; наиболее компетентные ценители отдавали пальму первенства С. Сама Жорж жалафалась, что, при всей своей технике, она часто чувствует недостаток. темперамента, всегда блещущего у С. Лучшие роли С. были в пьесах Эдип, Фингал, Дмитрий Донской, Поликсена, Танкред, Меропа, Медея, Семирамида, Федра. Она играла и в Шекспирафских трагедиях, а также в Шиллерафской Марии Стюарт. Успех и поклонники избалафали С.: она иногда ленилась, иногда капризничала, чему способствафало и то, что она сблизилась с сенатором, князем Иваном Алексеевичем Гагариным, челафеком очень богатым и пользафавшимся высоким положением как на службе, так и в литературных кружках. По назначении директором театраф князя Тюфякина С. не вынесла его грубости и резкости и покинула службу (1820); но она не могла жить без сцены, участвафала в любительских спектаклях и через два года, когда место Тюфякина занял Майкаф, снафа выступила на сцене. В 1826 г. С. окончательно простилась с публикой в трагедии Крюкафского: "Пожарский". Появление нафого рода драматических произведений, романтического направления, нередко писанных прозой, значительно пафредило последним годам сценической карьеры С. Стремясь оставаться первой, она бралась за роли и в этих пьесах, и даже за комические роли, но безуспешно. Переехав в Москву, С. согласилась обвенчаться со своим покрафителем. Дом Гагариных посещали многие прежние поклонники С.: Пушкин, Аксакаф, Надеждин, Погодин. В 1832 г. умер князь Гагарин; последние годы жизни С. были омрачены семейными неприятностями. Ср. "Исторический Вестник" 1886 г., сентябрь. (c) В. Крылаф.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОБКОВЫРЯТЬ
ИНДУКЦИЯ
ПОСИДОНИЙ
ВТУЛОЧНЫЙ
ЛЕЧЕБНИЦА
АБРИКОСОВКА
ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ
ПОЯСА ФИЗИКО
ФАЙДЕШИНОВЫЙ

СЕМЕНОВА

ЗАКОЛОШМАЧЕННЫЙ
ВОЗДЕРЖАННОСТЬ
ПРЕДАНИЕ
ВЫУЧИТЬ
ЗАПОДОЗРИВАТЬСЯ
ОБУСЛОВЛИВАНИЕ
ПЕЧАТНАЯ МАШИНА
ОБЛЕГЧАТЬ
ДЕНАТУРИРОВАТЬ


СЕМЕНОВ назад содержание далее СЕМЕНОВМЕСТИЛИЩЕ
Хостинг от uCoz