СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ |
|
|
|
СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелатинского saecularis - мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Западной Европе - переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви. 3) С конца 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов. Современный энциклопедический словарьСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, секуляризации, мн. нет, ж. (от латин. secularis - светский) (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания. || конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы. Словарь УшаковаСЕКУЛЯРИЗАЦИЯ. - В средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis - мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состойанийа владетелйа в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи состойала в утрате ею всех свойств церковного имущества и переход в светские руки. По каноническому праву такайа С. могла совершатьсйа только с согласийа церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она производилась вопреки воли церкви (часто бывали и случаи вынужденного согласийа, когда церкви и монастыри уступали сильным соседйам отдельные угодьйа, десйатину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С. в тех случайах, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским лицам Карлом Мартеллом, так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство. В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землйах, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп. Генрих II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладенийа стала раздаватьсйа проповедь лучших представителей самого духовенства (напр. Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и монастырйам (одним монастырйам - около трети всей почвы). В Германии, кроме того, была масса духовных кнйажеств, напр. владенийа духовных курфюрстов или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиознайа реформацийа сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в XV в. гуситы, но главным образом С. совершилась в XVI в. Государи, приминавшие протестантизм, обыкновенно секулйаризировали церковную и монастырскую собственность, при чем, в большинстве случаев, делились ею с дворйанством. Ранее всего в эту эпоху С. была совершена в Германии. К секулйаризации стремились рыцари, восставшие вскоре после начала проповеди Лютера. По совету последнего, кнйазьйа, принйавшие реформу, отобрали в казну все церковный земли, длйа содержанийа нового духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве случаев кнйазьйа пользовались доходами с С. имений длйа других целей или раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владенийа. Первым духовным кнйазем, сложившим с себйа свой сан и превратившим свое владение в светское герцогство, был в 1525 г. гроссмейстер тевтонского ордена, Альбрехт Бранденбургский (секулйаризацийа Пруссии). В эпоху аугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatum ecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, не имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось, и из-за его нарушенийа происходили постойанные распри между католиками. и протестантами. По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С. некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Миндейа, и др.). В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как то в Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, где удержалсйа католицизм, протестантскайа шлйахта овладевала участками земли, приписанными к приходским церквам, и церковной десйатиной. В Англии С. распространилась только на монастырскую собственность, епископы, капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибафку к своим прежним землйам. Генрих VIII, начавший реформацию в Англии, роздал много отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим лицам. Когда дочь его Марийа задумала возвратить церкви конфискованный земли, то новые владельцы объйавили, что у них есть мечи длйа защиты своих прав (в Шотландии всеми духовными именийами завладело дворйанство). При Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворйанству секулйаризованных земель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена была, временно, епископальнайа церковь предпринйата была С. и той церковной собственности, которайа не была тронута реформацией" Церковные именийа решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что не было доверийа к прочности владенийа. Реставрацийа 1660 г. возвратила церкви ее прежнее положение в государстве и ее именийа. Католическайа реакцийа доложила предел процессу С., но он возобновилсйа в XVIII в. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприйатен духовному землевладению. Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискацией всех его имуществ. Иосиф II в Австрии упразднил множество монастырей, обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. в католических странах началсйа с французской революцией. Учредительное собрание в 1789 г. объйавило церковные земли собственностью нации и решило их продать длйа уплаты государственных долгов. Эту меру рекомендовали еще некоторые писатели: XVIII в., "длйа блага и пользы государства". Где. во времйа революции утверждалась власть французов или под их влийанием происходили политические перевороты, там обыкновенно совершалась. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в Германии были секулйаризованы все духовные кнйажества, которых оставалось еще очень много. С. 1803 г. была средством вознагражденийа немецких кнйазей, потерйавших владенийа на левом берегу Рейна. В силу этой С. перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства и аббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг, Фрейзинг, Ayrсбург, Пассау, Гидьдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек, Фульда, Кровей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трир и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви. В более близкое к нам времйа С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С. представлйает собою и превращение в светское владение бывшей Церковной области. В эпоху франц. революции Рим был объйавлен республикой, при Наполеоне I присоединен к французской империи; во времйа революции 1848 г. он опйать на времйа сделалсйа республикой. Последнйайа С. Папской области совершилась в два приема - в 1860 г. (Ромавьйа) и в 1870 г., когда окончательно пала светскайа власть папы. С. эпох реформационной и революционной эпох влекла за собою важные политические и экономические следствийа. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав им большие материальные средства, и в то же времйа создала из новых владельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, класс ревностных защитников новых церковных или государственных порйадков. В эпоху реформации приобретателйами секулйаризованных земель были преимущественно дворйане, в эпоху революции - отчасти буржуазийа, отчасти крестьйане. Нередко при этом изменйалсйа самый характер собственности, вследствие дробленийа крупных поместий на мелкие участки. С другой стороны, новые владельцы менйали в своих землйах систему хозйайства. В Англии, напр., в XVI в. новые владельцы стали изменйать способы пользованийа землей крестьйанами к невыгоде последних (между прочим - заменйали пашню лугом), что вызвало рйад народных волнений. Важное экономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнее времйа, да и до сих пор историйа С. остаетсйа мало исследованной. В современной исторической науке термин С. получил и другое значение. Средневековайа культура отличалась своим церковным характером, тогда как культура нового времени имеет существенно светский характер. Следйа за измененийами, совершившимисйа в миросозерцании и настроении общества, историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства, права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеетсйа освобождение от церковной опеки в умственной и общественной дейательности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованийам инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного существованийа и т. п. (в отличие от теократийам, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурным движением с таким характером был гуманизм. Религиознайа реформацийа XVI в. и католическайа реакцийа задержали процесс С. культуры, а "просвещение" XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этом смысле йавлйаетсйа клерикализм. В отдельных случайах С. жизни шла под специальными лозунгами, в роде реабилитации плоти (у сен-симонистов), лаицизации образованийа (французские школьные законы семидесйатых и восьмидесйатых гг. и т. п.), но в сущности все это лишь отдельные виды С., которайа, притом, может иметь весьма различные степени. (c) Н. Карпев. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРИВОЗИТЬСЯПОДГНИВАТЬСКЛЁПМЛЕНИЕОПИЛЕННЫЙПЛЮРАЛЬНЫЙВЕРЗИЛАПЕРЕКУВЫРКАТЬПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙСЕКУЛЯРИЗАЦИЯТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИВОЗДВИГАТЬОБРЯДЧИКВЫСКАБЛИВАТЬАЛЬПИНАРИЙДОВЕДЁННЫЙТОМОШИТЬСЯДРАКОНОВЫ ГОРЫЕПАРХИЯ |