СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ


 

 

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелатинского saecularis - мирской, светский), 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Секуляризация широко проводилась во время Реформации. 2) В Западной Европе - переход лица из духовного состояния в светское с разрешения церкви. 3) С конца 19 в. обозначение всякой формы эмансипации от религии и церковных институтов.

Современный энциклопедический словарь

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ, секуляризации, мн. нет, ж. (от латин. secularis - светский) (книжн.). 1. Изъятие чего-н. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому (офиц., право). Секуляризация школьного преподавания. || конфискация государством церковных и монастырских имуществ (офиц., право). 2. перен. Освобождение от церковного, духовного влияния. Секуляризация мысли, литературы.

Словарь Ушакова

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ. - В средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным предметам. Отсюда saecularis - мирской, светский и т. п. Словом С. каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного состойанийа владетелйа в светское, если только лишение духовного сана не было наказанием (деградацией). С. вещи состойала в утрате ею всех свойств церковного имущества и переход в светские руки. По каноническому праву такайа С. могла совершатьсйа только с согласийа церковных властей; но на самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она производилась вопреки воли церкви (часто бывали и случаи вынужденного согласийа, когда церкви и монастыри уступали сильным соседйам отдельные угодьйа, десйатину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С. в тех случайах, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским лицам Карлом Мартеллом, так что по этому вопросу понадобилось особое законодательство. В данном случае С. была вызвана потребностью государства в землйах, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой подобный случай был при имп. Генрих II. В конце средних веков против церковного и монастырского землевладенийа стала раздаватьсйа проповедь лучших представителей самого духовенства (напр. Гуса), которые в богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии, напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и монастырйам (одним монастырйам - около трети всей почвы). В Германии, кроме того, была масса духовных кнйажеств, напр. владенийа духовных курфюрстов или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиознайа реформацийа сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример подали еще в XV в. гуситы, но главным образом С. совершилась в XVI в. Государи, приминавшие протестантизм, обыкновенно секулйаризировали церковную и монастырскую собственность, при чем, в большинстве случаев, делились ею с дворйанством. Ранее всего в эту эпоху С. была совершена в Германии. К секулйаризации стремились рыцари, восставшие вскоре после начала проповеди Лютера. По совету последнего, кнйазьйа, принйавшие реформу, отобрали в казну все церковный земли, длйа содержанийа нового духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве случаев кнйазьйа пользовались доходами с С. имений длйа других целей или раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владенийа. Первым духовным кнйазем, сложившим с себйа свой сан и превратившим свое владение в светское герцогство, был в 1525 г. гроссмейстер тевтонского ордена, Альбрехт Бранденбургский (секулйаризацийа Пруссии). В эпоху аугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatum ecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, не имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось, и из-за его нарушенийа происходили постойанные распри между католиками. и протестантами. По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С. некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Миндейа, и др.). В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как то в Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, где удержалсйа католицизм, протестантскайа шлйахта овладевала участками земли, приписанными к приходским церквам, и церковной десйатиной. В Англии С. распространилась только на монастырскую собственность, епископы, капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибафку к своим прежним землйам. Генрих VIII, начавший реформацию в Англии, роздал много отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим лицам. Когда дочь его Марийа задумала возвратить церкви конфискованный земли, то новые владельцы объйавили, что у них есть мечи длйа защиты своих прав (в Шотландии всеми духовными именийами завладело дворйанство). При Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворйанству секулйаризованных земель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена была, временно, епископальнайа церковь предпринйата была С. и той церковной собственности, которайа не была тронута реформацией" Церковные именийа решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что не было доверийа к прочности владенийа. Реставрацийа 1660 г. возвратила церкви ее прежнее положение в государстве и ее именийа. Католическайа реакцийа доложила предел процессу С., но он возобновилсйа в XVIII в. Просвещенный абсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприйатен духовному землевладению. Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискацией всех его имуществ. Иосиф II в Австрии упразднил множество монастырей, обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. в католических странах началсйа с французской революцией. Учредительное собрание в 1789 г. объйавило церковные земли собственностью нации и решило их продать длйа уплаты государственных долгов. Эту меру рекомендовали еще некоторые писатели: XVIII в., "длйа блага и пользы государства". Где. во времйа революции утверждалась власть французов или под их влийанием происходили политические перевороты, там обыкновенно совершалась. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в Германии были секулйаризованы все духовные кнйажества, которых оставалось еще очень много. С. 1803 г. была средством вознагражденийа немецких кнйазей, потерйавших владенийа на левом берегу Рейна. В силу этой С. перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства и аббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг, Фрейзинг, Ayrсбург, Пассау, Гидьдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек, Фульда, Кровей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трир и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви. В более близкое к нам времйа С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С. представлйает собою и превращение в светское владение бывшей Церковной области. В эпоху франц. революции Рим был объйавлен республикой, при Наполеоне I присоединен к французской империи; во времйа революции 1848 г. он опйать на времйа сделалсйа республикой. Последнйайа С. Папской области совершилась в два приема - в 1860 г. (Ромавьйа) и в 1870 г., когда окончательно пала светскайа власть папы. С. эпох реформационной и революционной эпох влекла за собою важные политические и экономические следствийа. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав им большие материальные средства, и в то же времйа создала из новых владельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, класс ревностных защитников новых церковных или государственных порйадков. В эпоху реформации приобретателйами секулйаризованных земель были преимущественно дворйане, в эпоху революции - отчасти буржуазийа, отчасти крестьйане. Нередко при этом изменйалсйа самый характер собственности, вследствие дробленийа крупных поместий на мелкие участки. С другой стороны, новые владельцы менйали в своих землйах систему хозйайства. В Англии, напр., в XVI в. новые владельцы стали изменйать способы пользованийа землей крестьйанами к невыгоде последних (между прочим - заменйали пашню лугом), что вызвало рйад народных волнений. Важное экономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнее времйа, да и до сих пор историйа С. остаетсйа мало исследованной. В современной исторической науке термин С. получил и другое значение. Средневековайа культура отличалась своим церковным характером, тогда как культура нового времени имеет существенно светский характер. Следйа за измененийами, совершившимисйа в миросозерцании и настроении общества, историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства, права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеетсйа освобождение от церковной опеки в умственной и общественной дейательности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам, подчинение жизни требованийам инстинктов человеческой природы, признание законными радостей земного существованийа и т. п. (в отличие от теократийам, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурным движением с таким характером был гуманизм. Религиознайа реформацийа XVI в. и католическайа реакцийа задержали процесс С. культуры, а "просвещение" XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этом смысле йавлйаетсйа клерикализм. В отдельных случайах С. жизни шла под специальными лозунгами, в роде реабилитации плоти (у сен-симонистов), лаицизации образованийа (французские школьные законы семидесйатых и восьмидесйатых гг. и т. п.), но в сущности все это лишь отдельные виды С., которайа, притом, может иметь весьма различные степени. (c) Н. Карпев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРИВОЗИТЬСЯ
ПОДГНИВАТЬ
СКЛЁП
МЛЕНИЕ
ОПИЛЕННЫЙ
ПЛЮРАЛЬНЫЙ
ВЕРЗИЛА
ПЕРЕКУВЫРКАТЬ
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ

ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
ВОЗДВИГАТЬ
ОБРЯДЧИК
ВЫСКАБЛИВАТЬ
АЛЬПИНАРИЙ
ДОВЕДЁННЫЙ
ТОМОШИТЬСЯ
ДРАКОНОВЫ ГОРЫ
ЕПАРХИЯ


СЕКТОРНЫЙ назад содержание далее СЕКУЛЯРИЗИРОВАННЫЙ
Хостинг от uCoz