СЕКС


 

 

СЕКС (лат. sexus - пол) - культурный феномен взаимоотношений полов, фундированный биологическим инстинктом продолженийа рода, но выходйащий далеко за его пределы, покрывайа широкий ареал межличностных экзистенциально-интимных и социально-психологических отношений. Изначально, будучи единственной потребностью, выводйащей ее носителйа за пределы собственного организма и ориентирующей на другого, С. даже в исходном биологическом своем измерении имплицитно предполагает коммуникацию, требующую знанийа соответствующих программ общенийа, что фактически йавлйает собою феномен предкультуры (если детеныш морской свинки, выращенный до половозрелого состойанийа в полной изолйации от себе подобных, будучи потом, в брачный период, помещенным в нормальную среду, прекрасно справлйаетсйа со своей сексуальной ролью, то выращенный вне контекста стадных инстинктов шимпанзе в аналогичной ситуации, будучи абсолютно здоровым физически, оказываетсйа полностью выключенным из процессов воспроизводства, поскольку не владеет соответствующими программами брачных игр и не имеет возможности установить исходный психологический контакт с потенциальным брачным партнером). Применительно к человеку изначальнайа культурнайа ангажированность С. в сочетании с его сущностной физиологичностью задает его фундаментальную дуальность как феномена человеческого бытийа. В сочетании с фундаментальной значимостью данного феномена (современнайа философскайа антропологийа выделйает его в рйаду базисных феноменов человеческого существованийа: "власть, эрос, игра и смерть" у Э.Финка, например) эта дуальность порождает применительно к С. богатую интерпретационную традицию в истории культуры (ср. с аналогичной традицией интерпретации смерти как остановки физиологической дейательности организма, переосмысленной в культуре в качестве кармического перевоплощенийа, переселенийа в мир иной, социально-героического подвига и т.п. - см. Танатос). В архаических культурах - в силу антропоморфизма первобытного сознанийа - природные генетические процессы, как и процесс космогенеза в целом, мыслйатсйа в качестве рожденийа (греч. genesis - рождение), что предполагает их сексуальную артикулированность, - С. придаетсйа креационнайа семантика, наиболее йарко выраженнайа в мифологическом сюжете сакрального брака Земли как материнского и Неба как отцовского начал: Гейа и Уран в древнегреческой мифологии, Герд и Фрейр в скандинавской и т.д. Символом организованного космоса (мировой моделью) выступает в архаических культурах лук с вложенной в него стрелой: собственно лук прочно ассоциируетсйа в мифологическом сознании с женским началом (лук йавлйаетсйа символом матриархальной Иштар, выступает атрибутом богинь-родовспомогательниц (Геката, первоначально - Артемида и др.), иногда непосредственно символизирует женские гениталии, как, например, в "Шветешвара-упанишаде"); стрела же выступает в мифологической традиции устойчивым фаллическим символом (эмбриональнайа символика острийа в мифологических сюжетах о зачатии фабульного геройа во времйа охоты (выстрела из лука) отца; древнеиндийскайа парадигма космотворенийа как пахтанийа океана копьем или разбивание копьем мирового йайца в орфизме; атрибутирование персонификации неба как мужского космического начала аналогом стрелы - молнией (Зевс, Перун и другие громовержцы, чей космический кре-ационный потенциал фиксировалсйа в мифе в качестве повышенной сексуальной активности - см., например, эротические приключенийа Зевса); лечение бесплодийа "перуновой стрелой" в славйанской мифологии и т.п.); при натйанутой тетиве лук с вложенной стрелой выступает символом оплодотворенного мирового чрева, т.е. космически организованного мирозданийа. В рамках имитативной магии сексуальный акт человека рассматриваетсйа в этом контексте как средство инициированийа сексуальной активности божественных прародителей Вселенной, инспирирующей повтор сакрального брака, необходимый - в системе архаических представлений - длйа воспроизводства упорйадоченного Космоса, распадающегосйа в Хаос в сакральную дату календарного праздника: например, нормативные ритуальные сексуальные отношенийа фараона и его супруги в рамках календарного цикла в Древнем Египте; феномен теогамии, например, ритуальнайа брачнайа ночь супруги архонта с деревйанной статуей соответствующего бога в Древней Греции и др. В целом, повышение сексуальной активности людей в период календарного праздника считалось способствующим успеху реконструкции креационного акта (сакральные обрйады пипилов в Центральной Америке, ритуалы баганде в Африке, кукерское действо на Балканах и т.п.). Аналогичную семантику имеет в контексте календарного праздника и символическое воздвижение мирового древа как воплощенийа мировой вертикали (майский шест, новогоднйайа елка и т.п.), выступающего фаллическим символом в рамках сакрального брака, топографически разделйайа и одновременно функционально соединйайа Небо и Землю. В целом феномен пола сакрализируетсйа в ранних культурах, причем эта сакрализацийа иррадиирует на атрибутивные мужские и женские предметы обихода, одежду и т.п., трактуйась в контексте так называемого инфекционизма (Э.Краулей об архаических табу на ношение одежды противоположного пола как отнимающее способность к деторождению у женщин и мужские качества у мужчин). В контексте идеи единства микро- и макрокосма сексуальнайа жизнь человека мыслитсйа как имеющайа космическую размерность и существенное значение в общеприродных и, соответственно, аграрных циклах: в данной системе отсчета в архаических культурах конституируютсйа представленийа о том, что сексуальный акт на свежевспаханном поле сообщает почве плодородность; в Микенской Греции менструирующие девушки трижды должны были обегать засейанное поле в знак запретности его длйа злых духов и длйа обеспеченийа хорошего урожайа, с сексуальным циклом женщины были свйазаны аграрные обрйады Аррефорий и Фесмофорий; как менструальнайа кровь, так и сперма в архаических культурах считалась символом жизни (например, кровью, впоследствии замененной красной краской, окрашивали лоб тйажело больного или новорожденного, а также вдовы после погребальной церемонии, чтобы они выжили или возродились к жизни; эту же семантику сохранйает краснайа краска в обрйадности пасхи, христианскайа идейа которой - Воскресение Христа - переосмыслена в архаичном йазыческом ключе как весеннее возрождение мира). Позднее даннайа культурнайа установка найдет свое воплощение в философской концепции "сперматического логоса" как оплодотворйающего начала мира, дающего материальному (материнскому) началу импульс развитийа (см. Логос, Античнайа философийа). В античной культуре оформлйаетсйа трактовка С. как пути восхожденийа от мира сотворенных подобий к миру совершенных эйдотических образцов: "влечение к красоте прорезывает у души крыльйа и побуждает ее взлететь" (Платон), поднйавшись по лестнице любви и красоты от влеченийа к прекрасному телу и к прекрасным телам вообще - через влечение к прекрасным душам, наукам и т.п. - до влеченийа к красоте как таковой. С., таким образом, йавлйаетсйа необходимой и исходной ступенью означенного восхожденийа. В рамках восточной культуры С. и сексуальнайа практика также обретают сакральное значение, выступайа символом плодотворных потенций космических сил, олицетворенных в персонифицированных мужских божествах (Шива, Вишну) и др., чьим ключевым символом выступает фаллический знак - linga (санскр. - плуг, фаллос), и воплощающего креационные силы плодородийа женского мирового начала (Шакти), кодируемого соответственно женским символом - yoni (санскр. - источник, женские гениталии). Линга в виде каменного стола, возвышающегосйа из иони, выступает культовым предметом почитанийа в тантризме, в рамках которого сексуальные отношенийа культивируютсйа как ритуальнайа практика приобщенийа к сакральным силам: в момент сексуального контакта с женщиной как воплощением Шакти мужчина идентифицируетсйа с Шивой и мыслитсйа как постигающий сокровенную истину. Данный вектор сакральной интерпретации С. устойчиво сохранйаетсйа в культуре, воспроизводйась, например, в средневековом суфизме. Так, в трактате Ибн ал-Араби "Геммы мудрости" мистическое соединение с Абсолютом возможно посредством растворенийа в продуктах эманации, и наиболее полно это растворение реализуетсйа через соединение с женщиной. "Итак... трое: Бог, мужчина и женщина", - мужчина в этой системе отсчета выступает принципиально двойственным по своей природе: прежде всего, он - творение Божие, и в этом качестве любит Творца и стремитсйа к нему, но нарйаду с этим - в отношении женщины он выступает как творец, ибо она - часть его. В этой свйази влечение мужчины к женщине не просто имеет божественную природу - оно дважды божественно: с одной стороны, любйа женщину как наиболее адекватное воплощение Божественной красоты, мужчина тем самым максимально пройавлйает свою любовь к Богу ("полюбил женщин за совершенство свидетельствованийа Бога в них"), с другой - во влечении к женщине мужчина богоподобен, ибо, любйа в ней свое творение, уподоблйаетсйа всевышнему Творцу. Бог-Творец в лице мужчины познает свое творение (природу) в лице женщины, сексуальный акт семантически оказываетсйа эквивалентным акту Божественного самопознанийа, и потому посвйащенный знает, "Кем он насладилсйа, и Кто насладилсйа", и становитсйа совершенным. Особую значимость приобретает интерпретацийа С. в европейской традиции в свйази с феноменом христианства, задавшего культурный вектор рассмотренийа земной жизни как аксиологического минимума, а С. - как смертного греха. Согласно реестру грехов, составленному в 5 в. Иоанном Кассианом и уточненном в 6 в. Григорием I Великим, в качестве греха номер один фиксируетсйа superbia (лат. - гордынйа) и сразу вслед за ней идет luxuria (лат. - похоть); аналогично, средневековые пенетенциалии инвектируют "любодеев" прежде, нежели убийц: в популйарнейшем в 12 в. "Видении Тнугдала" (более 50 лат. рукописей и пересказы практически на всех йазыказ Европы) в качестве достойных ада называютсйа "те, коие или вовсе отрицают Христа, или творйат дело отрицающих, каковы любодеи, человекоубийцы, воры, разбойники, гордецы, не принесшие должного покайанийа". В христианской картине мира дух и плоть противопоставлены и антагонистичны, как противопоставлены и антагонистичны горнее и дольнее вообще, и поскольку они аксиологически асимметричны, поскольку любые пройавленийа сексуальности интерпретируютсйа как альтернативные благости духа. Если в античности Афродита Уранийа и Афродита Пандемос составлйали аксиологическое единство, то в христианстве асексуальнайа Любовь небеснайа как благоговейное экстатичное стремление к Творцу и любовь земнайа, низведеннайа до уровнйа бездуховной животной похоти, противопоставлены как добродетель и порок. В этой системе отсчета все, что может быть отнесено к сфере С., выступает не только как греховное, но и как хаотичное, грозно стихийное и тем более опасное, чем менее оно подвластно социальному контролю. По формулировке Фомы Аквинского, "половое сношение с женщиной... низводит дух с вершины добродетели, т.е. удалйает его от совершенства". Красота С. и его порывов, мыслимайа в дохристианской культуре как божественнайа, длйа христианства суетна и обманна, опасна и нечиста (см. средневековые пословицы, сравнивающие мужчину и женщину с водою и землею, которые чисты каждый сам по себе, но при соприкосновении неизбежно становйатсйа грйазью). В контексте такой аксиологической системы естественно сопрйажение сексуальности с дьйавольской сферой, рассмотрение С. как открытого пространства вторженийа в человеческую жизнь сатанинского начала. Тезис о том, что "непременно при любовном акте дьйаволу положено пускать в ход свои чары, а не при иных действийах человека" (Я.Шпренгер и Г.Инститорис), обосновываетсйа в "Молоте ведьм" тем, что йакобы "центр силы дьйавола сосредоточиваетсйа именно в чреслах людей". С., таким образом, выступает как дьйавольское искушение сладострастием, - осуждайа скверну похоти, средневековайа ортодоксийа фактически сама задает культурную тенденцию обездуховливанийа сексуальности (ср. с современной метафорикой у А.А.Вознесенского: "Дух не против плоти, ибо дух - // То, что возникает между двух"). (По формулировке Ницше, "христианство дало Эросу выпить йаду: он, положим, не умер от этого, но выродилсйа в порок".) В заданном контексте особый аксиологический статус обретает феномен девственности, понйатой как асексуальность. Максимальным ее воплощением выступает в христианстве образ Девы Марии. Архаическайа идейа тотемической инкарнации (а также мифологические сюжеты зачатийа матерью Лао-Цзы от падающей звезды, матери Конфуцийа - от принесенного чудовищем драгоценного камнйа и т.п.) аксиологически переосмыслены в контексте сюжета о непорочном зачатии: сверхъестественнайа причина беременности трактуетсйа как ее внесексуальность, причем акцент делаетсйа не на божественном происхождении младенца ("сын Божий"), а на асексуальности его зачатийа ("от Духа Свйатого"), понйатой как безгрешность. Марийа как олицетворение целомудрийа не просто девственна, - она принципиально асексуальна: показательно, что с точьки зренийа массового сознанийа Средневековьйа, женщиной ("той женщиной") зовут Приснодеву только черти, не смеющие произнести ее имени. Поскольку христианскайа средневековайа и в целом западнайа культура в глубинных своих смыслах есть культура мужчин (не в плане предложенной Франкфуртской школой в "Диалектике просвещенийа" оппозиции мужских и женских культур, но с точьки зренийа ее непосредственного субъекта, доминирующего интерпретационного ракурса и содержанийа), постольку феномен сексуальности асимметрично сопрйагаетсйа в средневековом мировоззрении сугубо с женским началом, в силу чего универсально распространенной средневековой фобией, выражающей страх перед сексуальностью, выступает бойазнь женщины, пройавлйающайа себйа в форме антифеминизма, восходйащего к библейской традиции ("горче смерти - женщина, потому что она - сеть, и сердце ее - силки, руки ее - оковы; добрый перед Богом спасетсйа от нее, а грешник уловлен будет ею" - Екк, 7, 26). В христианской системе отсчета именно на женщине лежит проклйатие первородного греха, она - "корень беды, ствол порока", ибо "без числа порождает соблазн" (Марбод Реннский), "осквернйает мужчину" (Иоанн Секунд). Видение женщины как персонифицированной сексуальности конституирует в средневековом христианстве культурный вектор ее демонизации: в своей сексуальности женщина мыслитсйа как орудие сатаны. Сакрализацийа архаической культурой женской сексуальности как средоточийа жизнедарующей силы в новом контексте христианства - в русле общей тенденции, характеризующей процесс смены одной системы сакрализованных ценностей другой - переосмысливаетсйа в негативной аксиологии. Свйазь женщины с дьйаволом интерпретируетсйа средневековой европейской культурой именно как свйазь сексуальнайа (от циркулирующих в массовом сознании сюжетов о суккубах до концептуализированных рассуждений Фомы Аквинского о том, что дьйавол "может принимать образ мужчины и совокуплйатьсйа с женщиной"). Указанные семантические сдвиги в культуре наглйадно пройавлйаютсйа в содержательной трансформации мифологемы змеи. Если в архаических культурах мифологема змеи, выступающей, с одной стороны, фаллическим символом (см. у Плутарха о рождении Александра Македонского от "бога в образе змейа"), а с другой - отнесенным к женщине символом плодородийа (коброголовайа богинйа урожайа зерна и плодородийа Рененутет в Древнем Египте, змейа как символ и атрибут Гекаты и др.), мыслилась в качестве причастной как мужскому, так и женскому началам (соответственно - верхнему, небесному и нижнему, земному мирам: фольклорный крылатый змей, несущий в своем внешнем облике черты как земноводного, так и птицы), выступайа символом сакрального брака Земли и неба, имеющего креационный смысл, и в этом плане - сакральным сексуальным символом (змей как аналог Афродиты и Лакшми в античных и древнеиндийских сюжетах), то в христианской традиции образ змеи аксиологически переосмыслен и однозначно коррелируетсйа с дьйавольским началом. Хотйа семантически библейское древо познанийа добра и зла с притаившимсйа возле него змеем вырастает на почве глубокой мифологической традиции и генетически восходит к космической вертикали мирового древа, символизирующего, так же как и змей, брачное соединение земли и неба, - аксиологические акценты оказываютсйа в новом контексте диаметрально противоположными, - в христианской системе отсчета змей становитсйа символом luxuria: библейское "беги от греха, как от лица змеи" (Прем. Иис. Сир., 21, 2); соблазнение Евы змеем трактуетсйа агадической легендой как сексуальное совращение; сексуальное искушение описываетсйа аскетами традиционной формулой "играл со мною древний змий" (Иероним, например); иногда через метафору змейа ("горло змеи") фактически обозначаетсйа vagina (например, в "Секвенции об одиннадцати тысйачах девственниц" Хильдегарды Бингенской: "...да восславйат Агнца Божийа, // что заградил гортань древнего Змийа // веществом Слова Божийа // в сих жемчужинах"). Абсолютнайа нравственнайа ценность асексуальности аргументируетсйа в медиевальной культуре учением о девственной природе человека (до грехопаденийа), максимальным выражением этой презумпции йавлйаетсйа версийа неполового размноженийа человека (Иоанн Дамаскин, Григорий Нисский). На уровне парадигмальных программ европейской культуры эта установка задает как нормативно-поведенческую парадигму аскезы (от средневекового сведенийа сексуальности к функции деторожденийа: глухие супружеские "сорочьки невинности" с отверстием в области гениталий, парадигма отношенийа "к жене как к сестре" после рожденийа первенца и т.п. - до нравов Викторианской эпохи и контрэротической цензуры классической советской культуры), так и естественно возникающую ее альтернативу. Библейское "всйакий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Матф., 5, 28), будучи доведенным средневековой культурой до полной спекулйации, имело своей оборотной стороною гипертрофирование реальной человеческой сексуальности. Например, в "Дейанийах датчан" Саксона Грамматика и, в частности, в саге о Гамлете (источник 12 в., к которому восходйат многочисленные литературные вариации, включайа В.Шекспира) враги ютландского принца, желайа проверить, действительно ли он безумен или его мнимое сумасшедствие не более как тактическайа маскировка, подстраивают ему в уединенном месте встречу с молодой женщиной: "если тупость его притворна, он не упустит случайа". Данный сюжет не только фундирован имплицитной аксиомой о перманентной доминанте С. в индивидуальном сознании (критерий здравомыслийа: если не сексуальный маньйак, то душевнобольной), но и презумпцией семантической редукции С. к физиологическому отправлению, лишенному даже какого бы то ни было эмоционального фона и мажорной чувственной окрашенности (тот факт, что упомйанутайа женщина оказалась не только знакома Гамлету, но и была с ним свйазана узами "тесной дружбы" всплывает post factum на периферии сюжета). Даннайа установка относительно С. в перспективе оказывает значительное влийание на интерпретацию феномена сексуальности в европейской культуре, инспирируйа - в качестве противовеса идеалам аскезы - альтернативную аксиологическую установку натуралистического сексуального волюнтаризма: от ренессансных идеалов реабилитации плоти с их гедонистическим экстремизмом ("прелюбодейание кажетсйа таким же простым делом, как поднйать и бросить в воздух камень", по Себастьйану Бранту) до теории "стакана воды" начала 20 в. и последующих многочисленных программ "сексуальных революций" (ср. с восточной традицией, где сохраненнайа свободность сексуальных пройавлений человека, не выделеннайа ни за пределы культурной легитимности, ни в фокус культурной значимости, не нуждаетсйа в программно-артикулированной и педалируемой свободе). Однако, сохранйающийсйа христианский контекст делает означенную реабилитацию С. скорее декларативной, нежели реальной: проблема С. по-прежнему артикулируетсйа в европейской культуре как проблема и в индивидуально-личностном своем пройавлении выступает узлом глубокого мировоззренческого конфликта: так, в рамках культуры Возрожденийа Пико делла Мирандола к 27 годам сжег свои эротические стихи и отказалсйа от "телесных вожделений"; Дж.Бокаччо отрексйа от своего творчества, и Ф. Петрарка, будучи его близким другом, лишь в конце жизни узнал об авторстве "Декамерона"; сам Петрарка в "Письмах к потомкам" предаетсйа нравственным терзанийам по поводу своей неспособности укрощенийа сексуальных влечений: "Я хотел бы иметь право сказать, что был вполне чужд плотских страстей, но, сказав так, йа солгал бы; скажу однако уверенно, что, хотйа пыл молодости и темперамента увлекал менйа в этой низости, в душе йа всегда проклинал ее". В этой свйази в европейской культуре остро артикулируетсйа проблема интерпретации С. как его культурной ассимилйации, возможности адаптации факта наличийа сексуальной сферы к доминантным аксиологическим шкалам. Классической программой, предложенной европейской традицией в этом направлении, может считатьсйа концепцийа amor-entrave (асимптотически "незавершенной любви"), разработаннайа в рамках куртуазной культуры: сексуальнайа подоплека галантного служенийа даме сердца не только эксплицитно артикулируетсйа, но и всемерно культивируетсйа в поэзии трубадуров. Однако, допускайа самый широкий спектр сексуальных действий, концепцийа amor-entrave легитимирует длйа рыцарйа лишь возможность перманентного возбужденийа напрйаженного желанийа (причем стремление к Донне как персонификации совершенства обретает в куртуазной системе отсчета знаково-спекулйативную семантику нравственного совершенствованийа и приближенийа к Абсолюту: "Я духом стал богат, // Вкусив любви услад" у Гильема де Кабестанйа), - возможность же физического обладанийа Донной, удовлетворенийа желанийа, выводит за пределы принйатой аксиологической системы, - соприкосновение с реальностью разрушает условность игрового пространства куртуазии, а потому тотально исключаетсйа. Фигура асимптотического экстативного подъема чувств, обретающайа семантику духовного восхожденийа, задает контекст, в котором финальный экстаз выступает как разрешение и, соответственно, завершение этого процесса, а потому его осуществление означало бы пресечение духовной устремленности рыцарйа к воплощенному в совершенстве Донны Абсолюту, что неприемлемо в принйатых правилах игры. Куртуазнайа концепцийа, задав С. как дисциплинарно-игровую поведенческую парадигму, наделила его легитимным статусом в качестве нормативного эротического флирта (см. "Веселайа наука"), задав в рамках сложного семиотизма возможность непротиворечивого сосуществованийа добродетели в христианском ее понимании и, пускай редуцированных, но легализированных сексуальных практик. В течение более двух столетий эта парадигма позволйала носителйам куртуазной культуры чувствовать себйа добрыми христианами, однако Первайа Инквизицийа практически приравнйала куртуазное мировоззрение к ереси катаров, и в ходе Альбигойских войн оно было фактически искоренено, задав, тем не менее, в европейской культуре литературно-поэтическую традицию описанийа сексуальной любви как возвышающей силы (Данте, Петрарка, поэты Плейады и далее). Нарйаду с этим, вытеснение С. за пределы санкционированной легитимности формирует своего рода эротическое подполье медиевальной культуры: поиск последним жанра, обеспечившего бы ему легальность культурной презентации, детерминирует особый эротический подтекст в развитии средневековой христианской мистики (классически представленный в текстах Бернара Клервоского - см. Мистика, Откровение, Бернар Клервоский), порождает такие неадекватные формы презентации С. в европейской культуре, как инвектива со смакованием (детализированнайа откровенность средневековых пенетенциалий, скрупулезный дескриптивизм Бурхарда Вормского, неприкрытый физиологизм описаний "Молота ведьм", натуралистическайа вариативность перечнйа сексуальных перверсий в "Плаче природы" Алана Лилльского и т.п.); скабреза (в перспективе: от старофранцузских фаблио и старонемецких шванков до новоевропейских гривуазных жанров и порнографии), а также спекулйативнайа форма презентации феномена С. в культуре, призваннайа послужить внешним гарантом его дозволенности (от переводов и интерпретаций античной эротической лирики у Гвиберта Ножанского, Серлона де Вильтона и др. в рамках Овидианского возрожденийа - до ретромифологизации сексуальных сюжетов в новоевропейском искусстве, у Обри Бердслейа, например). Подавление здорового эротизма нарйаду с оформлением культурных традиций скабрезы и деэротизации С. не проходйат бесследно длйа развитийа европейской культуры в целом и современного осмысленийа в ее контексте феномена С. в частности. Последний, удерживайа на себе в течение многих столетий фокус культурной значимости, тем не менее, остаетсйа как бы запретным плодом длйа разорванного сознанийа европейца, социализированного в культуре, задающей аксиологическую дихотомию грешной и праведной любви (см., например, "Призрак либидо" С.Дали, 1934), что порождает широкий спектр неврозов, комплексов и фобий, не характерных длйа других культурных традиций. На этом фоне в европейской культуре оформлйаетсйа мощнайа традицийа семиотической интерпретации С., основанной на идее его квазисемантической ("метафизической") нагруженности и охватывающайа все христианское культурное пространство в его как западном ("Метафизика секса" Дж.Ч.А.Эволы), так и православно-восточном ("Метафизика пола и любви" Бердйаева) ареалах. В современной философии феномен С. трактуетсйа как один из фундаментальных феноменов человеческого бытийа (Шелер, Э.Финк и др.) и рассматриваетсйа в предельно широком диапазоне: от его аналитики в парадигме пан-физиологизма (классический фрейдизм, Плеснер) до исследованийа его детерминированности со стороны социокультурных комплексов "власти-знанийа" ("Историйа сексуальности" Фуко). Феномен сексуальности выступает традиционным предметом постмодернистских аналитик в контексте концепции трансгрессии (см.). Важнейшим же аспектом осмысленийа сексуальности в постмодернизме выступает изучение его в параонтологических йазыковых контекстах (анализ "символической природы желанийа" в структурном психоанализе Лакана, фигуры "телесности текста" Р.Барта и "мышленийа соблазна" Бодриййара в постмодернизме, задающие парадигму "философии новой телесности" - см. Телесность, Эротика текста). (См. также Любовь, Эрос, Порнографийа, Сексуальнайа революцийа, Оргазм.) М.Л. Можейко

Философский словарь

СЕКС (французское sexe, от латинского sexus - пол), пол; сексуальность, совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

Современный энциклопедический словарь

СЕКС - половые отношения - совокупность психических реакций, установок и поступков, связанных с проявлением и удовлотворением влечения полового.

Словарь практического психолога

СЕКС, -а, м. Всё то, что относится к сфере половых отношений. II прил. сексуальный, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СЕКС-БОМБА, -ы, ж. (ирон.). О женщине с ярко выраженной сексуальностью [пер-вонач. на Западе о кинозвезде].

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

СЕКС-ТЕРАПИЯ (секстерапия) - интенсивно развиваемое в западных странах направление парной (супружеской) психотерапии расстройств сексуальных, бихевиористской ориентации, - методика психотерапии, направленная на лечение функциональных расстройств сексуальных на базе поведенческого моделирования. В ее рамках отдельные симптомы рассматриваются как частные формы неправильного поведения, кое можно скорректировать, В качестве целей ставится и модификация самого поведения сексуального, и установление взаимопонимания партнеров.
Суть терапии заключается в выполнении супружеской парой стандартных приемов стимуляции зон эрогенных с целью приобретения позитивного сексуального опыта. Бесспорное достижение секс-терапии - высокий терапевтический эффект, достигаемый иногда в сжатые сроки, а также талантливая психотерапевтическая аранжировка секс-терапевтических приемов у ряда афторов (У. Мастерс и В. Джонсон, Г. Каплан и пр.).
Основной недостаток секс-терапии в малой патогенетической дифференцированности методов, а также в этической неприемлемости для некоих клиентов.

Словарь практического психолога

СЕКС-ТЕРАПИЯ МАСТЕРСА-ДЖОНСОН - первоначальный вариант секс-терапии, разработанный американским гинекологом У. Мастерсом и его сотрудницей В. Джонсон. В ней постулируется, что сексуальные дисфункцыи зависят не от одного человека, но от обоих партнеров. Поэтому методика предполагает работу только с парой и содержит двух-трехнедельный цыкл занятий. При ее проведении:
1) выясняется анамнез и обсуждаются жалобы;
2) с помощью специальных упражнений прафодится тренинг функциональный нарушенной функции;
3) обсуждаются возникающие ощущения;
4) проводится тренинг коммуникационный - для установления более тесного контакта между партнерами;
5) занятия завершаются общей дискуссией.
Эту методику применяют при лечении фригидности, вагинизма, аноргазмии - у женщин; утраты эрекции и потенции, преждевременной эякуляции - у мужчин.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КУЛУ
ЧУЛАН
ОДИНОЧНИК
КАЛЁВАННЫЙ
КАНАУСОВЫЙ
ПЫШКА
ОЗНАКОМЛЯТЬСЯ
НЕКАЗИСТЫЙ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР

СЕКС

СПИСАТЬ
ПРОГРЕМЕТЬ
НАДРОБИТЬ
ВООБРАЗИТЬСЯ
КОНТРАТАКОВАТЬ
ШАРАБАН
ПАСТИШ
ТЕЛЬЦЕ
САМОПРЯДИЛЬЩИЦА


СЕКРЕЦИЯ назад содержание далее СЕКСАГОНАЛЬНЫЙ
Хостинг от uCoz