САРМАТЫ |
|
|
|
САРМАТЫ, -ат и -атов, ед. -мат, -а, м. Древние-иранойазычные племена, с 3 в. до н. э. по 4 в. н. э. кочевавшые в степйах от Тобола до Дунайа и вытеснившые из Северного Причерноморьйа скифов. II ж. сарматка, -и. II прил. сарматский, -айа, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговСАРМАТЫ, Савроматы (Sarmatai, Sauromatai) - имя частью этническое, обозначающее отдельную народность, частью географическое, под которым в разное время и у различных писателей разумелись разные народы, не находившиеся в родстве между собою и населявшие неведомые для древних греков и римлян обширные пространства нынешней России, отчасти восточной Германии и Австрии. С. обыкновенно сближались с скифами, дав две народности, близкие одна другой по месту жительства и по происхождению. По Геродоту, С. жили по ту сторону р. Дона (Танаиса) и Азовского моря (Меотида), там, "где нет уже Скифии", на пространстве в 15 дней пути от угла Меотийского оз. к северу, а по сю сторону Дона жили царские скифы". Историк производит их от браков амазонок со скифами, язык их называет испорченным скифским, во главе народа ставить царей; женщины их одеваются как и мужчины, ездят верхом на охоту и на войну или вместе с мужчинами, или одни. Воинственность сарматских женщин выражалась, между прочим, в том, что девушка выходила замуж не прежде, как убив хоть одного неприятеля, почему некоторые женщины оставались девственницами до старости. Гиппократ, современник Геродота, рассказывает, что сарматские женщины ездят на лошадях, стреляют из лука, мечут дротики сидя на лошади, и сражаются с неприятелями, но только до замужества; по выходе замуж они перестают ездить верхом, за исключением случаев, когда всему народу поголовно приходится выступать на войну. "У женщин нет правой груди, потому что вскоре после рождения матери выжигают своим дочерям правый сосок раскаленным медным орудием, так что правая грудь утрачивает способность расти, и вся сила и изобилие соков ее переходит в правое плечо и руку" (Гиппократ, "De aerib., aquis et locis", 15). Весьма вероятно, что самая басня об амазонках, как родоначальницах С., сложилась под влиянием рассказов скифов и греков о мужском образе жизни и воинственности сарматских женщин; самый обычай выжигания соска у новорожденных сарматских девочек перенесен был народной фантазией греков с амазонок, по народной этимологии "бессосцовых". Об этнографическом родстве С. со скифами свидетельствует и Страбон, несколько веков спустя после Геродота. Он обыкновенно называет эти народы рядом или даже, подобно Гиппократу, именует С. скифским народом, частью скифов, тем и другим приписывая одинаковые нравы. Эта то этнографическая близость двух народов и послужила основанием рассказу о происхождении сарматов от соседних с ними в Европе скифов и прибывших к Дону амазонок, после несчастной для последних битвы с греками на р. Фераподонте в Сирии. Появление скифов в черноморских степях Геродот относит к концу VII в. до Р. Хр., тогда как битвы греков с амазонками в этих местах происходили, согласно эпическим сказаниям греков, в героические времена Беллерофонта, Тезея и Ахилла; следовательно, поседение амазонок на левом берегу Дона предшествовало задолго появлению скифов на другой стороне реки. Явное противоречие между двумя вариантами у Геродота даже не отмечено. Сам историк, притом, различает в составе скифов нисколько народностей, различающихся по образу жизни и религиозным верованиям; древнейшими поселенцами европейской Скифии были, несомненно, наиболее западные из них, а не царские скифы, во время Геродота жившие по ею сторону Дона; по всей вероятности, с этими-то древнейшими из скифов, обратившимися на новых местах жительства из кочевников в земледельцев, и находились в родстве С. Необходимо принять во внимание записанное Геродотом показание, что к С. от Дуная (Истра) живут сигинны - народ, который производил себя от мидян и носил мидийскую одежду. По словам Диодора, С., поселившиеся при Доне, выведены туда из Мидии. Плиний сообщает распространенное мнение, что С. родственны с мидянами: Medorum, ut ferunt, soboles. Об этих же С. говорит, вероятно, более поздний географ, Помпоний Мела (I в. по Р. Хр.), что они по наружному виду и вооружению всего ближе к парфянам (III, 4). Согласные между собою показания древних позволяют отнести С. к иранской группе арийских народов. Еще до Р. Хр. этнографическое имя С., как относящееся к отдельной народности, стало обозначать различные народы европейской и азиатской Сарматии, а в более поздних источниках тем же именем обозначаются многочисленные народы, в разное время жившие на огромном пространстве от Карпат, Вислы и Дуная - на З, до Дона, Волги и Урала - на В; в соединении с именем скифов название С. обнимало собою чуть не все разнородное население этих земель. С вытеснением скифов Митридатом VI из Таврического полуо-ва и покорением их (кон. II в. до Р. Хр.), имя С. становится решительно преобладающим и как бы заступившим собою, для тех же стран, более древнее имя скифов. У Страбона, географа I в. до и по Р. Хр., С. - то отдельная народность, то, гораздо чаще, сборный термин. По его описанию С. живут в землях, простирающихся над Черным морем и Дунаем, между Фракией и Азовским морем; он не решается утверждать, достигают ли владения С. Северного океана. Есть у него и азиатские С., живущие по ту сторону Дона, между этой рекой и Каспийским морем, на Ю спускаясь до Кавказских гор. Вообще, сведения писателей I в. римской империи об этих землях крайне недостаточны; о Ю и В теперешней России ходили в Риме такие рассказы, что Страбон и Тацит отказываются от описания этих стран, признавая все сведения о них баснословными; на В от Эльбы, по словам Страбона, никто из римлян не ходил ни сухим путем, ни водным. Птолемеева карта Сарматии дает нам, в перечне и расположении имен, то представление древних об этой стране, какое к началу II в. нашей эры сложилось у греков и римлян. Сарматия делилась на азиатскую и европейскую; общими границами ее служили: Скифия по сю сторону Белур-тага и Волга (Rha) - на В., Каспийское м., Кавказ, Азовское м., Черное м., Днепр, Карпатские горы - на Ю., Сарматские горы, Германия и р. Висла - на З, Сарматский океан с Венедским заливом и неведомые земли Азии - на С. Границу между обеими Сарматиями Птолемей проводит вдоль Азовского м., р. Дона и отсюда дальше на С. Таким образом, в состав Птолемеевой Сарматии входили некоторые части нын. Пруссии и Царства Польского по сю сторону Вислы, северо-восточная полоса Галиции, вся Европейская Россия до центральных ее губерний, со включением значительной части Кавказа. Поверхность Сарматии представляется вообще ровною, степною, безлесною, пригодною больше для скотоводства и кочевой жизни, нежели для жизни оседлой и земледелия, обильною реками, из которых иные были уже известны Геродоту. Ко времени Птолемея число имен сарматских рек значительно возросло, особенно в Азии, но не увеличилась точность в определении их течения и взаимного отношения: так напр. Птолемей смешивает Буг (Гипанид) с Днепром (Борисфеном). Кроме хлебных злаков, страна производила пеньку, лен, чечевицу, лук и различный корневые растения, а на Таврическом полуо-ве - даже виноград. Из фауны упоминаются львы, волки, дикие ослы, кабаны, лоси, олени, антилопы, зайцы, журавли, разной породы рыбы; из домашних животных - овцы, свиньи, лошади, быки безрогие, ослы. Предметами вывоза служили золото, драгоценные камни, соль, воск, медь; серебра и железа не было, так что, по словам Павсания, наконечники стрел и копий С. изготовляли из кости. Население Сарматии составляли многие народы, в огромном большинстве кочевники, не строившие себе ни домов, ни городов, жившие в войлочных шалашах, которые передвигались на телегах. Хищнические набеги и скотоводство были главными источниками средств к жизни, а также торговля, преимущественно в южных частях Сарматии. САРМАТЫ, объединение кочевых скотоводческих племен (аланы, роксоланы, савроматы, языги и др.). В 6 - 4 вв. до нашей эры жили на территории от реки Тобол до Волги. В 3 в. до нашей эры вытеснили из Северного Причерноморья скифов. Вели войны с государствами Закавказья и Римом. В 4 в. нашей эры разгромлены гуннами. Современный энциклопедический словарьСАРМАТЫ, сармат и сарматов, ед. сармат, сармата, м. (истор.). Группа иранских племен, сменивших скифов в степях Причерноморья во 2 - 3 веке до хр. э. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПАТРИАРХЭЛЕКСИРДОМОКВШИБАТЬСЯРАЗДАТЬСЯФАНЕРЩИКПРОБОРШАНТАНМЯГКОСТЬСАРМАТЫЛЕТУЧКАКОРМАПРЕПОЯСАТЬСЯСПАЛЬНАЯФАРЕРСКИЙДВУХПАРОХОДГАГАУЗЫМНОГОЛЮДНОСТЬ |