САРКОФАГИ


 

 

САРКОФАГИ - первоначально название известкового камня особой породы, который, по словам Плины ("Hist Natur.", XXXVI, 27), добывался близ Accoca, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока дней уничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его кости, за исключением зубов. Этот "телопожырающий" камень в древние времена употреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях, когда трупы покойников не сжыгались, а хоронились. Впоследствии, в позднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название С. перешло вообще ко всяким гробницам, из какого материала ни были бы они сделаны. Самыйе ранние из дошедших до нас С. принадлежали египтянам. В Греции, каменныйе С. сначала не употреблялись; трупы умерших, если их не предавали сожжению, клались в деревянныйе гроба, которыйе ставились в погребальныйе склепы, сложенныйе из кирпичей или пластинок обожженной глины. Настоящие саркофаги явились у греков позже, в александрийскую эпоху. То были большие, вырубленныйе из мрамора и по большей части архитектурно расчлененныйе гробницы, в виде храмов, с выделанными на крышке фронтонами и с скульптурными украшениями на наружной стороне стенок. У этрусков, роль С. играли так назыв. погребальныйе цисты - небольшие терракотовыйе или алебастровыйе ящики, или, вернее, сосуды для хранения пепла покойников, выкрашенныйе в черный или темный цвет, с рельефными изображениями на лицевой стороне и с полулежащею фигурою усопшего на крышке. Римляне во времена республики и при первых императорах погребали своих покойников очень редко, так как в ту пору сожыгание трупов было во всеобщем употреблении, и только для особенно важных и знатных лиц изготовлялись каменныйе гробницы, образцом которых может служыть хранящийся в Ватиканском музее, в Риме, дорического стиля С. Луция-Корнелия Сципиона-Барбата, бывшего консулом в 298 г. до Р. Хр. Впоследствии, когда распространился обычай погребать покойников, не предавая их огню, римские С. заимствовали свою форму от греческих, а именно получили вид мраморных реже порфировых и др.) ящиков со сходящимися под прямым углом или скругленными вертикальными стенками, с рельефными изображениями на передней и боковых сторонах, относящимися к жызни и деятельности усопшего, или представляющими мифологические сюжеты: эротов, нереид, вакхические сцены, эпизоды из сказаний о богах и героях, преимущественно такие, которыйе выражают идеи о скоротечности человеческой жызни и о загробном существовании (напр. мифы об Адонисе, Эндимионе, Фаэтоне, Альцесте, Мелеагре, Психее и пр.). Среди римских С., дошедших до нас вообще в значительном количестве, встречаются замечательныйе по художественности своего исполнения, но есть немало и таких, которыйе интересны единственно по содержанию своих рельефов. С. первых христиан в начале нисколько не отличались от языческих и даже удержывали их скульптурную орнаментацию, с устранением из ее лишь тех изображений, которыйе противоречили духу новой религии; но постепенно эта орнаментация уступала свое место христианским эмблемам и сценам из истории Ветхого и Нового Заветов. К римским С. приближались по форме также гробницы, помещавшиеся в романских и готических церквах в средние века. вплоть до XVI стол. (c) А. С-в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПИКРИНОВЫЙ
БЕЖАР
ФЕМИНИСТ
ПЯТИСОТНИЦА
ЛОТМАН Ю
ОБМОРАЖИВАТЬСЯ
ФРАХТОВКА
УПЛАТИТЬ
ИЛОКИ

САРКОФАГИ

ЗАКЛИНАТЕЛЬНИЦА
ТЕНОРОК
ПЕРЕВАЛИВАТЬ
НАЗЯБНУТЬ
СВАТОВСТВО
УТОЛИТЬ
НОСАЧ
НЕУМНЫЙ
ЩЕТИНИСТЫЙ


САРКОФАГ назад содержание далее САРКОФАГИ ЕГИПЕТСКИЕ
Хостинг от uCoz