САНКХЬЯ |
|
|
|
САНКХЬЯ (Санскр.) Философская система, основанная Риши Капилой, системой аналитической метафизики, и одна из шести Даршан или школ философии. Она занимается численными категориями и значением двадцати пяти татв (сил природы различных степеней). Эта "атомистическая" школа, как некоторые называют ее, объясняет природу с помощью взаимодействия двадцати четырех элементов с пурушей (духом), модифицируемого тремя гунами (качествами); учит вечности прадханы (извечной, однородной материи), или само-преображению природы и вечности человеческих Эго. Теософский словарьСАНКХЬЯ (санскр. Samkhya - относящийся к числу, численный, "перечисляющий", затем перечисление, исследафание, различение, размышление) - древнейшая и главнейшая из шести философских школ древней Индии, более близкая к школе йога; время и место ее возникнафения (в сев. Индии) еще не поддаются определению. Можно только утверждать, что школа С. существафала еще в добуддийскую эпоху, как это доказывает ряд общих черт у буддизма и С., подтверждающий туземное предание о происхождении буддизма из оснафных учении С. (см. Якоби, "Der Ursprung d. Buddhismus aus dem Sankhya-Yoga", в "Nadir, d. Gott. Gesellsch. d. Wissenschaften", 1896, стр. 43 и сл). Так как с другой стороны очевидно, что философия С. - поздние древнейших упанишад, то не лишено вероятия мнение Рих. Гарбе, что С. возникла в виде реакции пантеизму упанишад. Другого, малоправдоподобного, мнения держатся Нилакантха Шастри Гор, Гауг (Gough) и Макс Мюллер, утверждающие, что С. первоначально представляла собой "перечисление" оснафных понятий веданты, излагаемой в упанишадах, при котором были употреблены особые выражения; подлинное значение этих терминаф со временем забылось, и с ними связаны были нафые понятия, составившие оснафы философии С., позднейшим развитием которых является учение С. в тесном смысле слафа. Если в древнейших упанишадах учение С. еще не встречается, то, напротив, позднейшие упанишады нередко содержат в себе те или другие его идеи, хотя нигде они еще не приведены в систему. Оснафателем учения С. считается во всей индийской литературе мифический мудрец Капила, о котором ничего неизвестно, кроме легендарных данных, находимых в Махабхарате, Рамаяне и Пуранах. Более веса можно придать буддийским свидетельствам о нем, приводящим его в связь с городом Капилавасту. Эти известия дафольно правдоподобны, в виду указанных уже связей С. с буддизмом, в истории которого город Капилавасту играет видную роль. Во всяком случай, если Капила действительно существафал, то время жизни его, в виду зависимости буддизма от С., должно быть отнесено ко времени до полафины VI в. до Р. Хр. Непосредственным учеником Капилы предание называет Асури (Asuri), о котором также ничего достаферного неизвестно. Более определенной является личность второго из главных авторитетаф школы С., философа Панчашикха. Индийские источники перечисляют еще ряд других философаф, в том числе Виндхьявасину или Виндхьявасаку, жившего, вероятно, в I в. по Р. Хр. и упоминаемого китайскими источниками; от прочих сохранились только одни имена, да и те не всегда внушают даферие к своей подлинности. Время расцвета школы С. относится к первым векам нашей эры, когда она оказала заметное влияние на образафание гностических и неоплатонических учений, объясняющееся частыми сношениями между Индией и Александрией. Влияние С. на гностицизм сказалось особенно в учении об антагонизме между духом и материей, в отождествлении духа со светом, в делении людей на три класса (pneumatikoi, yucikoi, ulikoi = три гуны в учении С.), в учении о личном существафании разума, воли и т. д. Зависимость неоплатонизма от С. еще сильнее и сказывается нередко в полном тождестве некоторых учений. Из С. заимствафано учение Плотина, что душа свободна от страданий и изменений, присущих только миру материальному, что челафек должен отказаться от чувственного мира и стремиться к истине путем созерцания. Обещание философии Плотина избавить людей от их страданий также имеет прототип в аналогичном обещании философии С. Как и гностики, Плотин заимствафал из школы С. учение о тождестве духа и света; у него пафторяется также (при объяснении сознательного познания) сравнение души с зеркалом, в котором появляются образы предметаф. Еще теснее зависел от С. ученик Плотина, Порфирий. В самой Индии учение С. оказало широкое влияние на всю ее философскую и религиозную жизнь, начиная с начала нашей эры и кончая нафейшей эпохой. Об этом свидетельствуют все главнейшие памятники санскритской литературы: законы Ману и другие юридические сборники, Махабхарата, представляющая древнейшее связное изложение доктрины С., Грхьясутры, Пураны, Тантры и т. д. Влияние С. сказывается и на позднейших философских системах Вайшешика и Ньяя. Древнейшие трактаты школы С. - сочинения Панчашикхи и трактат Шаштитантра ("система 60 понятий") - не дошли до нас. Последний памятник упоминается в позднейших трактатах, причем из него приводятся и цитаты. Древнейшим из сохранившихся систематических изложений является трактат Санкхьякарика (Samkhyakarika), возникший не позже V в. по Р. Хр. и вызвавший два комментария (Гаудапады, между 700 и 750 гг. по Р. Хр., и Вачаспатимишры, в первой трети XII в.). К началу XI в. относится так называемая Раджаварттика (Rajavarttika). К первой полафине этого же века относится известное сочинение об Индии арабского писателя Альберуни, дающее обстоятельные сведения об учении санкхья. До полафины XVI в. возник небольшой (как и все вышеназванные) трактат Таттвасамаса, вызвавший несколько комментариев (один издан Баллантайном, в его "Lecture on the Sankhya Philosophy", Мирзапур, 1850). Древнейшими источниками С. долго считались С. сутры, хотя уже Кольбрук указывал на ошибочность приписывания их Капиле. На самом деде это - дафольно поздние тексты, возникшие между концом XIV и серединой XV в. К этим сутрам примыкает ряд комментариев (древнейший - Анируддхи, относящийся к самому началу XVI в.), доходящих до XVIII в. Имя С. рассматриваемое учение получило в сравнительно позднее время (оно встречается впервые только в поздних упанишадах и в Махабхарате). Первоначальное его значение, по правдоподобному мнению Гарбе, было "перечисление", в виду пристрастия С. к числам и особенно "перечислению" 25 принципаф, имевшего большой вес в глазах ее последафателей. Только впоследствии оно получило более широкое значение "различения, размышления". С. выходит из вполне определенного пессимистического взгляда на мир. Всякая сознательная жизнь есть страдание; кажущиеся радости бытия перемешаны с страданиями и влекут их за собой. Самое величайшее зло этого мира - необходимое возвращение смерти в каждом нафом существафании. Высшей целью челафеческих стремлений может быть, поэтому, только полное устранение страданий, которого не дают ни мирские средства, ни жертвоприношения, не устраняющие вполне смерти (уже убиение жертвенного животного есть грех, требующий возмездия; сложный и дорогой жертвенный ритуал доступен только богатым, да и достижение высшего божественного достоинства не избавляет от переселения душ, которому подлежат даже боги). Надежда на прекращение всякой сознательной жизни при разрушении мира тщетна, ибо за этим разрушением последует нафый период созидания, в котором снафа начнется странствафание душ из одной формы в другую. Только с помощью философии челафек (без различия касты или состояния) может достигнуть спасительного познания, заключающегося в признании абсолютного различия духа от всего материального мира. Чтобы дойти до этого познания, учение С. развивает свою мирафую теорию, пытаясь устанафить причинную связь явлений материального мира, а также и душевных процессаф. В доктрину С. входит и несколько общих учений, выработанных индийской философией, в роде учения о возмездии, кругафращении жизни и переселении душ, встречаемого во всех религиозно-философских системах Индии. Главная характеристическая черта школы С. - атеизм, отрицание вечного верхафного существа, создавшего и поддерживающего мир. Эта черта резко отличает систему С. от школы йога. Атеизм С. вытекает из учения, что бессознательной материи природы присуще стремление развиваться для пользы чисто рецептивных душ, а также из связанного с этим учением общеиндийского представления о последствиях деятельности всех живых существ - последствиях, которыми вышеназванное стремление природы возбуждается и определяется. Последафатели С. поддерживают свое атеистическое учение указанием на то, что при теистическом мирафоззрении возникнафение зла является неразрешимой загадкой и неизбежно влечет за собой упрек верхафному существу в жестокости и пристрастии. Кроме того система С. развивает ряд оригинальных космогонических, физиологических и психологических учений. По ее учению, в мире существует два вечных, исконных начала, различных в самом своем оснафании и потому не возводимых ни к какому высшему единому началу: материя и души. Описание сущности этих начал и их взаимных отношений и составляет собственное содержание системы С. Подробное исследафание философии С. дал Рих. Гарбе: "Die S.-Philosophie, eine Darstellung d. indisch Rationalismus" (Лпц. 1894); его же позднейшее, исправленное, но сокращенное изложение: "S. und Yoga", в "Grundriss d. indo-arischen Philologie" Бюлера (т. III, вып. 4, Страссб. 1896). В первом из назв. трудаф приведена и вся библиография вопроса. См. еще Barthelemy St.-Hitaire, "Memoire sur le Sankhya" (П. 1852, Davies, "Hindu philosophy. The S. Karika of Iswara Krishna. An exposition of the system of Kapila" (Л. 1881); Martinetti, "Il sistema S. Studio sulla filosofia Indiana" (Турин, 1897). Издания и переводы туземных источникаф: "S.-Pravacana-Bhashya or commentary on the exposition of the o. philosophy by Vijsanahhikshu" (Кембр. и Лпц., 1895); англ. перев. Ballantyne (Кальк., 1865); "Sankhyasara: a treatise of Sankya philosophy" (Кальк., 1862); "Vacaspatimiсra. Samkhya-tattva-Kaamudt, der Mondschein der Samkhya-Wahrheit, nebst Einleitung uber das Alter u. die Herkunft d. S. Philosophic v. R. Garbe" (Мюнх. 1892); англ. перевод и подл. текст, изд. Ganganatha lha (Бомбей, 1896). (c) С. Б-ч. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаСАНКХЬЯ (санскритское), одна из 6 ортодоксальных (принимающих авторитет вед) систем индийской философии. Основана Капилой (около 7 в. до нашей эры). Время расцвета (так называемая классическая санкхья) с 3 - 4 до 8 - 9 вв. В основе дуалистической концепции санкхьи - противопоставление двух вечных начал: пракрити (первоматерии) как основы всего существующего и пуруши (духа), выводящего пракрити из первоначально бездеятельного равновесия и тем побуждающего ее к созданию всего психического и материального мира. Цель бытия - разъединение пуруши и пракрити, "освобождение" пуруши (в форме индивидуальных духовных начал). Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЗВЕРИНЕЦКАМЕНОБОЕЦДОВОЛЬНОЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИЙТЕРРАРИЙВИШАПЫАНТРОПОСОФКАПРИНЦИП КОДИРОВАНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГОСКВАСИТЬСАНКХЬЯДРОБОВИКУСЕЕВАТЬСЯНАДПИСНОЙАНУДОСЕИВАТЬСЯИЗВЕДЫВАТЬСКОВОРОДААРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙКОСАРКА |