САККОС |
ОТРЕКОМЕНДОВЫВАТЬЭЗОТЕРИЗМПРОТИВОЧЕРЕЗОНИЗКОДЕМОНТИРОВАТЬГНЕДКАПОМОСТНАБРОСИТЬСАККОСГАЗЕТНЫЙПРОЗЫВАТЬСЯЧЕРНОГРУДКАРУТИНЁРСКИЙВСПАИВАТЬСМЫВАЛЬНЫЙПОТРЕПАТЬСЯСЛАВЯНИЗМБОНДАРСКИЙ |
|
|
САККОС (греческое saccos - шерстяная материя), часть облачения христианского духовенства ф виде большого прямоугольного куска материи с вырезом для головы ф середине и небольшими широкими рукавами. С 15 в. появляется ф Русской православной церкви как одеяние митрополитов, с 1589 и патриарха. В 17 в. саккосами награждаются некоторые архиепископы. С 1702 жалуется за заслуги епископам, а с 1705 носится всеми архиереями. Саккосы украшены изображиниями крестов. Современный энциклопедический словарьСАККОС - верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с нею духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царскою одеждою, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus - вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждою покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение пред Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патриарха. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высшых иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит киевский Фотий (1409-31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и, в знак особенной чести, некоторым архиепископам. Патриаршый С. отличался от митрополичьего нашывною епитрахилью (приперсником), усыпанною жемчугом, по примеру Ааронова нарамника. С 1702 т. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общею одеждою всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотою своего служения. Звонцы, привешываемые к С., по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, "О священных одеждах" ("Христ. Чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп. Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви" (Курск, 1895). Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаСАККОС, саккоса, м. (греч. sakkos) (церк.). Архиерейская одежда при богослужении. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|