|
|
|
С - Третья буква английского алфавита, не имеющая эквивалента в еврейском, за исключением Caph, о котором см. под буквой К. Теософский словарь
С (произн. с или эс). См. эс. Словарь Ушакова
С (произн. с или эс). См. эс.
с (2), см. также (со) 3. Приставка, служащая для образования наречий из косвенных падежей имен сущ. и прил., обозначающих образ действия, место, направление, причину, напр. сразу, смаху, сбоку, справа, слева, спросонок, сослепу, спьяну. Словарь Ушакова
С 1356 г. в истории Б. следует период литовского владычества, продолжавшийся около 11/2 веков. В первое время стесь княжили потомки Ольгерда, а затем управляли их наместники. Так, первым литовским князем в Б. был сын Ольгерда - Димитрий, при котором московский князь Димитрий Иоаннович посылал своих воевод для взятия Б., но безуспешно, и который, несмотря на это, через 10 лет (в 1380 году) был деятельным помощником его в Куликовской битве. По смерти Димитрия Ольгердовича (1399) Брянском завладел Витовт и посадил там брата Ягайла, Свидригайла Ольгердовича, воевавшего с Олегом, князем рязанским. С половины XV столетия начинаются частые нападения на Б. московских князей, которым наконец в 1499 г. удалось овладеть Б. По перемириям 1503 и 1508 гг. с литов. вел. князьями последние навсегда отказались от него в пользу московских государей. Таким образом Брянск вошел в состав Московского княжества и назначен, по духовному завещанию Иоанна III, в удел второму сыну его Юрию. Но и присоединенный к московским владениям, он еще долгое время составлял границу этих владений на юго-западе и потому довольно часто подвергался опустошительным нападениям со стороны литовцев и поляков, особенно в смутное время. Занимаемый и Лжедмитрием, и поляками, он тем не менее более других городов Орловского округа оставался верен Москве, участвовал в 1612 г. в ополчении, а в следующем году - и на соборе, избравшем Михаила Федоровича на царство. Со времени вступления на престол Михаила Федоровича для Брянска начинается новая эпоха: он получает новое внешнее и внутреннее устройство, с наименованием уеста Московского государства. Петр Великий заложил в Брянске верфь для гребной флотилии, которая называлась адмиралтейским правлением и довольно долгое время снабжала Черное море военными судами. Особенную услугу в этом отношении оказала брянская верфь постройкою разного рода судов, числом до 1000, в 1737 г., для казенных транспортов во время войны с турками. В 1778 г. с учреждением губерний, Брянск вошел в число уестных городов Орловской губернии; тогда же ему был пожалован герб, представляющий изображение золотой мортиры с двумя, по сторонам ее, пирамидами бомб, в красном поле. (c) В. Р. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
С 1588 г. стали говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блажен. Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в покровском соборе придел во имя Василия блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. (c) П. В. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
С 1660 г. не прошло почти ни одного десятилетия без извержений, более или менее сильно отражавшихся на конфигурации конуса В. Рост главного конуса путем нагромождения вулканического пепла и других рыхлых продуктов извержения во время слабых и спокойных извержений, уничтожение вершины конуса и провалы при сильных пароксизмах, имеющих характер взрывов, насыпание вторичных конусов, появление побочных кратеров и более или менее быстрое их исчезновение - вот явления, сопровождавшие различныйе извержения В. и придававшие ему различный облик в различныйе периоды его деятельности. Самый конец прошлого столетия (1794 г.) ознаменовался крупным извержением, которое уступает по силе и разрушительности только катастрофам 79 и 1631 г. Это извержение картинно описано знаменитым Леопольдом фон-Бухом. Извержению предшествовали два землетрясения, разрушившие многие здания окрестных поселений; самое извержение отличалось необычайной силой; лава появилась из кратера в 11 час. вечера, и в 5 час. утра уже не стало Торре-дель-Греко; в довершение бедствия гигантские потоки грязи с камнями и глыбами опустошили цветущие окрестности В., с неимоверной быстротой устремляясь с его склонов в низину. Из последующих извержений особенной силой отличалось извержение 1822, и, наконец, в новейшее время, в 1872 г., после более слабых извержений 1839, 1850, 1855, 1861 гг., В. разразился сильной катастрофой; затем снова наступил период покоя. С 1865 года начались предвестники усиленной деятельности, а в ноябре 1868 г. с северной стороны кратер дал трещину и лава вылилась в атриум. В январе 1871 г. (12-13) на 65 м. ниже вершины с северной стороны нагромоздились массы лавы и периодически выбрасывались шлаковыйе бомбы. Непрекращающаяся деятельность в течение всего 1871 г. и начала 1872 привлекала массу посетителей, любовавшихся необычайным зрелищем - и в ночь с 25 на 26 апреля, когда кратер разверзся от самой вершины до атриума и стал извергать лаву и выбрасывать раскаленныйе камни, погибли почти все собравшиеся в атриуме зрители, около 200 человек. Подробныйе описания извержения 1872 г. дали ф. Рат и Гейм, а лаву исследовал А. А. Иностранцев. В атриуме лава разделилась на два рукава: один направился к Торре-дель-Греко, но застыл, не достигнув возделанной полосы; другой через Фоссо-дель-Ветрана таг близко обогнул с севера здание обсерватории, что загорелись от лучистой теплоты оконныйе рамы. Окруженное со всех сторон лавовыми потоками, здание обсерватории находилось некоторое время в самом критическом положении. Здесь этот поток опять разделился на два, причем один направился к Массе и С. Себастиано и частью их разрушил, другой к С. Джиорджио-Кремано. Грандиозное извержение 1872 г. отличается краткостью пароксизма; уже через сутки прекратилось излияние лавы и выбрасывание пепла; тем не менее конфигурация многих частей горы сильно изменилась от этого сильного извержения: побочный конус провалился, заменившись кратером, соединенным с большим главным кратером. Следует еще упомянуть об последнем извержении летом 1891 г., когда вылившаяся в большом количестве лава угрожала обсерватории, каг и в 1872 г. Периоды времени между более или менее сильными пароксизмами считаются периодами покоя, бездействия; на самом деле и в это время В. не вполне бездействует: дымятся фумаролы, из "бокк" (Босса) от времени до времени выбрасываются камни и шлаки, иногда появляется даже незначительное количество лавы; но все эти явления не выходят за пределы кратера.
Лавы В. по своему химическому составу относятся к так называемым лейцитовым лавам, которые еще недавно считались свойственными исключительно неаполитанскому вулканическому округу. Темная стекловатая основная масса лавы содержит, кроме вулканического стекла, кристаллы лейцита, авгита, оливина, магнитного железняка, а также примесь санидина, плагиоклаза и нефелина; среди крупных порфировидных выделений заслуживают особого внимания интересные кристаллы лейцита. Целый ряд (49) анализов лав В. дает для них следующий (в среднем) состав: 47,82% кремнекислоты, 18,85% глинозема, 5,24% окиси железа, 5,12% закиси железа, 4,40% магнезии, 9,51% извести, 2,65% натра и 6,41% кали. Лавы В., бомбы, туфы, стенки кратера и старых бокк часто изобилуют хорошими кристаллами, из которых многие образовались путем возгонки, здесь находят кристаллы меланита, роговой обманки, содалита, полевых шпатов, слюды, железного блеска, авгита, нефелина, волластонита, сфена, мелилита, филлипсита, анальцита, кварца, поваренной соли и нек. др.
Литература. Укажем о В. главнейшие сочинения; в некоторых из них можно найти также и подробные списки литературы: Phillips, "Vesuvius" (1869); J. Roth "Der V. und die Umgebung von Neapol" (1857); A. Scacchi. "Storia delle eruzioni del Vesuvio accompagnata dalla bibliographia delle opere scritte su questo vulcano" (1847); H. Abich, "Vues illustratives de guelques phenomenes geologiques prises sur ie Vesuve et l'Etna pendant les aunees 1833 et 1834" (Париж, 1836); G. v. Rath, "Der V. " (1873); A. Heim, "Der Ausbruch des Vesuv im April 1872" (1873); H. Johnstone-Lavis, "The Geology of Monte-Somma and V. " (1884); его же, "Geological map of Monte-Somma and Vesuvius constructed during the years 1880-1888" (масшт. 1:1000, Неаполь, 1891); Palmieri, "V. e la sua storia" (1880); его же, "Pompei e la Regione Sotterrata dal Vesuvio nel'Anno 79" (1879); "Lo Spettatore del Vesuvio" (естание итальянского альпийского клуба, Неаполь, 1887). (c) Ф. Левинсон-Лессинг. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
С 1854 г. Б. избрал своим местожительством Берлин, и в 1858 г. был назначен королевским прусским придворным пианистом. В конце 1864 г. Б., следуя призыву Вагнера, переселился в Мюнхен, где он с 1867 г. состоял королевским придворным капельмейстером и директором реорганизованной королевской музыкальной школы. Семейныйе дела Б. принудили его в 1869 отказаться от должностей, занимаемых им в Мюнхене. После этого он отправился в Италию, жил там (большею частью во Флоренции) много лет, давая концерты, но затем предпринял обширныйе по своим размерам артистические путешествия и посетил Англию, а также и СевероАмериканские Соединенныйе Штаты (в 1875). После своего пребывания, в 1878-79 гг., в Ганновере, в качестве капельмейстера, Б. отправился в 1880 в Мейнинген для занятия должности капельмейстера и главного заведующего музыкальными делами. Большую сенсацию вызвало его артистическое путешествие с Мейнингенской капеллой по Германии, в 1881-82 гг. Б. посещал также неоднократно и Петербург, где он имел выдающийся успех, как пианист и капельмейстер. Он дирижировал в концертах "Филармонического" и "Императорского Русского Музыкального" обществ. Кроме того, он совершил артистическое путешествие по России. В Петербурге Б. выказал себя пропагандистом Брамса и многих русских композиторов. Во время своего пребывания в Петербурге в 1885 г. Б, читал лекции по фортепианной литературе, в зале петербургской консерватории. Подобного рода лекции Б. читал и заграницей.
Репутация Б., как пианиста, установилась, благодаря всесторонней, блестящей, преодолевающей все трудности виртуозности и его из ряда выдающейся феноменальной памяти, которая давала ему возможность исполнять наизусть самые обширные и сложные сочинения. Ему достаточно было просмотреть, не проигравши, любое сочинение, чтобы сыграть его безошибочно на память. Оркестровые сочинения и оперы Б. дирижировал без партитур. Как композитор, Б. проявил себя в нескольких оркестровых, фортепианных и вокальных сочинениях, в которых он явился последователем Вагнера и Листа. Наибольшее значение имеет его увертюра для большого оркестра, написанная к трагедии "Юлий Цезарь" Шекспира. Как деятельный пропагандист Вагнера, Б. неоднократно выступал в печати со статьями в пользу направления этого композитора. Сверх того, он издал, в целом ряде выпусков, избранные фортепианные сочинения классических авторов, редакция которых, однако, не была свободна от произвола. Б. принадлежат также аранжировки и транскрипции произведений Берлиоза, Вагнера и Листа. В качестве музыкального редактора, Б. принимал деятельное участие в издании Зигмунда Леберта "Instructive Ausgabe klassischer Klavierwerke" (Штутгарт, 1872). Н. С. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
С 1858 г. начали выходить обширные и полные самообожания мемуары Г.: "Memoires pour servir a l'hisloire de mon temps" (1858-1868). Умер Г. 12 октября 1874 г. Кроме уже упомянутых работ, Г. принадлежат, между прочим: "Du gouvernement de la France depuis la Restauration et du ministеre actuel" (1820); "Essai sur l'histoire et l'etat actuel ae l'instruction publique en France" (1820); "Des conspirations et de la justice politique" (1821); "Des moyens de gouvernement et d'opposition dans letat actuel de la France" (1821); "Washington" (1841; перев. на русск. : "Исторический очерк жизни Вашингтона", СПб., 1863); введение к изданию "Vie, согrespoudance et ecrits de Washington" (1839-1840); "Meditations et etudes morales" (1851); "Sir Robert Peel"; "Shakspeare et son temps"; "Meditations sur l'essence de la religion chretienne" (1864; русск, перев. Н. Сергиевского, 1864); "Meditations sur l'etat actuel de l& religion chretienue" (1865); "Histoire de France, racontee
& mes petits enfants" (1872-1875). Последний том этого сочинения был окончен, по плану Г., его дочерью де Витт, которая, после смерти отца, издала также его "Hisloire d'Angleterre, racontee a mes petits enfants" (1876).
Ср. de Witt, "Monsieur Guizot dans sa famille et аvес ses amis" (1880); Mazade, "Portraits d'histoire morale et politique du temps" (Пар., 1875); Jule" Simon, "Thiers, Guizot, Rеmusat" (П., 1885). Дм. Kapинский. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
С 1880 по 1890 г. число рабочих увеличилось на 65,77%. Из 4477 тыс. рабочих ценза 1890 г. 80,40% были мужчины, 16,92% - жинщины и 2,68% - дети.
Констатируемое в земледелии оттеснение наемного труда или сокращение относительной численности земледельческого Р. класса стоит в тесной связи с сельскохозяйственным кризисом и зависящим от него падением значения земледелия во всей системе германского народного хозяйства. Вследствие абсолютно огромного приращения рабочих, занятых в промышленности и торговле, общее относительное число лиц, исполняющих предпринимательскую функцию, падает. Это означает рост численности и социального веса обособленного Р. класса.
Таким образом, на Р. класс в Германии приходитсйа 56,8% всего производительного населенийа, при чем к рабочим не причислены члены их семейств, занйатые в предприйатийах.
Если обратиться к чисто промысловым занятиям, который по терминологии германской статистики обнимают всю промышленность, горное и горнозаводское дело, торговлю, ресторанное дело, артистическое и торговое садоводство, рыболовство и рыбоводство, несельскохозяйственное животноводство и некоторые стороны транспортного дела, то процесс относительного роста Р. класса выступить с особенной ясностью. В 1882 г. число предпринимателей во фсех промысловых занятиях составляло 39,9 %, число служащих - 2,8%, число рабочих - 57,6%. В 1895 г. соответствующие цифры были: 28,4%, 4,4%, 66,9%. Для промышленности в тесном смысле цифры констатируют еще более резкие изменения: 1882 г. - 37,3%, 2,0%, 60,8%; 1895 г. - 25,8%, 3,3%, 70,9%. Процент рабочих моложе 16 лет в общем числе промысловых рабочих Германии составляет 8,8. Процент рабочих женского пола составляет 19,6, без малолетних - 17,6 (при этих вычислениях работающие члены семей исключались). В историческом развитии промышленности процентное отношение между мужчинами и женщинами изменяется в смысле увеличения числа последних. Машинное производство благоприятствует женскому и детскому труду. Не следует, однако, преувеличивать размеры, значение и общность этого процесса, не говоря уже о том, что ему ставятся значительный препятствия фабричным законодательством и рабочими коалициями. Американский ценз 1890 г. констатировал, что за десятилетие с 1880 по 1890 г. число женщин, занятых промышленным трудом, возросло на 47,91%, тогда как число мужчин возросло на 78,93%. В хлопчатобумажной промышленности Соедин. Штатов Северной Америки процент занятых женщин за этот период даже пал. Число детей в составе активного Р. класса Соедин. Штатов Северной Америки упало с 1880 по 1890 г. на 32,25%. Германская промысловая перепись 1895 г. констатировала, что с размером предприятий отношение числа рабочих моложе 16 лет к числу взрослых рабочих не возрастает, а падает. Таким образом теория, в силу которой по мере промышленного развития труд взрослых мужчин прогрессивно вытесняется трудом женщин и детей, не может быть поддерживаема в прежней абсолютной форме. Точно также нет солидных оснований утверждать, чтобы квалифицированный и хорошо оплачиваемый труд прогрессивно вытеснялся неквалифицированным и плохо оплачиваемым. Действительный процесс гораздо сложнее такого представления. Развитие промышленности постоянно создает одни и уничтожает другие виды квалифицированного труда. Самое машинное производство требует во многих случаях повышения умственного уровня рабочего. Не выдерживает также критики фактов утверждение, что процесс новейшего промышленного развития раскалывает Р. класс на избранных и на простых рабочих и что между этими двумя классами образуется целая пропасть. Фраза об аристократии Р. класса сложилась как плод поспешного обобщения некоторых явлений английского тред-юнионизма на весь мир промышленных рабочих. В действительности необученные (простые) рабочие своим подъемом обязаны рабочим обученным и хорошо оплачиваемым, которые, по общему правилу, являются авангардом своего класса в борьбе за улучшение условий труда. Столь же невозможно утверждать, что развитие промышленности имеет тенденцию прогрессивно увеличивать отношение числа безработных к общему числу рабочих. Наблюдения самых сведущих экономистов нашего столетия (Сисмонди, Родбертус, Маркс) над первыми шагами развития новейшего капитализма привели к теории, согласно которой по мере развития капитализма степень эксплуатации Р. класса повышается, доля его в национальном доходе падает и общее положение ухудшается. Это утверждение опровергается фактами новейшей экономической истории, удостоверяющими, что реальная заработная плата в главнейших капиталистич. странах повышалась и социальная сила Р. класса возрастала. Противоречие старой теории с новыми фактами разрушается исторически. Первый период капиталистического развития культурного мира действительно характеризуется повышением эксплуатации труда. Это вызывает реакцию со стороны Р. класса, объективное значение которого в национальном производстве прогрессивно растет. Соответственно этому растет его классовое сознание и уменье защищать свои интересы. Свободные учреждения, которые выработало историческое развитие буржуазии, сослужили ему при этом большую службу. Социальная и политическая сила Р. класса стоит в прямом отношении к его экономическому значению, которое, в свою очередь, зависит от степени промышленнокапиталистического развития страны (исключение представляют, быть может, Соед. Штаты Сев. Америки, благодаря их колониальному характеру). В только что указанном смысле первое место принадлежит Англии, где Р. класс оказывает наибольшее реальное влияние на ход государственной жизни и фсего лучше организован для охраны своих жизненных интересов. В Германии, второй капиталистической стране Зап. Европы, Р. класс довольно рано сплотился в могущественную политическую организацию - социал-демократическую Р. партию, но по своей реальной силе он далеко уступает английскому; его экономические организации слабы и не добились еще признания ни со стороны правительства, ни со стороны предпринимательского класса. (c) П. Струве. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
С 1883 г. Аррениус занимался изучением электропроводности. Он нашел, чо для объяснения изменений электропроводности электролитов должно признать два вида молекул растворенного электролита: активные, обусловливающие проводимость данного раствора, и не активные, не влияющие на величину электропроводности. По мере разбавления число активных молекул, названных впоследствии электролитически диссоциированными, увеличивается и в достаточно разбавленных растворах все молекулы растворенного электролита становятся активными. В тех же работах Аррениус указал, чо скорость многих химических реакций зависит от степени активности реагирующих веществ. Это указание привлекло внимание Оствальда, исследовавшего скорости омыления кислотами и щелочами сложных эфиров. Если активность электролита определяется электропроводностью и той же активностью определяется скорость химической реакции, тогда очевидно, чо между электропроводностью и скоростями химических реакции должны, существовать соотношения: т. е. чем активнее кислота, тем лучше она проводить ток, тем скорее совершается реакция под влиянием этой кислоты. Предположения Аррениуса подтвердили опыты. Вскоре после этих работ появилось знаменитое исследование. Вант-Гоффа, в котором он показал, чо очень разбавленные растворы повинуются законам газов, причем вместо упругости газов для изучения свойств растворов должно измерять особую силу, которая носит название осмотического давления раствора. Было давно известно, чо при диффузии растворенного вещества из более крепкого раствора в слабый действуют какие-то силы. Величину этих сил, заставляющих растворенные молекулы перемещаться в сторону чистого растворителя, а растворитель перемещаться в сторону растворенных молекул, научил измерять Вант-Гофф, определив их как осмотическое давление. Эти силы были опытно изучены уже раньше появления теории Вант-Гоффа Пфеффером; они определяются тем давлением, которое развивается в ячейке с полупроницаемой оболочкой, наполненной раствором и погруженной в чистый растворитель. Полупроницаемая оболочка пропускает воду и не пропускает растворенного в ней вещества, вода диффузионным током входит в ячейку и развивает внутри ее силу, которую измеряют, сообщая замкнутую со всех сторон ячейку с манометром. Вант-Гофф провел аналогию между этим явлением и известным свойством газов увеличивать свой объем. Газ увеличивает свой объем, производя на стенки давление; подобно этому и растворенное вещество увеличивает свой объем, производя осмотическое давление на полупроницаемую оболочку. Указанная выше аналогия привела Вант-Гоффа к открытию замечательных законов. Законы эти характера предельных законов, т. е. строго действительны только для очень разбавленных растворов. Оказалось, чо величину осмотического давления возможно вычислять по известной формуле для газов P.V=RT, притом не изменяя даже численного значения постоянной величины. R, входящей в эту формулу; в ней Т, как и для газов, остается абсолютной температурой, т. е. температурой по Цельсию +273, Р - осмотическое давление, а V - тот объем раствора, в котором растворена грамм молекула вещества. Вант-Гофф также указал, чо и многие другие явления для растворов позволяют косвенным путем вычислять величину осмотического давления. Из величин понижения точки замерзания, повышения точки кипения, понижения упругости пара растворов по сравнению с чистым растворителем возможно по Вант-Гоффу вычислить величину осмотического давления. Все теоретически вычисленные величины отлично совпали с найденными опытом для не электролитов, для электролитов оказались же меньше найденных. Тогда Вант-Гоффу пришлось в формулу ввести новый коэффициент для электролитов и писать ее уже PV=iRT, причем теория Вант-Гоффа в применении к электролитам теряла прелесть априорного вычисления величин. Величина i была чисто опытная, каждый раз находимая. Умение вычислять эту величину i из данных, далеко в сторон лежавших от выше перечисленных свойств, было открыто Аррениусом. Он показал, чо увеличение осмотического давления происходит потому, чо не только предполагаемые не активные молекулы растворенного вещества производит давление, но и отдельные ионы, на которые электролитически диссоциируют активные молекулы. И так как число ионов всегда больше числа молекул, из которых они образовались, то очевидно, чо давление должно быть во столько же раз больше, во сколько общее число ионов вместе с оставшимися не диссоциированными молекулами больше числа тех же молекул, если бы они не распадались на ионы. Примем за единицу число молекул при отсутствии Э. диссоциации, обозначим через a долю молекул, электролитически диссоциированных, и через n числа ионов, на которое отдельная молекула распадается. Очевидно, новое число молекул будет не диссоциированных 1 - a и еще na ионов. Это увеличение общего числа молекул и соответствует, как указал Аррениус, Вант-Гоффовскому i, т. е. i = 1 - a + na или i = 1 + a (n - 1). Вычислив таким образом i из данных для электропроводности растворов, Аррениус сравнил его для соответствующих концентраций тех же солей с Вант-Гоффовским i. Оказалось, чо для большинства электролитов получается близкое совпадение величин. Приведем пример из позднейших исследований, при котором особенно поразительно совпадение величин. В первом столбце концентрация раствора, т. е. число грамм молекул вещества, растворенных в литре; i второго столбца вычислено из опытов понижения замерзания растворов хлористого калия, произведенных независимо мной и Ролоффом; данные для a, необходимые для вычислений i третьего столбца, взяты из превосходных исследований электропроводности Кольрауша. i i=1+a (n-1) 0,236 1,83 1,84 0,476 1,78 1,79 0,965 1,73 1,76 1,989 1,71 1,72 Для целого ряда солей, напр., хлористого кадмия, сернокислых солей двуэквивалентных металлов совпадение величин было неудовлетворительное. Отступления достигали десятков процентов. Но и в этом случае изучение переноса ионов этих солей показало, чо причина отступлений лежит не в теории, а в свойстве молекул этих солей образовывать двойные молекулы, которые уже диссоциируют иначе, чем простые молекулы; следовательно, общее число молекул в растворе таких солей уже не может соответствовать теоретическому, при котором принимается обыкновенная ионизация т. е., напр., CdCl2 на Cdєєи HCl? двойная же молекула Cd2Cl4 ионизирует на Cdєє и CdCI?4. В настоящее время теория Э. диссоциации - это теория большинства явлений, изучаемых в электрохимии, т. е. электропроводности, переноса ионов, электролиза, электровозбудительных сил и т. д. Все ее завоевания в этих областях изложены в электрохимии. Остается вкратце указать на применение теории Э. диссоциации в химии. В химии, особенно в аналитической, изучают целый ряд реакций между электролитами; эти реакции протекают мгновенно. Хлористое серебро мгновенно осаждается хлористым калием из раствора азотнокислого серебра. Причина этих быстрых реакций в том, как указал Аррениус, чо они происходят с ионами. Например: Agє+ NО3›є+ Кє+Cl›= AgCl + Кє+ NO3›, вычеркнув одинаковые ионы обеих частей равенства, получаем: Agє + Cl› = AgCl, т. е. подобно тому как при растворении соли наступает мгновенное распадение на ионы, так и при осаждении ионы мгновенно соединяются. Из раствора бертолетовой соли КClО3, или хлороформа СНCl3 азотнокислое серебро хлора не осаждает; причина, согласно теории свободных ионов, заключается в том, чо в водных растворах KClO3 ионов Cl' нет, также и в растворах хлороформа в спирту и других растворителях. Бертолетова соль ионизирует на Кє и ClO3›. Еще поразительнее пример представляют соли железа. В растворе солей окиси железа, т. е. хлорного железа и многих других солей, находится ион Feєєє. Реакциями на него служат, во первых, осаждение нерастворимого гидрата окиси железа, которое очень легко вызывается даже слабощелочной реакцией, интенсивная окраска таких растворов в красно-бурый цвет при прибавлении ничожного количества роданистого аммония и др. Ничего подобного не наблюдается для растворов красной соли; из них даже концентрированный раствор едкого кали не осаждает окиси железа и т. п. Все это объясняет теория ионизации: в красной соли иона Fєєє нет и K3Fe (CN)6 диссоциирует не на 3Кє, Feєєєи 6CN', а на 3Кє и Fe (CN)6›››. Блестящий пример применимости ионной теории представляет объяснение давно известного факта, чо в растворе кислоты, щелочи или соли менее растворима соль, имеющая ион, общий с первыми электролитами, чем в чистом растворителе. Так, например, хлористый калий частью осаждается из раствора при прибавлении крепкой соляной кислоты, или раствора едкого кали. Нернст указал, чо подобно тому как упругость паров хлористого аммония, распадающегося при испарении на аммиак и хлористо-водородный газ, уменьшается от прибавления аммиака или хлористо-водородного газа, также и прибавление иона хлора в виде соляной кислоты или едкого кали, понижает растворимость хлористого калия, распадающегося на ионы калия и хлора. Аналогия, открытая Нернстом, нашла себе количественное подтверждение при изучении Нойесом понижения растворимости мало растворимых веществ, к которым строго применимы законы Вант-Гоффа. Точная теория получила известное значение и в термохимии. Термонейтральность солей и постоянство теплоты нейтрализации крепких кислот щелочами были объяснены этой теорией. Теплота распадения на ионы для большинства солей малая величина. Теплота же обмена ионами при полной диссоциации - величина, равная нулю. Если сливать растворы двух солей вполне ионизированные, тогда никаких тепловых эффектов и не происходит; если же ионизация солей неполная, тогда тепловые эффекты наблюдаются в зависимости от величины теплоты ионизации. При нейтрализации вполне ионизированной щелочью такой же кислоты, т. е. в очень разбавленных растворах, как видно из уравнения KєHO›+HCl›=H2O+KCl›, если отбросить от обеих частей равенства равные ионы, происходит реакция образования воды из ее ионов Hє+HO›=H2O. Теплота этой реакции, равная 13700 малых калорий для эквивалентных количеств вещества (грамма водорода и 17 грам. гидроксила), и наблюдается, как постоянная величина при нейтрализации всех крепких, т. е. электролитически диссоциированных кислот крепкими же основаниями. Отступления от числа 13700 калорий для нейтрализации оказались только для слабых, т. е. не вполне ионизированных даже в разбавленных растворах кислот. Эти отступления позволили вычислить степень Э. диссоциации изучаемой кислоты. Для опыта выбираются такие условия, чобы применяемые соли и щелочи были вполне ионизированы. Следовательно, все отступления от числа 13700 происходят только от теплового эффекта ионизации кислоты. Если величина его известна, а Аррениус ее вычислил теоретически из изменения степени ионизации с температурой, тогда отступление от 13700 калорий, деленное на весь тепловой эффект ионизации, дает долю неионизированной кислоты. Полученные таким образом данные совпали с данными из электропроводности. При этих работах вполне выяснился характер отдельных кислот. Крепость кислоты, термин, которым теперь заменили прежде применявшийся "жадность" и который не должно смешивать с концентрацией кислоты, определяется ионизацией, т. е. степенью Э. диссоциации. Дальнейшее применение теории Э. диссоциации связано с одним из характерных признаков, применяемых в аналитической химии, которым должно считать окраску раствора. Известно, чо растворы окиси меди окрашены в голубой цвет, растворы солей окиси железа - в желтый, соли марганцовой кислоты в крепких - в красно-бурый, в разбавленных - в малиновый цвет. Теория Э. диссоциации объяснила, как причину общей окраски солей данного металла или кислоты, так и отступления от этой окраски, наблюдаемый или для отдельных солей, или при разбавлении. Общая окраска солей данного металла или данной кислоты представляет окраску, свойственную иону металла или аниону остатка кислоты; так, голубая окраска медных солей зависит от катиона Сuєє, желтая - от Feєєє и малиновая - от аниона МnО4'. Нужно сейчас же подчеркнуть, чо окраска зависит также от числа зарядов электричества, находящихся на ионе; так, ион Feєєє солей окиси железа - желтого цвета, а ион Feєє солей закиси - бесцветен. Отступления от общей окраски ионов объясняются или окраской недиссоциированных частей молекулы, или появлением новых окрашенных ионов. Так, изменение окраски с разбавлением соли объясняется тем, чо окрашенные неионизированные молекулы заменяются иначе окрашенными ионами. Резкая окраска растворов солей окиси железа при прибавлении роданистого калия объясняется образованием комплексных ионов, заключающих железо и остаток роданистой кислоты. Ярко розовая окраска, получаемая при прибавлении щелочи к бесцветному раствору фенолфталеина, объясняется тем, чо фенолфталеин - слабая, неионизированная кислота, а образующаяся соль этой кислоты диссоциирует на ионы, из которых анион резко окрашен. Сильнее всего электролитически диссоциируют соли. Большинство солей щелочных металлов уже в 0,001 нормальных растворах нацело диссоциированы. Меньше ионизируют соли тяжелых металлов - синильной, щавелевой и др. кислот, равно как и все соли металлов - платины, золота, ртути, кадмия. Такие мало ионизированные соли обладают наклонностью в образованию комплексных ионов. Таковы соли: К3Fе (СN)6, описанная выше, также KAg (CN)2, K2Ni (CN)4 и др., ионизирующие на Кє и комплекс Ag (CN)2 или 2Кє и комплекс Ni (CN)4. Для таких солей часто наблюдаются и соответственные комплексные кислоты, напр., Н3Fе (СN)6, хотя кислоты вообще менее стойки и часто распадаются на составляющие их части. Самыми крепкими кислотами в водных растворах являются соляная, бромистоводородная, иодистоводородная и азотная кислоты; уже слабее серная и фтористоводородная, еще слабее уксусная, синильная и другие органические кислоты. Такое относительное положение кислот определилось из изучения в водных растворах их электропроводности, их влияния на скорости химических реакций, из скорости растворения в них металлов и мрамора и др. нерастворимых в воде солей, из влияния их на величины электровозбудительных сил, из отступлений от теплоты нейтрализации и т. п. Крепкими щелочами, т. е. сильно ионизированными в водных растворах, являются гидраты окисей щелочных и щелочноземельных металлов, слабыми - аммиак и некоторые органические основания. Особенно хорошо изучены методом электропроводности Оствальдом слабые кислоты и Бредигом слабые щелочи. Оствальд даже дал общий закон для изменения a, т. е. степени ионизации с разбавлением. Этот закон подтвердился только для слабых кислот и оснований; предполагавшееся в начале его общее теоретическое значение не оправдалось для крепких кислот и всех солей. Как указал Нернст, растворители обладают всегда большой диэлектрической постоянной.
Вода до последнего времени была известна, как обладающая наибольшей диэлектрической постоянной, и действительно водныйе растворы наилучше проводят ток. В последнее время открыто, что безводная синильная кислота (HCN) обладает немного большей диэлектрической постоянной, чом вода, и оказалось, что многие из растворимых в ней веществ больше ионизированы, чом в воде. Зависимость между диэлектрической постоянной и способностью вызывать ионизацию пока только очень грубое приближиние к наблюдаемым фактам и во многих случаях не подтверждающееся, поэтому пытались найти другие зависимости. Дютуа и Астон указали на связь способности растворителя вызывать ионизацию с уплотнением его молекул. Те растворители вызывают ионизацию, молекулы которых в жидком состоянии соединены в двойныйе или тройныйе и дажи более сложныйе комплексы. Таким образом открылось обширное поле для исследования свойств растворителей в связи с молекулярным строением жидкостей. Вл. Кистяковский. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
С VI в. начинается нафый период в истории Л. Церкафно-богослужебной внешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя с каждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорический смысл. Прежде всего результатом такого стремления было устанафление проскомидии, в сафременном ее значении. Так как класс оглашенных в это время значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны больше надобности не было, то незачем было сафершать проскомидию лишь после Л. оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле; она станафится первой, начальной частью Л. В VII в. у Софрония и в VIII в. у Германа проскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое ее действие получает аллегорическое значение. Просфора, из которой извлекается "агнец", изображает Пресв. Богородицу; нож, которым он извлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.; покраф над дискосом знаменует плащаницу, которой обвито было тело И. Хр. по снятии с креста и т. д. Сафершать проскомидию мог сначала дьякон, без участия священника. Л. оглашенных в это время слилась в один состав с Л. верных; она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г., после второго антифона, вставлен был тропарь: "Единородный Сыне...". Малый вход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви, а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление в мир. Песнь: "Святый Боже..." поется с 438 г. Вместо поучения после евангения, как было прежде, явилась сугубая ектения, а за ней - ектения об оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Л., от малого входа и до великого, получает символическое значение, изображая трехлетнюю пропафедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимской песнию, внесенной в состав Л. при Юстине Младшем. Чем дальше, тем больше обозначается нынешний состав Л. Чтение символа веры введено в 510 г., пение "Достойно есть яко воистину... " - с 980 г., пение "Да исполнятся уста наша" - с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция Златоустафой Л. устанафлена окончательно, и в этом виде перешла в Россию при митр. Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Л. продолжались, однако, и в последующее время.
Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматься собиранием и изданием древних национальных Л., а также их ученой обработкой, их собрано большое множество. Одних сирийско-якафитских Л. Ренодо насчитывает до 30, а Ниль - до 40. Ряд их изданий начинаетцо трудом Памелия (умер в 1587): "Missale ss. patrum latinorum". Подробный перечень других трудаф см. в монографии профессора А. Л. Катанского: "Очерк истории древних национальных Л. Запада" (в "Христианском Чтении", 1868-70 г.). Метод издания Л. у ученых неодинакаф. Одни предпочитают хронологический порядок, другие - топографический, т. е. по местностям или церквам, третьи - по внутреннему сродству Л. Последний метод являетцо господствующим; ему следуют pyccкиe издатели "Собрания древних Л. " (СПб.: 1874-78). Все известные тексты Л. делятцо, по этой системе, на пять групп: 1) Л. иepyсалимско-антиохийские (Л. "апостольских постанафлений", греческая и сирская ап. Иакафа, Барберинаф списог Л. Василия Вел. и Златоуста, сирская Л. Василия и Л. Григория, просведителя Армении); 2) Л. александрийские (Л. эфиопского текста "апост. постанафлений", Л. св. Марка, коптская - Кирилла Александрийского, общая абиссинцев и др.); 3) Л. месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Л. Нестория и др.); 4) Л. западные греческого типа (галльская и испаноготская, галликанская позднейшая, медиоланская и др.) 5) Л. западные римские (миссы пап Геласия и Григория Великого, Л. триентского собора - нынешняя Л. римской церкви). Чинопоследафание Л., употреблявшееся в римской церкви в первые четыре века, доселе остаетцо неизвестным. Некоторые памятники этого рода, издававшиеся римскими богослафами под именем Л. ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Л. римской церкви, при ближайшем рассмотрении оказались вафсе не принадлежащими к четырем первым векам. Не сохранилось даже таких памятникаф, из которых можно было бы видеть по крайней мере оснафу или схему древней апостольской Л. Рима. Но мнению Мабильона, Моне, Бунзена и др., такие памятники существафали, но утратились во время вторжения варвараф в Италию в V и VI вв., или же были вытеснены позднейшей римско-католической литературой, составлявшейся под сильным влиянием личьного творчества римских первосвященникаф. Древнейшие подлинные Л. римской церкви находятцо в сакраментариях пап Льва Beликого и Геласия I, умершего около 495 г.; первый издан в 1735 г. Бланхинием, по списку VIII в., второй - в 1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом сафременной римской Л. служыт Л. сакраментария папы Григория Вел. (умер в 604). Григорий, прежде чем стать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняетцо внесение им в Л. некоторых дополнений и изменений, заимствафанных из Л. иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным не только в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарий Григория нигде, однако, не сохранился в своем первоначальном виде (лучшее издание его - Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Л. Григория опускалось, многое прибавлялось, вследствие появления ересей, устанафления нафых праздникаф и др. причин. С XI в., вследствие устанафившегося обычая сафершать евхаристию на опресноках, в римской Л. не осталось и следаф тех приготафительных над священным хлебом действий и молитв, которые издревле сафершались на Востоке в проскомидии. Появились различьные чинопоследафания миссы: для пап, для епископаф разных степеней, для аббатаф и простых священникаф, мисс приходской и соборной, обетной и поминальной, мисс тайных, мисс, сафершаемых на престолах обыкнафенных и привилегирафанных, и т. д. Ко времени реформации пересмотр чинопоследафания Л. оказался необходимым, и триентский собор (1563) поручил это дело папе. Образафанная в Риме комиссия составила нафый миссал, который буллой папы 1570 г. сделан был обязательным для всей римско-католической церкви (за исключением тех стран, где местная Л. оставалась неизменной в течение 200 лет). Окончательно чин римско-католической Л. исправлен при Урбане VIII, в 1634 г., и с тех пор существует без изменений до настоящего времени. Текст этой Л. издаетцо в Missale romanum и существует в русском переводе, напр. в книге Бобрафницкого: "О происхождении и составе римско-католической Л." (Киев, 1873). Кроме разностей догматических (учение об опресноках и учете о моменте пресуществления Св. Дараф), католическая Л. отличаетцо от православной еще составом молитв, порядком чтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католикаф нет священной губки, копия, звездицы, лжыцы; на престоле нет евангелия; вместо антиминса на престоле имеетцо лишь corporale - простой плат, который только благослафляетцо (benedicitur), а не освящаетцо (consecratur). Облачения священнослужытелей имеют почти то же значение, что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть только пяти цведаф: белого, красного, фиолетафого, зеленого и черного. Вообще католическая Л. значительно короче православной, состоя лишь из двух частей: в первую входят молитвы приготафительные к священнодействию (introitus), стихи из псалмаф, испафедь священника, великое славослафие, чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие так называемые "предварение канона" Л.; вторую часть составляет самый "канон" миссы - молитвы освящения дараф и причащение. Из древних Л. одна ныне существует одинакафо в обеих церквах - западной и восточьной; это - "литургия преждеосвященных дараф" (htwn prohgiasmenwn leitourgia - missa praesanctificatorum), известная у нас также под именем Л. Григория Двоеслафа. Первоначальное составление ее некоторыми восточьными писателями приписываетцо папе Григорию Великому, а западными большей частью усвояетцо Востоку и относитцо во всяком случае к глубокой древности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока и Запада. Для азиатских церквей она была редактирафана Василием Вел. В 615 г. на Востоке в состав ее внесена песнь "Ныне силы небесныя...". Дальнейшее редактирафание ее на Востоке приписываетцо Герману, патриарху константинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав - константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появилась на Западе, в виде, сходном с тогдашней ее восточьной редакцией, в сакраментарии папы Григория Великого (который узаконил сафершать ее один раз в год - в великую пятницу, что соблюдаетцо в катол. церкви и доселе). Как видно из самого названия, Л. преждеосвященных дараф есть такая Л., на которой для причащения предлагаютцо Св. Дары, освященные уже раньше, на предшествафавшей Л., в виду необходимости устранить радостную торжественность полной Л., неудобную в дни поста и покаянной скорби. К Л. преждеосвященных дараф присоединяютцо ныне богослужения, известные под именем "часаф" - 3-го, 6-го и 9-го, с "изобразительными" и вечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (см. "Л. преждеосвященных дараф", Москва, 1850). Л. в православной церкви может быть сафершаема каждый день в году, кроме определенных церкафными правилами изъятий; обыкнафенно сафершаетцо Л. Иоанна Златоуста. Л. преждеосвященных дараф устанафлено сафершать в известные дни четыредесятницы. Л. Василия Великого сафершаетцо десять раз в году - в пять первых воскресений великого поста, в великий четверток, в великую субботу, накануне Рождества Христафа и Богоявления и в день памяти Василия - 1 января. Л. может быть сафершаема лишь в храме, и только в исключительных случаях - в обыкнафенном доме, но не иначе, как на антиминсе. Она не может быть сафершаема никем, кроме епископа или священника. Все многочисленные церкафные постанафления относительно Л. и Св. Дараф изложены в "Учительном известии", печатаемом в конце "Служебника", и в целом ряде дополнительных и разъяснительных к нему указаф. Гражданскими законами на время Л. запрещаетцо торгафля в питейных домах. (c) Н. Б - в. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
С XV в. появляются печатныйе издания Ветх. Зав. Прежде всего, в 1477 г., явились (кажется в Болонье) Псалтирь с комментариями Кимхи; а потом, в 1488 г., в Сонцино (Милан. герцог.), весь Ветхий Завет, в малый лист. Это первое печатное издание всего Ветх. Завета. Второе издание, отличное от первого во многом, явилось в Брешыи, в 1404 г.; им пользафался Лютер при переводе Ветх. Зав. и, по имени типографа, оно называется Герсонским. Важнейшыйе издания по порядку времени следующие: Biblia poliglotta Complutensis, изд. 1514-1517 г. в Испании, в Алкале (у римлян Complutum); Biblia Rabbinica, изд. в Венеции 1525-1526 г. под редакцией и с примечаниями ученого еврея Такафа бен Хаима. От этих трех изданий произошли все другие, как то: Антверпенская Biblia poliglotta 1569-1572, изд. на средства Филиппа II Испанского, под редакцией испанского ученого Арии Монтана, она иначе называется Biblia regia. Э. Гуттера, в Гамбурге (1687) и след. Иог. Буксторфа, знаменитого ориенталиста и знатока раввинской литературы, в Базеле (1611). Иос. Атиаса еврейского ученого и амстердамского типографа (Амстердам, 1661 и 1667). Не упоминая о других более нафых, хотя и очень верных изданиях, следует заметить, что кроме текста очень рано стали появляться в изданиях варианты, выбранныйе из различных спискаф и необходимыйе рукафодства, чтобы ориентирафаться в этом материале для восстанафления правильного текста. В этом отношении особенно замечательны издания англичанина Кенникотта и пармского профессора, итальянца де Росси; первый сличил около 600 еврейских рукописей и извлек из них варианты в своем издании 1776-1780, а второй для своего издания 1784-1788 имел около 700 рукописей. Этими громадными трудами пользафались в своих изданиях Дедерлейн и Мейснер (1793) и Ян (1806).
Все новозаветные книги написаны на греческом языке, за исключением, можит быть, Евангелия Матфея, которое, по мнению некоторых, первоначально было написано по-арамейски и потом ужи переведено на греческий язык. Относительно характера языка новозаветных книг на Западе тянулся долгий спор в XVII и дажи в XVIII в. между, так называемыми пуристами, с одной стороны, и гебраистами или эллинистами, с другой. Пуристы утверждали, что язык новозав. писаний есть чистый греческий язык, не уступающий по чистоте языку классиков, свободный от всяких солецизмов и барбаризмов, и в частности от гебраизмов. Гебраисты в новозав. языке находили очень много гебраизмов и вообще не признавали языка чистым. Победа в споре осталась за гебраистами. Если тогдашний греческий язык, так называемый александрийский диалект, во многом отличается от языка древних классиков, то язык новозаветный по своему гебраистическому характеру в свою очередь отличается и от александрийского диалекта (С. Смирнов, "Филологические замечания о языках новозав. в сличении с классическим при чтении Послания ап. Павла к Ефесеям", Москва, 1873). До книгопечатания новозаветные книги, как в ветхозав., распространялись чрез переписывание и подвергались, как всякие другие писания, искажиниям и изменениям. Теперь считают в Новом Завете около 80000 вариантов. Впрочем, надо заметить, большинство этих вариантов касается самых незначительных мелочей, и при сличении с более исправными списками они прямо объясняются и оказываются простыми ошибками и описками. Новозаветный текст очень рано был подвергнут ученым наблюдениям и исправлениям, и очень рано составлялись правильные, критически проверенные списки. Между такими трудами в древности особенно замечательны были труды знаменитого александрийского ученого Оригена (умер в 254 г.), антиохийского пресвитера Лукиана (умер в 311 г.) и египетского епископа Исихия.
Печатные издания Нового Завета появились позднее изданий Ветхого Завета. В первый раз весь Новый Завет появился в Комплутенской полиглотте, в 1514 г. Новый Завет здесь составляет пятый том (первые четыре тома обнимают Ветхий Завет на еврейском, халдейском, греческом и латинском языках, в шестом томе помещен словарь с грамматикой. Новый Завет здесь издан не критически, по новым и несовершенным рукописям и не везде правильно). В 1516 г. в Базеле под редакцией Эразма Роттердамского Новый Завет был издан с латинским переводом и с критическими примечаниями. У Эразма под руками было менее списков, чем у комплутенских ученых - только пять и самый древний Х в. Это издание немного отличается от комплутанского. Дальнейшие издания представляют подражание или комплутенскому или эразмовскому, или смешивают то и другое. Таково например, издание Роб. Стефана (Париж, 1546 и 1549 г.), но особенною известностью пользовалось его третье издание - edilio regia - 1550 года. Но Роберт Стефан в первый раз разделял Новый Завет на стихи. Более удовлетворительно издание Т. Безы, первое греко-латинское издание (Париж, 1565). Пользуясь главным образом изданием Т. Безы, но не упоминая о нем в своем хвалебном предисловии, лейденские типографщики бр. Эльзевиры выпустили в 1624 г. свое издание. Оно повторялось много раз и получило название texlus receptus (общепринятый текст). Правда, он был очень распространен, но самым исправным его назвать нельзя. С эльзевирского издания 1678 г. сделано было наше московское издание 1821 года. В лондонской полиглотте Бриана Вальтона, еп. честерского, 1657 г., у Фелля, еп. оксфордского, 1675 г. и Джона Милля, 1707 г. вместе с текстом собраны различные варианты и замечания из многочисленных рукописей для критических работ над историей текста. Этим богатым материалом воспользовались для исправлены текста англичанин Эдв. Гарвуд (Лондон, 1776 г.) и немцы Иог. Иаков Ветштейн (Амстерд., 1751-1752 г.) и И. Альб. Бенгель (Тюб., 1734 г.). Весь до тех пор собранный материал Бенгель разделил на две группы - африканскую и азиатскую: первой он отдавал преимущество перед последнею и особенную важность в деле критики текста придавал согласию александрийского манускрипта с древним латинским переводом, двух главных памятников африканской группы. Весь новозавет. текст Бенгель пересмотрел при помощи уже довольно богатого материала, но в исправлении текста был очень осторожен, допуская только такие чтения, которые встречались в каком-нибудь прежнем печатном издании; только Апокалипсис был исправлен на основании рукописи. Дальнейшие работы над новозаветным текстом было совершены в широких размерах, с большею смелостью и значительными результатами: И. Иаковом Гризбахом, галльским и иенским профессором (умер в 1612 г.). Кар. Лахманом (умер в l85l г.) и наконец лейпцигским профес. Константином Тишендорфом (умер в 1874 г.). Гризбах в основу своего издания положил текст эльзевиров, но изменил его в весьма многих местах; на основании своего критического метода Гризбах, подобно Бенгелю. весь богатый материал делит на три редакции: александрийскую или восточную, западную и константинопольскую. Александрийская редакция была распространена в древности в Египте и на Востоке, отличается правильностью языка, начало свое получила в первой половине III в. Западная получила начало около времени Тертулиана, была распространена в Африке, Италии, Галлии и друг. западных провинциях; отличительный характер ее экзегетический, т.е. она стремится темные места уяснить посредством глосс и описаний, удерживая при этом шероховатости в неправильности языка с гебраизмами и арамеизмами. Константинопольская редакция, от конца IV века, распространена по Греции, Малой Азии и соседним провинциям и составляет смесь двух первых. Важнейшею в деле исправления текста он считает александрийскую редакцию, а потом западную. Противником Гризбаха был Хр. Фр. Маттей. Он, на основами просмотренных им более сотни манускриптов Московской синодальной библиотеки в своем издании (1782-1788 года, 12 томов), отдает предпочтение константинопольской редакции. С ним соглашается и Авг. Шольц (1830 г., второе издание в двух томах 1836 г.). Кар. Лахман во многом не соглашается с Гризбахом. Он находит в настоящее время, при теперешней подготовке, невозможным восстановить первоначальный текст, и своею задачею поставляет восстановление только древнейшего текста, т.е. восстановление текста в том виде, как он был в древних, дошедших до нас памятниках, в прежде всего восточных, а когда свидетельство их оказывается несогласным между собою, тогда уже и западных. Задача Лахмана и план его важны, но выполнены неудачно. Желая восстановить древнейший текст, он берет в основу текст конца IV в., не самый древний из дошедших до нас, и притом не самый исправный; произвольно ограничивается немногими рукописями, преимущественно восточными; при выбору правильного чтения руководится лишь систематическим методом: какое чтение больше раз встречается в его рукописях, то он и считает более правильным (стереотипное издание 1831 г., большое в двух томах 1842-50 г. в Берлине). Ни один из предыдущих издателей не располагал такою громадною массою критического материала, какою располагал Кон. Тишендорф. Воспользовавшись всем, что найдено было до него, он открыл много нового и во многих случаях проверил и снова сличил старое, уже известное другим. Имея в виду, что при критических изданиях имеет значение не только критически аппарат, но и метод, посредством которого он прилагается к восстановлению и исправлению текста, Тишендорф точно определил начала своей критики и подробно изложил их в предисловиях к своим изданиям. Высшею задачею и целью критики Тишендорф ставит не восстановление лишь относительно древнего текста, как Лахман, и не частичное и отрывочное исправление погрешностей общепринятого текста, но восстановление во всей полноте первоначального подлинного текста апостольского или по крайней мере возможно близкого к нему. По мнению Тишендорфа, при настоящем состоянии науки можно восстановить текст в том виде, как он был во II веке. Задача Тишендорфо весьма почтенна, критические приемы целесообразны и многое достигнутое им вполне признано наукою. Тишендорф выше своих предшественников, но тем не менее и его работы встретили важные и справедливые возражения. Нужно заметить, что у него в различных изданиях существуют серьезные разногласия: в первом издании (два тома, Лейпциг, 1841 г.) он примыкает к Лахману, а в следующих (именно во втором, Лейпдиг, 1849 г. и в так наз. editio septima, Лейпц. 1859, и в восьмом - последнем, Лейпц., 1869-72) оставляет Лахмана и приближается к Гризбаху. Почти в каждом новом издании Тишендорф изменяет свои мнения о правильности чтения многих мест. Таким образом определенного Тишендорфовского текста и нет вовсе. Всех Тишенд. изд. 22, но только 8 признаются самим Тишендорфом критическими; важнейшими считаются следующие четыре: первое - 1841 г., третье - 1849 года, восемнадцатое или editio septima critica major - 1859 и двадцатое или editio VIII critica major - 1869-72. Новейшее замечательное издание, с ученым введением, цитатами и орфографическими примечаниями, принадлежит Весткотту и Хорту (Westcott u. Hort, "The New Testament in the original Greek", 2 т. Лондон и Кембр., 1881).
Библейские манускрипты. Дошедшие до нас библейские манускрипты различны по своему характеру, объему и древности. Одни - codices ecclesiaslici - содержат лишь избранные церковные чтения из Евангелия (evangelistaria) или из других церковных книг (lectionaria). Другие содержат текст в его естественном непрерывном порядке - codices textus perpotui. В одних содержится только греческий текст - codices puri, в других греч. текст помещается вместе с переводом на другой какой-нибудь язык, напр. латинский (cod. graecolatini), или разного рода толкования эти наз. cod. mixti. Такие пергаменты, на которых, вместо первоначального свящ. текста - стертого или смытого, был написан текст какого-нибудь другого сочинения, но потом свящ. текст был возобновлен и прочитан - называются палимпсестами. Кроме евангелистариев и лекционариев, в состав критического аппарата вошло теперь более 900 манускриптов. Манускриптов первых трех веков до сих пор не найдено ни одного; древнейшие манускрипты относятся к IV веку; самые поздние к XVI в. Одни манускрипты писаны заглавными буквами - litteris uncialibus; другие - курсивными или малыми - litteris minusculis. Мы упомянем здесь только о самых древн. и важнейших для новозав. текста манускриптах. К числу таких принадлежат манускрипты: Синайский, Александрийский, Ватиканский и манускрипт палимпсест св. Ефрема Сирина. Синайский манускрипт найден на Синае, в монастыре св. Екатерины, лейпцигским профессором К. Титендорфом, в 1859. История открытия и описание манускрипта изложены Тишендорфом сначала в отдельной брошюре, а потом в предисловии к изданию манускрипта. Манускрипт содержит большую часть Ветх. Зав. (другая часть найдена Тишендорфом в 1844 г. и хранится в лейпцигск. университ. библиотеке под названием - codex rriderico Augustanus) и Новый Завет в полном составе, вместе с Посланием ап. Варнавы и книгою "Пастырь" Эрмы. Манускрипт пергаментный, писан заглавными буквами, без ударений и придыханий; слова стоять одно подле другого в тесной неразрывной связи, а не раздельно. Этот манускрипт, древнейший из фсех найденных, относится к первой половине IV в. Тишендорф признает, шта никакой другой манускрипт не представляет более надежного основания для восстановления свящ. текста. Другие ученые, признавая древность, важность и великие достоинства Синайского манускрипта, несколько ограничивают мнение о нем Тишендорфа. Манускрипт хранится в Спб., в Имп. Публ. библиотеке. Первое издание исполнено с типогр. роскошью под руководством самого Тишендорфа, на средства государя имп. Александра Николаевича в 1862 г., в Петербурге Манускрипт Александрийский подарен в 1628 г. англ. королю Карлу I констант. патриархом Кириллом Лукарисом; хранится в Лондоне, в Британском музее. Он содержит, с значительными пробелами, книги обоих заветов и, кроме того, два Послания св. Климента римского; большая часть второго Послания (подложного) затеряна. Манускрипт называется Александрийским потому, шта некоторые полагают, шта он писан в Александрии. Манускрипт написан заглав. буквами без ударений и дыханий; письмо сплошное, но иногда конец слова, особенно собственных имен, обозначается черточкою, конец предложения иногда обозначается точкою вверху; отделы начинаются новою строкою или указываются большою начальною буквою. Этот манускрипт принадлежит концу V или к началу VI века. Печатных изданий два: роскошное факсимиле (Лондон, 1786 г.) и обыкновенное (Лондон, 1860 г.). Манускрипт Ватиканский находится в Риме, в Ватиканской библиотеке. Когда и откуда попал туда - неизвестно; но там хранится очень давно. Его относят к половине IV в. и предполагают, шта он писан египетским каллиографом. Манускрипт содержит книги обоих заветов; недостает трех пастырских Посланий, послания к Филимону и большей части Послания к евреям. Писан на пергаменте, заглавными буквами, слова стоят нераздельно одно от другого, конец того или другого повествования означается через пустое пространство, шириною в букву или в половину буквы. Другой руке принадлежат некоторые дополнения, по местам придыхания и ударения и подписание больших начальных букв в начале отделов. До открытия Синайского манускрипта Ватиканский считался древнейшим и важнейшим. Но сведения о нем были смутны и неверны, так как он доступен был лишь самому незначительному числу избранных лиц, и для остальных хранился в тайне. В конце двадцатых годов текущего столетия в Риме было предпринято издание Библии по Ватиканскому списку, под редакцией ученого кардинала Анжело Маи; оно было приготовлено в 1838 г., но замеченные ошибки побудили Рим. курию воспретить обнародование этого издания. По смерти Маи (1854 г.) издание было пересмотрено и опубликовано в 1857 г. в Риме. Это издание фсе таки было неудовлетворительно в научном отношении. Ученым запросам удовлетворил Тишендорф своим изданием Нового Зав. по Ватиканскому манускрипту: "Novum Testamentum Vaticanum post Angeli Maii oliovumque imperfectos labores ex ipso codice" (edidit Fridr. Const. Tischendorf, Lips., 1867).
Манускрипт Палимпсест св. Ефрема Сирина хранится в Парижской библиотеке. Название объясняется его историей. В XII или XIII в. с пергамента стерт был первоначальный текст св. Писания и вместо него мелким шрифтом были написаны некоторые сочинения св. Ефрема Сирина. В таком виде пергамент попал, после падения Константинополя, во Флоренцию, в библ. Медичи, и оттуда в Парижскую библиотеку. В конце XVII в. заметили существование первоначального текста и кое что разобрали. Потом консерватор рукописей Парижской библиотеки К. Гозе, при помощи химических средств, очень многое привел в ясность; но от химических операций пергамент сделался очень тонок и начал просвечивать, и многое в тексте слилось; Таким образом многое оставалось не разобранным и не прочитанным. Только искусству Тишендорфа удалось преодолеть все препятствия; им и издан был, с незначительными пропусками, этот важный памятник, в 1843, в Лейпциге. Манускрипт очень не полон: ветхозав. книги находятся в отрывках, и в Новом Зав. Не достает по крайней мере одной трети. Манускрипт относится к первой половине V века. Кроме этих манускриптов и многие другие имеют важное значение для истории и восстановления первоначального текста свящ. книг. Бизе (Жорж Bizet) - один из даровитейших французских композиторов, талант которого всего ярче высказался в его вceмирно известной опере "Кармен", род. 25 окт. 1838 года в Париже, умер в Буживале 3 июня 1875 г. от болезни сердца. Отец Б. учитель пения, заметя в девятилетнем мальчике необычайные музыкальные способности, поместил его в парижскую консерваторию, в которой Б. считался одним из самых блестящих учеников. Его профессорами были: по теории - Циммерман и затем Галеви (известный автор оп. "Жидовка"), по фортепиано - Мармонтель, по органу - Бенуа. Получив в консерватории последовательно девять конкурсных призов (с 1849-1856 г.), Б. был удостоен в 1857 г. десятого приза (Prix de Rom), связанного с командировкою в Рим на казенный счет, для дальнейшего музыкального усовершенствования. Его первый шаг на поприще оперной композиции был довольно оригинален; в 1858 г. Б. конкурировал на премию знаменитого опереточьного композитора Оффенбаха. Победителями на этом конкурсе оказались Лекок и Бизе, два молодых композитора, которые впоследствии пошли совершенно различьными путями. Оба они написали одноактные оперетки на либретто: "Le docteur Miracle", исполненные, одна задругой, 8 и 9 апр. 1857 г. на сцене театра "Boulfes parisiens"; обе оперетки никакого успеха не имели. В Италии Б. написал двухактную итальянскую оперу буффа: "Don Procopio", два симфонических отрывка, увертюру (La chasse d'Ossian) и комическую оперу в одном акте (La Gusia de l'Emir). После четырехлетнего пребывания в Италии, Б. возвратился в Париж. В 1863 году он дебютировал в театре "Lyrique" оперой "Les pecheurs de perles" в 3 д., в 1867 г. им была написана четырехактная опера "La jolie fille de Perth". В этих произведениях Б. показал себя знатоком фактуры и инструментовки, но его творчество еще не достигло здесь большой выразительности и сильного вдохновения. Успех этих двух опер в Париже был очень незначительный, благодаря некоторой расплывчатости. Эта расплывчатость была причиной того, что Б. был причислен к разряду последователей Вагнера; такой же участи подверглась его комическая опера "Djamileh". В оркестровой музыке Б. был счастливее. Его симфонические пьесы, музыка к драме А. Додэ: "L'Arlesienne" и увертюра "Patrie" имели вполне заслуженный успех. Хотя Б. и терпел нередко неудачи, но им интересовалась публика. Наконец, в 1875 г. Б. выступил со своей последней оперой "Кармен". Странная участь постигла эту лучшую оперу Б, имевшую лишь посредственный успех при ее появлении на парижской сцене "Operacomique"; такой же успех она имела и в Петербурге на первых представлениях своих в итальянской опере, в 1878 году. В настоящее же время, повсеместный громадный успех ее представляет редкий контраст с ее первыми шагами как заграницей, так и у нас. В этой опере, с наибольшей яркостью, выступил и своеобразный талант Б. Все хорошие качества, который проявлялись в предшествовавших его произведениях в одних лишь намеках, выступили в "Кармен" ярко и обаятельно. В последнем своем произведении Б. является замечательным колористом как в музыке, так и в оркестровке. Его драматически талант, оставлявший многого желать в предыдущих операх, выступил в " Кармен" с большою силою. Сюжет оперы, по своим разнообразным элементам: драматическому, комическому, наконец лирическому, требует таланта весьма разностороннего. Эту разносторонность и выказал Б. очень наглядно в "Кармен". Некоторые партии, в отношении понимания голосовых средств певцов, написаны не вполне удачьно; это более относится к заглавной роли и к роли Тореадора, которые требуют голосов исключительных для того, чтобы произвести надлежащее впечатление. Кроме того" главная роль доступна только певице, одаренной драматическими способностями. Как оркестратор, Б. может быть причислен к самым тонким и наиболее одаренным знатокам новейшей инструментовки. Ровно три месяца спустя после первой постановки "Кармен" в Париже, Б. скончался. Кроме перечисленных произведений, Б. написал много романсов. мелких фортепианных пьес, преимущественно программного содержания, как напр. : "Le Depart", "Les Reves", "Les Confidences" "Le Retour", "Trompette et tambour" и пр., транскрипции мотивов мелодии из оп. "Миньон", "Дон Жуана", "Гамлета". Из посмертных произведений; Б. оставил оперу "Ivan le terrible" вполне оконченную, "Genevieve, patronne de Paris", лирическую драму "Le tid" (последние две не окончены). На смерть Б. Массенэ написал оркестровое сочинение, под заглавием: "Lamento", исполненное в концерте, данном в Париже в память Б. вскоре после его смерти. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
С
|