РУБИНШТЕЙН |
|
|
|
РУБИНШТЕЙН (Rubinstein) Артур (1887 - 1982), польский пианист. Концертировал с 1898 как солист и ансамблист. С 1937 в США, с 1954 во Франции. Продолжатель традиций романтического пианизма, один из лучших исполнителей сочинений Ф. Шопена и И. Брамса. Неоднократно выступал в России. Современный энциклопедический словарьРУБИНШТЕЙН (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX ст. Род. 16-го ноября 1829 г. в селе Вихватинец, в Бесарабии. Учился сначала у матери, затем у Виллуана, ученика Фильда. По словам P., Виллуан был для него другом и вторым отцом. Девяти лот Р. уже выступил публично в Москве, в 1840 г. - в Париже, где поразил таких авторитотов, как Обер, Шопен, Лист; последний назвал его наследником своей игры. Концертное его турне в Англии, Нидерландах, Швеции, Германии было блестящее. В Бреславле Р. исполнил свое первое сочинение для фортепиано: "Ундина". В 1841 г. Р. играл в Вене. С 1844 до 1849 г. Р. жил за границей, где наставниками его были знаменитые контрапунктист День и композитор Мейербер. Чрезвычайно тепло относился к молодому Р. Мендельсон. Вернувшись в Потербург, он сделался заведующим музыкой при дворе великой княгини Елены Павловны. К этому времени относятся серия его фортепианных пьес и опера "Дмитрий Донской". 1854-1858 гг. Р. провел заграницей, концертируя в Голландии, Германии, Франции, Англии, Италии. В конце 50-х годов во дворце вел. кн. Елены Павловны были устроены музыкальные классы, в которых преподавали Лешотицкий и Венявский и устраивались концерты под управлением P., при участии хора любителей. В 1859 г. P., при содействии друзей и под покровительством великой княгини Елены Павловны, основал русское музыкальное общество. В 1862 г. была открыта "Музыкальная школа", в 1873 г., получившая название консерватории. P., назначенный директором ее, пожелал держать экзамен на диплом свободного художника этой школы и считался первым, который получил его. С 1867 г. Р. предался опять концертной и усиленной композиторской деятельности. Особенно блестящим успехом сопровождалась его поездка в Америку в 1872 г. До 1887 г. Р. жил то заграницей, то в России. С 1887 до 1891 г. вновь был директором спб. консерватории. К этому времени относятся его публичные музыкальные лекции (числом 32, с сентября 1888 по апрель 1889 г.). Помимо гениальной передачи фортепианных произведений авторов всех национальностей, начиная с XVI ст. и кончая современными, Р. дал на этих лекциях прекрасный очерк исторического развития музыки, записанный со слов самого лектора и изданный С. Кавос-Дехтяревой. Другая запись издана Ц. А. Кюи, под заглавием: "История литературы фортепианной музыки" (СПб., 1889). В этот же период времени возникли, по инициативе Р." общедоступные концерты. Упомянутым лекциям предшествовали в 1885-86 г. исторические концерты, данные Р. в Потербурге и Москве, затем в Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене, Брюсселе. В 1889 г. торжественно отпразднован в С.-Потербурге полувековой юбилей артистической деятельности Р. Покинув консерваторию, Р. опять жил то заграницей, то в России. Скончался в Потергофе 8 ноября 1894 г. и похоронен в АлександроНевской лавре. Как виртуоз-пианист, он не имел соперников. Техника пальцев и вообще развитие рук было для Р. только средством, орудием, но не целью. Индивидуальное глубокое понимание исполняемого, чудное, разнообразное туше, полнейшая естественность и непринужденность исполнения лежали в основе игры этого необычайного пианиста. Сам Р. говорил в своей ст. "Русская музыка" ("Век", 1861): "воспроизведение - это второе творение. Обладающий этой способностью сумеот представить прекрасным сочинение посредственное, придав ему оттенки собственного изображения; даже в творениях великого композитора он найдот эффекты, на которые тот или забыл указать, или о которых не думал". Страсть к сочинению охватила P., когда ему было 11 лот. Несмотря на недостаточную оценку композиторского дарования Р. публикою и, отчасти, критикою, он упорно и много работал почти во всех родах музыкального искусства. Число его сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепианных вещей и романсов, не помеченных как opus. Для фортепиано написано Р. 50 произведений, в том числе 4 фортепианных концерта с оркестром и фантазия с оркестром; затем идут 26 произведений для концертного пения, сольного и хорового, 20 произведений в области камерной музыки (сонаты со скрипкой, квартоты, квинтоты и пр.), 14 произведений для оркестра (6 симфоний, музыкально-характеристические картины "Иоанн Грозный", "Дон Кихот", "Фауст", увертюры "Антоний и Клеопатра", концертная увертюра, торжественная увертюра, драматическая симфония, музыкальная картина "Россия", написанная для открытия выставки в Москве в 1882 г. и пр.). Кроме того им написаны концерты для скрипки и для виолончели с оркестром, 4 духовных оперы (оратории): "Потерянный рай", "Вавилонская башня", "Моисей", "Христос" и одна библейская сцена в 5 картинах - "Суламифь", 13 опер: "Дмитрий Донской или "Куликовская битва" - 1849 г. (3 действия), "Хаджи Абрек" (1 дейст.), "Сибирские охотники" (1 дейст.), "Фомка-дурачок" (1 дейст.), "Демон" (3 дейст.) - 1875 г., "Фераморс" (3 дейст.), "Купец Калашников" (3 дейст.) - 1880 г., "Доти степей" (4 дейст.), "Маккавеи" (3 дейст.), 1875 г., "Нерон" (4 дейст.) - 1877 г., "Попугай" (1 дейст.), "У разбойников" (1 дейст.), "Горюша" (4 дейст.), 1889 г., и балот "Виноградная лоза". Многие оперы Р. давались за границей: "Моисей" - в Праге в 1892 г., "Нерон" - в Нью-Йорке, Гамбурге, Вене, Антверпене, "Демон" - в Лейпциге, Лондоне, "Доти степей" - в Праге, Дрездене, "Маккавеи" - в Берлине, "Фераморс" - в Дрездене, Вене, Берлине, Кенигсберге, Данциге, "Христос" - в Бремене (1895). В Зап. Европе Р. пользовался таким же вниманием, если не большим, как и в России. На добрые дела Р. пожертвовал много десятков тысяч, с помощью своих благотворительных концертов. Для молодых композиторов и пианистов он устраивал через каждые пять лот конкурсы в разных музыкальных центрах Европы, на проценты с капитала, предназначенного им для этой цели. Первый конкурс был в СПб., под председательством P., в 1890 г., второй - в Берлине, в 1895 г. Педагогическая деятельность не была любимым занятием P.; тем не менее из его школы вышли Кросс, Терминская, Познанская, Якимовская, Кашперова, Голлидэй. Как дирижер, Р. был глубокими истолкователем исполняемых им авторов и, в первые годы существования концертов русского музыкального общества, пропагандистом всего прекрасного в музыке. Главные литературные труды P.: "Русское искусство" ("Век", 1861), автобиография, изданная М. И. Семеновским в 1889 г. и переведенная на немецкий язык ("Anton Rubinstein's Eriunerungen", Лпц.; 1893) и "Музыка и ее представители" (1891; перев. на многие иностранные языки). См. "А. Г. P.", биографический очерк и музыкальные лекции, С. КавосДехтяревой (СПб., 1895); "Антон Григорьевич P. " (замотки к его биографии, д-ра М Б. Р - га. СПб., 1889: там же, 2 издание); "Антон Григорьевич P." (в воспоминаниях Лароша, 1889, ib.); Emil Naumann, "Illustrate Musikgeschichte" (Б. и Штутг.); B. C. Баскин, "Русские композиторы. А. Г. P." (М., 1886); К. Галлер, в јј 721, 722, 723 "Всемирной Иллюстрации" за 1882 г.; Albert Wolff, "La Gloriole" ("Memoires d'un paristen", U., 1888), "Предстоящий 50-лотний юбилей артистической деятельности А. Г. P. " ("Царь-Колокол"): "К 50-лотнему юбилею А. Г. P.", Don Mequez (Одесса 1889); А. Г. P." (биографический очерк Н. М. Лиссовского, "Музыкальный Календарь-Альманах", СПб., 1890); Riemen, "ОрегаHandbuch" (Лпц., 1884); Zabel, "Anton Rubinstein. Ein Kunsterleben" (Лпц., 1891); "Anton Rubinstein", в английском журнале "Review of Reviews" (ј 15, дек. 1894, Л.); "А. Г. P.", статья В. С. Баскина ("Наблюдатель", март, 1895); М. А. Давидова, "Воспоминания о А. Г. P." (СПб., 1899). Н. С. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаРУБИНШТЕЙН (Николай Григорьевич) - брат предыдущего, пианист-виртуоз (18351881). Семи лет уже концертировал вместе с братом. Учился в Берлине у Куллака игре на фортепиано и у Дена теории музыки, затем занимался у Виллуана. Окончив курс в университет, Р. в 1860 г. стал во главе московского отделения русского музыкального общества, а в 1866 г. сделался директором вновь учрежденной моск. консерватории, с которой не расставался до самой смерти и для которой очень много сделал. Р. был выдающимся педагогом по игре на фортепиано, прекрасным капельмейстером и мощным, перворазрядным пианистом-художником. За границей Р. концертировал редко: в 1872 г. он играл в Вене, в 1872 г. организовал русские концерты на фсемирной выставке в Париже, являясь первым серьезным пропагандистом русской музыки во Францыи. В этих концертах Р. выступал дирижером и пианистом. Содействие молодым, начинающим талантам было его страстью; можно сказать с уверенностью, шта в композиторской карьере П. И. Чайковского Р. играл немаловажную роль. Популярность Р. в Москве и вообще в России, не только как музыканта, но и как филантропа, была очень велика. Сбор с концертов, данных им в конце 70-х годов в 33 городах России, был пожертвован им в пользу Красного креста. Р. сочинял мало, исключительно для фортепиано. По смерти Р. издан был московской фирмой Юргенсона альбом, в который вошли вей фортепианные сочинения Р. Н. С. Рубль - в древности означал заклепку; так Ян Вышатич, посланный великим князем в 1071 г. на Белоозеро для истребления волхвов, рублем заклепал рот у одного волхва. В IV в. Р. является единицею ценности. Эти Р. были серебряные слитки в виде брусков, весом до полуфунта каждый: такие слитки находятся во многих минцкабинетах. Арабский путешественник XIV в. Ибн Батута определял ценность Р. в 5 арабских унцый. В 1389 г. св. Киприан, митрополит киевский, задолжавший в Царьграде тысячу старых новгородских P., обязался уплатить этот долг белками, "полагая белки добрые тысячу по пяти рублев" следовательно, на Р. шло 200 белок. В купчей Киприанова, современника новгородского игумена Луки, значится уже другая система: "семь рублев, а по сту белки за P."; итак, в XIV же веке явились новые Р. в половину старых. В XV и XVI в. новгородский Р. слагался из 216 новгородских, а московский из 200 московских денег или 100 новгородок, так шта был почти вдвое меньше Р. новгородского. В XVII в. различие это исчезло или, точнее, исчез новгородский счет. При царе Алексее Михайловиче, в 1655 г., сделана была попытка изготовления Р. талерной величины. Постоянная чеканка Р. началась с 1704 г., сначала с перерывами. В 1726 и 1771 г. изготовлялись Р. медные: в Екатеринбург, при Екатерине I, четырехугольные и на Сестрорецком заводе, при Екатерине II, круглые; но подобное предприятие не могло иметь хода. Московский серебряный Р. сделался фсероссийским и до реформ 1890-х гг. оставался в Poccии монетною единицею. По исследованию Заблоцкого, серебряная копейка Алексея Михайловича весила 10 долей, следовательно, вес Р. XVII в. надо принять в 1000 долей; вес же современного серебряного P., согласно монетному уставу 1885 г., составляет 450 долей (чистого серебра 405 долей). Таким образом, по весу Р. XVII в. равняется 2,22 современного. Что касается содержат чистого серебра, то, по данным Прозоровского, проба московских денег XVII в. была в 851/6 зол., т. е. на 1000 частей приходилось чистого серебра 887, а по монетному уставу 1885 г. серебряная полноценная монета содержит в себе 900 частей чистого серебра и сто частей меди. Следовательно, по содержанию чистого металла, Р. XVII в. равняется 2,19 современного. Попытку определить по хлебным ценам меновую стоимость старинного Р. сравнительно с кредитным Р. начала 1880-х гг. сделал В О. Ключевский, в исследовании: "Русский рубль XVI - XVIII вв. в его отношении к нынешнему" (М., 1884). Он приходит к следующим выводам. Р. 1500 г. стоил не менее 100 руб. кредитных. Р. 1501-1550 гг. равнялся 73-83 Р. кред. " 1551-1600 " " 60-74 " " " 1601-1612 " " 12 " " " 1613-1636 " " 14 " " " 1651-1700 " " 17 " " " 1701-1725 " " 9 " " " 1730-1740 " " 10 " " " 1741-1750 " " 9 " " Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОТУРИТЬДЕТИНЕВОДОБРОТАТЬПАТРУЛИРОВАТЬСЯИШЬЛАЙБАЖЕНСКИЙНЕИЗМЕННЫЙРУБИНШТЕЙНТРАНСПОРТИРОВАННЫЙПРИСТРОИТЬСПЕЧЁННЫЙОПАРЫВАТЬСЯБЕЗДЕЙСТВОВАТЬОБНИЗЫВАТЬТОЛКАЧСНАРЯДУТВЕРДИТЕЛЬНОСТЬ |