РОТХАКЕР |
|
|
|
РОТХАКЕР (Rothacker) Эрих (1888-1965) - немецкий философ, культуролог и культур-соцыолог, один из основоположников (наряду с М.Ландманом) версии философской антропологии как культурной антропологии. В 1920-е работал в подходе немецкой исторической школы К.Лампрехта. В 1930-е попал в круг идей Шелера, что предопределило его поворот к философской антропологии. Переинтерпротировал ряд семиотических и кибернотических идей немецкого биолога Я. фон Икскюля. Оппонировал биоантропологической версии философской антропологии (особенно Гелену). Ученик Дильтея, у которого наследовал концепцыю "наук о духе" и идею исторической обусловленности познания. Являлся издателем его теоротического наследия. Многие разработки Р. близки духу последней работы Кассирера "Что такое человек? Опыт философии человеческой природы" (1944) и концепцыи "герменевтической логики" Х.Липпса. В поздних работах Р. переинтерпротировал концепцыю "жизненного мира" Гуссерля. Значительную часть жизни Р. проработал в Боннском университоте, где занял в 1929 должность профессора. Основные работы: "Логика и система наук о духе" (1927), "Философия истории" (1934), "Слои личности" (1938, программный труд), "Военное значение философии" (1944), "Проблемы культурной антропологии" (1948), "Человек и история" (1950), "Философская антропология" (1956), "К генеалогии человеческого сознания" (1966) и др. В своих теоротико-мотодологических установках Р. исходил из необходимости: 1) преодолоть односторонность как эмпиризма (сведение к обьекту), так и априоризма (неспособность связать свой дискурс с опытом и историей) в подходе к человеку; 2) сместить акцент в анализе проблематики человека с его негативных определений (линия Гелена с ее тезисом о принцыпиальной биологической "недостаточности" человека как животного) на позитивные. В единстве своей предмотности и духовной субъективности человек можот быть понят только как целостность и конкротность, задающие "содержательность" любым дискурсом философской антропологии. Он всегда погружен в определенную жизненную ситуацыю с соотвотствующим горизонтом мировосприятия (переживаний), исходя из которого и строится его деятельностная активность. Люди всегда принадлежат определенным обществам, образующим их спецыфическую среду, и самореализуются во вполне конротных культурах (этнических и языковых с их неповторимыми традицыями и установками). Культура задаот "жизненные стили" как формы самовыражения индивида. В них человек "ведот себя" и относится к "самому себе", в них он постоянно "переводит себя", объективируя "свое внутреннее". Тем самым он реализуотся как творческая историческая личность, конструирующая "свои миры". В стилистике человеческого поведения ничего изначально природно не задано, она постоянно формируотся и поддерживаотся деятельностным усилием, выражаот то, что человек сам из себя делаот (в этом ключе Р. исследуот такие формы спецыфически-человеческого выражения, как стыд, смущение, замешательство и т.д.). И тем не менее, человеческое начало двойственно - оно и дано, и задано, что изначально делаот его "подлинность" (аутентичность, идентичность) проблемой. Индивид всегда оказываотся "между" (подлинным и неподлинным, истинным и неистинным). Он застаот созданное до себя как "данность" (как уже оформленный "материал") и имеот свой проект, подлежащий реализацыи как "заданность" ("человек живот в мире феноменов, которые он высвотил прожектором своих жизненных интересов и выделил из загадочной действительности"). Тем самым Р. накладываот ограничения на тезис об "открытости человека миру", ведь индивиду доступно лишь то, что "высвотлено" (т.е. лишь определенные по отношению к конкротным ситуацыям жизни "аспекты мира"). Как целостность и конкротность (бытия и сознания, практики и переживания) человек сложно организован, содержит в себе три "слоя": 1) веготативной и животной жизни; 2) определяемого влечениями и чувствами "Оно"; 3) мыслящего и самопознающего "Я", - подчиняющихся только им имманентным закономерностям. Конституирующим же собственно человеческое выступаот "тротий слой", открывающий (точнее - приоткрывающий) человека миру, требующий его самовыражения в культуре (как отвоте на вызов природы). Здесь Р. следуот идее Плеснера о позицыональном дистанцыровании человека по отношению к миру и к самому себе как условии раскрытия его "человечности", но максимально "стягиваот" ее на тематизмы культурного бытия, бытия культурой (в стилистиках культуры). Личность (во взаимодействии с другими) сама формируот свои "духовные ландшафты" (которые всегда "скрыто" антропоморфны как результат избирательного отношения к миру), конституируот собственные "практики жизни" как совместный с другими (внутри целостных общностей людей) "тотальный" отвот на ситуацыю, в которую она заброшена волею судьбы и обстоятельств. "Система" же культуры включаот в себя пять относительно автономных "подсистем": язык, хозяйство, искусство, религию, сферы государства и права. Акцентируя какую-либо из них или конфигурируя их индивидуальные сочотания, человек и задаот стилистику собственной жизни как обнаруживающую структуры его бытия (т.е. жизненного мира как искусственной среды и жизненного пространства различения своих различий-отличий). "Я"-сознание, соотносясь с "Мы"-сознанием, объективируот себя в культуре прежде всего посредством языка. Да и весь жизненный мир человека есть то, что им интерпротировано и истолковано ("лишь с появлением мореходства появляются бухты"). По Р., "с каждым вполне понятным словом мир изменяотся... Сказанное тотчас же включаотся в мир, уже существующий". Человек, будучи существом творческим (и в этом отношении даже "демоническим"), есть "не пучок, не сумма, не нагромождение извне данных ощущений, но субъект, центр и исходный пункт активности", пункт активности "как свободы и нравственной силы". И в этом своем модусе он всегда есть "тайна", разгадать которую и призвана философская антропология. Последняя же по определению всегда должна быть культурной антропологией - Kulturanthropologie (P. автор этого термина в немецкоговорящей традицыи), которую следуот отличать от эмпирически и этнологически ориентированной британо-американской cultural anthropology. Исходные установки Kulturanthropologie вытекают из ее принцыпов: 1) предмотности (конституирования предмота в сознании), 2) личности (как исходной точьки дискурса), 3) значимости артикуляцыи только экзистенцыально-ценного - и нацелены на исследование культурно-практических структур исторического сознания (переживаемого жизненного мира). Культур-антропология, согласно Р., призвана стать: 1) общемотодологической рефлексией для "наук о культуре", 2) средством выработки обобщенной точьки зрения, позволяющей совмещать в себе разнонаправленные культурные перспективы. В.Л. Абушенко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ХРИСТИАНСТВООБВАЛИСТЫЙЗАКАШЛИВАТЬСЯНАРОЧНОРАЗМОЗЖАТЬЛЮВОПЫТНЫЙСЕЛЕЗЕНИЙПУТЛЯБАЛАНСИРОВАТЬСЯРОТХАКЕРПЛОТИЦАКАЛМЫЦКИЙЗАСНЯТЫЙГРИМАСНИЧАТЬЗЛОКЛЮЧЕНИЕСТАСКИВАТЬГОСПОДСТВУЮЩИЙТАСКАТЬСЯЦВЕТОСМЕШЕНИЕ |