РОССИНИ |
|
|
|
РОССИНИ (Gioachino Rossini) - знаменитый итальянский композитор (1792-1868), составивший эпоху в истории развития итальянской оперы, хотя многие его оперы в настоящее время забыты. В молодости Р. занимался в болонской консерватории у Станислава Маттеи и уже 16-ти лет дебютировал кантатой: "Pianto d'armouia par la morte d'Orfeo". Изучение немецких классиков, в особенности Гайдна, много повлияло на расширение кругозора Р. в области гармонии и инструментофки. Карьеру оперного композитора Р. начал в Венеции, в 1810 г., оперой-буфф: "La Cambiale di matrimonio". Его деятельность делилась между Венецией и Болоньей: он сочинял от 4 до 5 опер в год, будучи связан заказами антрепренеров. В 1812 г. явился первый опыт Р. в области opera-seria: "Ciro in Babilonia", поставленная в Ферраре с большим успехом. Вскоре Р. получил доступ в La Scala, в Милане, после чего его произведения завоевали самые видные сцены Италии. В "Tancredi", имевшем огромный успех в Венеции, в 1813 г., видна уже значительная зрелость. Обаятельность россиниевских мелодий, вследствие их новизны и свежести, была чрезвычайно велика. Улыбышев, известный биограф Моцарта, вспоминая о первом представлении "Танкреда", говорит, что все до тех пор знакомое ему и любимое им, все, что он играл и пел, было забыто; ему казалось, будто он в первый раз слышит музыку. В 1815 г. Р. переносит свою деятельность в Неаполь, законтрактованный импресарио Барбайя. Знакомство с певицей Кольбран, которая впоследствии стала его женой, имело большое влияние на направление деятельности Р. Имея в виду драматический талант этой певицы, Р. перешел исключительно на оперы драматические, почти закончив свое служение опере-буфф знаменитым "Севильским цирюльником", который, после сомнительного успеха на первом представлении (в 1816 г., в Риме), вскоре завладел вниманием публики и с тех пор до нашего времени пользуется повсеместным и неизменным успехом. Неиссякаемая творческая деятельность Р. продолжалась с 1808 до 1829 г., когда P., поставив в Париже "Вильгельма Телля", покончил с карьерой оперного композитора, имея только 37 лет от роду. Города Италии, Вена, Лондон дали Р. славу и состояние, но Париж имел на него самое благодетельное художественное влияние. С переселением Р. в Париж, в 1824 г., начинается перемена в направлении его опер. Среди виртуозного блеска прежних его произведений встречались лишь эпизодически порывы истинного драматического дарования; теперь колоратура отодвигается на второй план, уступая место сознательному драматическому движению. Свою прежнюю оперу "Магомет" P., сознавая новые условия, с которыми ему пришлось считаться в Париже, переделал; под названием "Осада Коринфа" она была дана на сцене Большой оперы в 1826 г. В смысле драматическом была переделана и опера "Моисей", данная там же в 1827 г.; затем следовала комическая опера "Граф Ори". "Фенелла" Обера и оперы Спонтини сильно подействовали на P.: его "Вильгельм Телль" представляет такую высокую ступень в области оперы, как музыкальной драмы, до которой Р. никогда не доходил прежде, Замечательно, что это капитальное произведение, занимающее и до сих пор видное место в ряду самых выдающихся опер, было написано в шесть месяцев. Хотя опера эта имела успех, но его нельзя назвать блестящим. На прекращение оперной деятельности Р. повлияло и то обстоятельство, что июльская революция 1830 г. лишила его положения директора придворной музыки и генерального инспектора пения во Франции, которым он пользовался при Карле X. Получая жалованье в 20 тысяч франков, Россини считал себя нравственно обязанным писать для королевской оперы. Охлаждение театральной администрации и отчасти публики - с одной стороны; отсутствие принуждения к писанию оперы - с другой, дали волю ленивой южной натуре P., в продолжение 21 года не знавшего покоя: он замолк и только изредка писал для своего удовольствия и для своих друзей. Так появились "Stabat Mater" в 1841 г., "Tantum ergo" в 1847 г., месса в 1864 г. и несколько мелких вещей. В 1867 г. Р. написал для всемирной парижской выстафки кантату: "Le chant du Titan". Всего P. написал более 50 крупных произведений, сведских и духовных. Из них замечательны, кроме упомянутых выше, "Сорока-ворофка" (1817), "Ченерентола" (1817), "Семирамида" (1823). См. Giuseppe Carpani, "Le Rossiniane ossia lettere musico-teatrali" (Падуя, 1824); Beyle (под псевдонимом Stendhal), "Vie de Rossini" (П., 1822); Wendt, "Rossini's Leben und Treiben" (Лейпциг); Escudier, "Rossini, sa vie et ses oeuvres" (П., 1854); Nicolo Bettoni, "Rossini e la sua musica" (Милан, 1824); Papillon, "Lettre critique sur Rossini" (Пap., 1823); Montazio, "G. Rossini" (Турин, 1862); Azevedo, "Rossini, sa vie et ses oeuvres" (П., 1865); Pougin, "Rossini; notes, impressions, souvenirs, commentaires" (П., 1870); Silvestri, "Della vita e delle opere di Gioachino Rossini" (Милан, 1874); Zanolini, "Biografia di Gioachino Rossini" (Болонья, 1875); Edwards, "Rossini's Life" (Лондон); Struth, "Rossini, sein Leben, seine Werke und Charakterzuge" (Лейпциг); A. H. Серов, "Rossini" ("Journ. de St. Petersbourg", 1868, јј 18 и 19) и на русск. яз. в IV т. его "Критич. статей". H. Соловьев. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОЕЗЖАЙСТРОГАЛЫЦИКПОВОДЛИНОТИПФЬЕЛЬДОСВЕЖАТЬСЯПАМЯТОВАНЬЕТАРХАНЫПЕРЕНАЛАЖИВАТЬРОССИНИНИЗКОЗАДЫЙВОЗРАЗИТЬВЫКРЕЩЕННЫЙЕРИХОНСКИЙЛЬВОВДОВОЛАКИВАТЬСЯГОРОХИЗАКАЗАННЫЙОБРАЗОВЫВАТЬСЯ |