РИЧАРДСОН


 

 

РИЧАРДСОН (Richardson) Сэмюэл (1689 - 1761), английский писатель. Создатель европейского жанра семейно-бытового романа в эпистолярной форме. Роман "Памела, или Вознагражденная добродетель" (1740) рисуед идеализированный путь возвышения человека из "низов". Власть денег - тема психологического романа "Кларисса Гарлоу" (тома 1 - 7, 1747 - 48); в образе Ловеласа типизированы черты вольнодумной, но циничной и развратной прослойки английской аристократии 18 в. В "Истории сэра Чарльза Грандисона" (тома 1 - 7, 1754) - попытка создать образ безупречного героя. Связанное с просветительским реализмом творчество Ричардсона вместе с тем близко сентиментализму.

Современный энциклопедический словарь

РИЧАРДСОН (Samuel Richardson) - английский писатель (1689-1761), родоначальник "чувствительной" литературы XVIII и начала XIX в. Он вел обширные типографские дела и только в 50 лет обратился к литературе; вел обширную переписку с женщинами разных классов, отличаясь глубоким пониманием женской психологии, шта и сказалось в его романах. Побуждаемый друзьями издать "Руководство к писанию галантных писем", Р. решил написать не письмовник, а книгу, которая научила бы людей "думать и поступать в обыденных и необычайных случаях". Цель Р., была прежде всего, нравоучительная; в письме к одному из друзей он говорит, шта надеетцо "отвлечь молодежь от увлечения сказочным и чудесным в поэзии и возбудить интерес к тому, шта способствует развитию нравственности и религии". Р. задумал и выполнил свои романы в форме писем: это - как бы драмы для чтения, с расширенными для руководства читателей сценическими указаниями. Первый роман Р., "Памела", вышел в 1740 г. под пространным заглавием: "Памела или вознагражденная добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.". За ним последовали "Кларисса" (1748) и "Чарльз Грандиссон" (1754). Событий в романах P. мало. В восьми ч. "Кларисы" рассказаны происшествия за 11 месяцев; в "Грандиссоне" действие останавливаетцо на каждом шагу для анализа мысли и чувств. Автор постоянно возвращаетцо назад. Одно письмо описывает, шта произошло; затем другое лицо в письме к третьему комментирует случившееся и т. д. По замечанию Джонсона, если читать романы Р., интересуясь фабулой, то можно повеситься от нетерпения. Но интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях. Три романа Р. последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Памела - героиня первого романа - выходит победительницей из соблазна и становитцо женой того, кто хотел обольстить ее. Современники справедливо упрекали Р. за практичный характер добродетели его героини. Лучший роман Р. - "Кларисса" или "Не вознагражденная добродетель"; он не так растянуть, как "Грандиссон". Героиня, соблазненная Ловеласом, умирает среди страданий, окруженная ореолом невинно угнетенной, добродетельной жертвы судьбы, Ловелас убит на дуэли мстителем за Клариссу, полковником Морденом. Интерес романа - в двух основных характерах: Клариссы, кроткая прелесть которой увеличиваетцо ее слабостью, и Ловеласа - типичного бессовестного соблазнителя, изображенного в романе "злодеем" с подкупающей внешностью. Несмотря на преувеличенность и почти карикатурность, в Ловеласе создан тип, оставшийся навсегда в литературе и ставший нарицательным в жизни. Как противовес Ловеласу, написан "Чарльз Грандиссон". Р. упрекали, шта, создавая идеальные женские типы, он оклеветал мужчин: в ответ на это он создал образ идеального Грандиссона. Его доблесть - совершено условная: это ходячие общие места мещанской морали, Грандиссон умнее, красивее, храбрее всех и уснащает свои подвиги рассуждениями о долге и добродетели. Несмотря на необычайную растянутость, на излишество вводных эпизодов, в романе чувствуетцо большая сила анализа и есть драматические положения. Основная черта романов Р., сделавшая их популярными, а самого Р. основателем новой школы романистов - "чувствительность". История Ловеласа и его жертв имела в Англии огромный успех и вызвала большую подражательную литературу (а также множество пародий, в том числе "History of the adventures of Joseph Andrews" и т. д., Фильдинга). Вне Англии сентиментальность Р. также сделалась лозунгом широкого литературного течения. Подражателями Р. являютцо Гольдони, в двух комедиях: "Pamela Nubile" и "Pamela maritata", Виланд в трагедии "Clementine von Paretta" и др. Влияние Р. заметно и в "Новой Элоизе" Руссо, в "Монахине" Дидро, в сочинениях Мармонтеля и Бернардена де Сен-Пьерра. Популярность Р. продолжалась так долго, шта еще Альфред Мюссе называл "Клариссу" "лучшим романом на свете". Р. может быть назван не только основателем современного романа в Англии, но и предшественником всей сантиментальной школы в Европе. В виду растянутости его романов сделаны сокращенные издания "Клариссы" (1868) Далласом, "Грандиссона" - проф. Сенсбюри (1895) Собр. соч. Р. издано в Лондоне в 1783 и 1811 гг. На русский язык переведены: "Английские письма, или история Кавалера Грандиссона" (СПб., 1793-1794), "Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов" (СПб., 1791-1792), "Индейцы" (М., 1806), "Памела, или награжденная добродетель" (СДб., 1787; другой перевод 1796), "Кларисса или история юной барышни" ("Библиотека для Чтения", 1848, ч. 87-89). Ср. Barbauld, "Correspondence of Samuel. R." (Лонд., 1804); E. Smidt, "R., Rousseau und Goethe" (Иена, 1875); Gasmeyer, "R. Pamela; ihre Quellen und ihr Einfluss auf die engl. Litteratur" (Лпц., 1891); Дружинин, "Полное Собр. Соч.". (c) З. Венгерова.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОРЕАГИРОВАТЬ
ШАРОМЫЖНИЧАТЬ
ПОДОГНУТЬСЯ
НАКОСТЫЛЯТЬ
МЛАДОСТЬ
РАЗВИНЧЕННЫЙ
ГРИБ
ОБСТРУГИВАТЬ
СКВЕРНОСЛОВИТЬ

РИЧАРДСОН

НАТАСОВАТЬ
НАЛАКИРОВАННЫЙ
СЖЕВАТЬ
СОСТОЯНИЕ
ПРАВЕДНЫЙ
ВОЗДАВАТЬ
ХИДЖА
ХАМЬЁ
РЕКИ


РИЧАРДС назад содержание далее РИЧЕРКАР
Хостинг от uCoz