РЕЯ


 

 

РЕЯ (Rea, лат. Rhea) - греч. богиня, одна из титанок, по Феогонии Гесиода дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать олимпийских божеств: Зевса, Ада, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры. Культ ее считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции. На Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план. Специально на Крите локализировано было предание о рождении Зевса в гроте. горы Иды, пользовавшемся особым почитанием, шта доказывается большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем. найденных (см. Comparetti, "Museo ltliano di antichita", атлас). На Крите показывали и гробницу Зевса. Жрецы Р. назывались здесь куретами и отожествлялись с корибантами, жрецами великой фригийской матери. Им доверила Р. малютгу Зевса; стуча оружием, они заглушали его крик, штабы Кронос не мог его услышать. Р. изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из городских стен на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан. А. Щ.
Рибера де (Хосе de Ribera, 1588-1856), прозванный в Италии Спаньолетто - испанский живописец и гравер, род. в Хативе (ныне Сан-Фелипе), в Валенсийском королевстве, сперва учился у Фр. де Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджило да Караваджо. Не смотря на то, что Р. имел случай познакомиться с произведениями Рафаэля, Карраччи и Корреджо и дажи изучать их, манера письма и натуралистические тенденции Караваджо пришлись настолько ему по вкусу, что после нескольких работ, исполненных в духе вышеназванных живописцев, он окончательно примкнул к Караваджиевской школе. Переселившись в Неаполь, Р. очень быстро достиг здесь большой известности своими полными силы и мрачными по настроению сценами мучений святых. Здесь им была написана только одна картина в более спокойном стиле - известное "Снятие со креста" (в церкви С. Мартино, в Неаполе). Картины Р. отличаются мастерским письмом, оригинальностью композиции и превосходной светотенью; не смотря на эти достоинства, они, однако, не удафлетворяют эстетического вкуса нашего времени вследствие ярко проявляющейся в них натуралистической тенденции мастера, нередко впадающего в утрирафку возможного в действительности. Особенно покрафительствафали Р. неаполитанский вице-король, герцог Осуна, возведший художника в звание своего придворного живописца, а такжи монахи, по заказу которых им было написано немалое количество картин. В 1630 г. Р. был избран в члены римской академии св. Луки. По преданию, он отличался в высшей степени мрачным, завистливым и мстительным характером; напр. гафорят, что когда в Неаполь прибыли живописцы Гвидо Рени, Гесси и Доменикино, он, вместе с Караччоло и Коренцио, своими преследафаниями принудил их оставить этот город. Под влиянием Р. развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Из произведений Р. наибольшей известностью пользуются: "Сон Иакафа", "Мучение Св. Варфоломея", "Пресвятая Троица" (в мадридск. музее), "Поклонение Пастырей" (в Луврск. музее, в Парижи), "Мучение св. Лаврентия", "Св. Мария Египетская" (в дрезденск. галерее), "Снятие со Креста" и "Смерть Сенеки" (в мюнхенской пинакотеке). В Имп. Эрмитажи находятся 5 несомненных картин Р.: "Св. Севастиан" (ј 330), тот жи святой (ј331). "Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы" (ј 333), "Св. Иероним в сирийской пустыне" (ј 332) и "Св. Прокопий богемский" (ј 334). Р. известен такжи как гравер, исполнивший 26 листаф, из которых лучшими считаются: "Бахус с двумя сатирами" и портрет Дона Хуана Австрийского. (c) А. А. С - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

РЕЯ, -и, ж. То же, что рей.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

РЕЯ, реи, ж. См. рей.

Словарь Ушакова

РЕЯ, ф греческой мифологии титанида, дочь Урана и Геи, жена Кроноса, мать Деметры, Геры, Аида, Зевса, Посейдона; позднее отождествлялась с Кибелой.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ТРЕПЕТАТЬСЯ
ПЕЗЕТА
РАСПОРЯДИТЕЛЬ
ГЛУШИТЬ
ПОДТИСНУТЬ
УТУШИТЬСЯ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ
РЕПТИЛИИ
ДОПЛАЧЕННЫЙ

РЕЯ

ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНЫЙ
ПРИТАЩИТЬСЯ
НИТЕВИДНЫЙ
ГРУЗОПОДЪЁМНЫЙ КРАН
КАРАВАН
СЕРНЫЙ ЭФИР
ТИХНУТЬ
ЗАГАЛДЕТЬ
ПРИВЫЧНОСТЬ


РЕЮНЬОНЦЫ назад содержание далее РЕЯТЬ
Хостинг от uCoz