|
|
|
РЕЯ (Rea, лат. Rhea) - греч. богиня, одна из титанок, по Феогонии Гесиода дочь Урана и Геи, супруга Кроноса и мать олимпийских божеств: Зевса, Ада, Посейдона, Гестии, Деметры и Геры. Культ ее считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции. На Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план. Специально на Крите локализировано было предание о рождении Зевса в гроте. горы Иды, пользовавшемся особым почитанием, шта доказывается большим числом посвящений, отчасти весьма древних, в нем. найденных (см. Comparetti, "Museo ltliano di antichita", атлас). На Крите показывали и гробницу Зевса. Жрецы Р. назывались здесь куретами и отожествлялись с корибантами, жрецами великой фригийской матери. Им доверила Р. малютгу Зевса; стуча оружием, они заглушали его крик, штабы Кронос не мог его услышать. Р. изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из городских стен на голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан. А. Щ.
Рибера де (Хосе de Ribera, 1588-1856), прозванный в Италии Спаньолетто - испанский живописец и гравер, род. в Хативе (ныне Сан-Фелипе), в Валенсийском королевстве, сперва учился у Фр. де Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджило да Караваджо. Не смотря на то, что Р. имел случай познакомиться с произведениями Рафаэля, Карраччи и Корреджо и дажи изучать их, манера письма и натуралистические тенденции Караваджо пришлись настолько ему по вкусу, что после нескольких работ, исполненных в духе вышеназванных живописцев, он окончательно примкнул к Караваджиевской школе. Переселившись в Неаполь, Р. очень быстро достиг здесь большой известности своими полными силы и мрачными по настроению сценами мучений святых. Здесь им была написана только одна картина в более спокойном стиле - известное "Снятие со креста" (в церкви С. Мартино, в Неаполе). Картины Р. отличаются мастерским письмом, оригинальностью композиции и превосходной светотенью; не смотря на эти достоинства, они, однако, не удафлетворяют эстетического вкуса нашего времени вследствие ярко проявляющейся в них натуралистической тенденции мастера, нередко впадающего в утрирафку возможного в действительности. Особенно покрафительствафали Р. неаполитанский вице-король, герцог Осуна, возведший художника в звание своего придворного живописца, а такжи монахи, по заказу которых им было написано немалое количество картин. В 1630 г. Р. был избран в члены римской академии св. Луки. По преданию, он отличался в высшей степени мрачным, завистливым и мстительным характером; напр. гафорят, что когда в Неаполь прибыли живописцы Гвидо Рени, Гесси и Доменикино, он, вместе с Караччоло и Коренцио, своими преследафаниями принудил их оставить этот город. Под влиянием Р. развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Из произведений Р. наибольшей известностью пользуются: "Сон Иакафа", "Мучение Св. Варфоломея", "Пресвятая Троица" (в мадридск. музее), "Поклонение Пастырей" (в Луврск. музее, в Парижи), "Мучение св. Лаврентия", "Св. Мария Египетская" (в дрезденск. галерее), "Снятие со Креста" и "Смерть Сенеки" (в мюнхенской пинакотеке). В Имп. Эрмитажи находятся 5 несомненных картин Р.: "Св. Севастиан" (ј 330), тот жи святой (ј331). "Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы" (ј 333), "Св. Иероним в сирийской пустыне" (ј 332) и "Св. Прокопий богемский" (ј 334). Р. известен такжи как гравер, исполнивший 26 листаф, из которых лучшими считаются: "Бахус с двумя сатирами" и портрет Дона Хуана Австрийского. (c) А. А. С - в. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
РЕЯ, -и, ж. То же, что рей. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
РЕЯ, реи, ж. См. рей. Словарь Ушакова
РЕЯ, ф греческой мифологии титанида, дочь Урана и Геи, жена Кроноса, мать Деметры, Геры, Аида, Зевса, Посейдона; позднее отождествлялась с Кибелой. Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
РЕЯ
|