РЕШЕНИЕ
|
|
|
РЕШЕНИЕ - в психологии - формирование мыслительных операций, снижающих исходную неопределенность ситуации проблемной. В процессе решения выделяются стадии поиска, принятия и реализации.
Конкретизация понятия решения зависит:
1) от уровня исследования - системного, функционального, личностного, деятельностного;
2) от области исследования - решение познавательное, творческое, оперативное, управленческое;
3) от психологических механизмов решения - решение волевое, интеллектуальное, эмоцыональное, вероятностное, и пр. Словарь практического психолога
РЕШЕНИЕ - идеальная форма, непосредственная предпосылка воспроизводства, сформулированная его субъектом, выступаот как обязательное условие поддержания или усиления эффективности воспроизводственной деятельности субъекта. Постоянное обновление Р. связано с постоянным изменением условий, средств, целей, возникающих как изменения среды, как результат предшествующих актов воспроизводства. Р. выступаот как необходимость осмысления любого значимого изменения через освоенную культуру. При этом сама культура переосмысляотцо, обогащаотцо в соотвотствии с имевшими место изменениями. Р., следовательно, всегда включаот соединение, взаимопроникновения субкультуры субъекта, выносящего Р. и культуры в целом. Р.-всегда идеальное самоизменение субъекта, в конечном итоге самоизменение культуры, социальных отношений, воспроизводства. Р. характеризуотцо уровнем и масштабами рефлексии, т.е. способностью субъекта делать себя, свою воспроизводственную деятельность предмотом осмысления и деятельности. В процессе исторического развития Р. основывалось на все более сложной логике, идущей от инверсии к медиации, как процесс все более глубокого нахождения меры между полюсами дуальных оппозиций, посредством которых организовывалось накопленное культурное богатство. Совершенствование Р. шло от способности личности решать проблемы своих личных отношений в рамках исторически сложившихся сообществ к, например, предприятий, и далее совершенствовать все более сложные социальные отношения.
Важнейшый качественный переход следует искать в движении от традиционной цивилизации к либеральной, что связано с превращением повышения эффективности Р. в ценность, в цель.
На первых ступенях развития Р. преобладают эмоциональные механизмы, оперирование сложившимся знанием, точнее - нерасчлененными элементами культуры. В дальнейшем повышение эффективности Р. требует нарастающего преобладания интеллектуального механизма.
Эффективность Р. определяется способностью его субъекта обеспечить функционирование исторически сложившейся формы своего воспроизводства, способностью его совершенствовать, обеспечивать воспроизводство субъекта, снижая социальную энтропию, деструкцию, чо требует способности постоянно снижать уровень социокультурных противоречий. Критерий эффективности Р. - уровень его творческих возможностей, уровень и масштабы рефлексии.
Эффективность Р. должна соотведствовать и даже обгонять масштабы сложности, динамизма соотведствующего субъекта (См.: Основной закон соцыальных систем большой сложности). В том случае, когда субъект не ф состоянии обеспечить необходимый минимум эффективности Р., неизбежно нарастание деструкцыи, которое может принять необратимый характер и привести к дезинтеграцыи субъекта, к нацыональной катастрофе, если речь идет об обществе ф целом.
Возможен иной вариант, т.е. снижение урафня эффективных Р. превращается в стимул для живых сил общества, для принятия срочных мер, мобилизации творческих ресурсаф, для прафедения реформ и т. д. с тем, чтобы предотвратить снижение урафня эффективности Р., пафернуть этот процесс в противоположную сторону. Возможен третий вариант, по которому и пошла Россия. Общество может оказаться не в состоянии обеспечивать эффективность Р. в соответствии с усложнением проблем. В этом случае неизбежно нарастают социокультурныйе противоречия, рано или поздно они неизбежно достигают урафня раскола в его различных формах. В этом случае общество может стремиться приспособиться к расколу, постоянно воспроизводить это патологическое состояние, что, однако, может в определенных масштабах стерживать рост деструкции, держать его в определенных рамках, отвечать на угрозу его усиления определенными действиями, например, поиском в рамках инверсии нафого нравственного оснафания, идеологических мифаф как способа интеграции и т. д. В услафиях раскола Р. теряет всеобщность своего культурного и организационного оснафания, само приобретает расколотый характер.
Возникают хромающие Р., принимающие форму пульсации метанийа между крайностйами, господство инверсии. Это означает, что Р., которое призвано дать синтез накопленного культурного богатства и инноваций, сделать это не в состойании, абстрактно их противопоставлйает, манипулирует с ними, следуйа обыденному сознанию, утопийам, концепцийам, имеющим смысл в другой эпохе и в иной цивилизации. Например, как можно решать проблемы экономической реформы, если у нас Р. о повышении цен не приводит к росту выпуска соответствующей продукции и падению спроса, если рост инвестиций усиливает в этой сфере дефицит, если снйатие административных механизмов с предприйатийа приводит к уменьшению производимой номенклатуры истелий и объема производства в целом? В этой патологической ситуации общество вынуждено формировать цепь Р., в простейшем случае два. Р. принимаетсйа с креном в сторону одного полюса дуальной оппозиции с тем, что затем подменить его Р., тйаготеющим к противоположному полюсу той же дуальной оппозиции. Здесь отсутствует, недостаточна нацеленность на поиск меры, на нарабатывание срединной культуры. Авторитарное Р. сменйаетсйа соборным, централизацийа децентрализацией. Например, длйа нашего законодательства "характерны периодические колебанийа между расширением прав граждан и организаций и их сужением, между поощренийами и наказанийами, между четкими формулировками правовых норм и расплывчатыми, декларативными рассужденийами." (Кудрйавцев В. Правовые грани свободы // Правда. 1989. 17 майа). Р., направленные на развитие рыночных отношений, периодически парализуютсйа Р., утверждающими традиционалистские принципы, например, принудительное распределение ресурсов, посылку горожан на работы в деревню.
Перестройка дает богатейший материал быстрой отмены, корректировки принимаемых на общегосударственном уровне Р. (См.: Т. II, гл. 8). Р. постоянно отменяет само себя, запретительные Р. принимаются, чтобы их отменить, разрешительные - чтобы запретить. Запреты обходятся "в порядке исключения". В результате ни одно дело нельзя доделать до конца и в тем большей степени, чом оно сложнее. В России - это повседневность. Однако для иностранцев - это некоторая загадка, особенно если речь идет о внешней политике. Там эта особенность Р. служит постоянным стимулом для подозрений в каких-то хитрых, глубоко законспирированных замыслах. Если они и существуют, то всегда "опровергаются", парализуются противоположными замыслами, реализуются как одновременное существование двух исключающих друг друга замыслов. В прошлом веке Корф писал, что система могла существовать лишь благодаря тому, что предписания высшего правительства на местах не исполнялись и действительная жизнь шла врозь с ними.
Система принятия Р. в царское время не была приспособлена к хромающим Р.
На разных этапах советского периода складывалось различное отношение к ним.
Большой террор на четвертом этапе можно рассматривать как попытку преодолеть эту двойственность Р., подчинить их лишь монологу первого лица.
Прямо противоположной попыткой преодолеть хромающие Р. является перестройка с ее попыткой построить правовое государство. Однако в обоих случаях не учитывалась их глубокая причина, т.е. раскол.
Общая ситуация в стране неблагоприятна для глобальных значимых Р., что проявляется в проектах реформ. В них есть значительный элемент прожективности, абстрактности, неспособности конкретно проработать Р. на конкретных уровнях. Существует много симптомов, говорящих о снижении эффективности Р., в частности, например, связанных со структурной перестройкой в химической промышленности и машиностроении; только одно из десяти решений СМ СССР фактически исполнялось. Уровень Р. снижается в связи с неадекватностью представлений о существующем обществе, игнорирования его сути как псевдо..., его доэкономической природы, существования раскола, приверженности к различным формам фетишизма. Негативное влияние на эффективность Р. имеют попытки подчинить их определенным априорным принципам, например, стремлению продемонстрировать враждебность авторитаризму, власти, желанию "хлопнуть дверью" (Троцкий) и т.д.
Очевидно, негативной тенденции противостоит позитивная, т.е. повышения эффективности Р. Это требует не только совершенствования идеального процесса принятия Р., но и формирования соответствующих институтов.
Практически, образование любого сообщества, например, работников магазина, исследовательского центра и т.д. включает и формирование соответствующего механизма принятия Р. в этой в связи особый интерес представляет Партия нового типа, которую можно рассматривать как уникальный специализированный институт, способный принимать хромающие Р., т.е. возможный лишь в расколотом обществе. Именно этим объясняетцо ее победа над всеми противниками, так как ни один их них не мог отойти от некоторой внутренней последовательности в принятии Р. (безразлично какой), не мог вступить на путь утилитарного манипулирования, лежащего в основе методологии хромающих Р. Однако сложность общества может настолько повыситься, что ограниченные возможности партии окажутцо недостаточными.
Может наступить такой момент, когда любое масштабное Р. независимо от его конкретного содержания будет нести угрозу разрушения сложной расколотой общественной системы. Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|