РЕЧИТАТИВ |
|
|
|
РЕЧИТАТИВ - вокальная музыкальная форма, не подчиненная симметрическому ритму, род певучего разговора. Есть фразы, которые, по избытку чувства, требуют именно P.: более развитая музыкальная форма была бы здесь неестественна (напр. "О горе", "О радость", "О Господи"). Р. есть речь, доведенная до высшей степени выразительности, благодаря точному, апределенному музыкальному ритму, а также точному обозначению подъема и падения голоса. По мере того как текст Р. становится более лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в музыкальном отношении, Р. бывает троякого рода: 1) сухой (secco), 2) размеренный (a tempo), 3) певучий (ариозное пение). Во всех трех родах правильная, осмысленная декламация имеет большое значение. Сухой Р. имеет размер в четыре четверти. Аккомпанемент состоит из отрывистых аккордов без фигур и не выражает настроения; а только служит для указания певцу тональности и для подчеркивания знаков препинания. Аккорды берутся преимущественно там, где в Р. есть перерыв. Иногда в промежутке между двумя фразами, имеющими перерыв, вставляется короткий ритурнель с фигурою, выражающий настроение. Такой Р. имеет очень мало мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один звук. Форма такого Р. неапределенная и находится в полной зависимости от текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп. Чередование тональностей произвольное, но все же не следует делать слишком частых и резких модуляций в отдаленные тональности. Перемена тональности соотведствует перемене мысли в тексте. Если в такте Р. нет аккордов, то капельмейстер не выбивает четыре четверти, а дает только один взмах. Вокальная партия такого Р. пишется для голоса центрально, т. е. в среднем регистре, выходя из него (вверх или вниз) лишь в моменты сильного драматического настроения. Р. размеренный (a tempo) бывает в различном счете - 4/4, 3/4 и пр. Во время пения Р., не особенно богатого мелодией, аккомпанемент идет сплошь, в виде аккордов, выдерживаемых или исполняемых тремоло. Проведенного мотива, т. е. рисунка, в таком аккомпанементе нет. Форма неапределенная, чередование тональностей произвольное. На каждый слог приходится одна нота. Исполняется такой Р. в темп и дирижируется сплошь. Певучий Р. (ариозное пение) - наиболее развитая форма Р. Вокальная партия отличается здесь мелодическим содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более звука. Как и предыдущий, этот Р. не стеснен модуляционным планом. Форма свободная. Р. может оканчиваться в другой тональности и не подчиняется требованиям округленной формы. Музыкальное содержание аккомпанемента, в сравнении с предыдущими Р., богаче как в гармоническом. так и в ритмическом отношении; в нем проводится фигура (мотив). Цель аккомпанемента - выражение настроения. Пение, имеющее округленность и большую законченность, но лишенное коленного склада, называется ариозо. Для ариозного пения требуется текст с лирическим содержанием. В вокальной музыке часто пользуются смешением трех промежуточных родов Р., переходя от одного к другому. Для всех Р. может служить текстом проза, но лучше пользоваться белыми стихами. Н. С. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаРЕЧИТАТИВ, -а, л*, (спец.). Напевная речь в вокально-музыкальном произведении. Читать речитативом (нараспев). II прил. речитативный, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговРЕЧИТАТИВ, речитатива, м. (ит. recitativo) (муз.). Напевая (или, иногда, лишенная напевности) речь, входящая составной частью в вокально-музыкальное произведение. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ТУННЕЛЬНЫЙОРКЕСТРСТРАТОСФЕРНЫЙУЕЗЖИВАТЬЭКСКУРСИОННЫЙНЕВОЗГОРАЕМОСТЬПОДВЕВАТЬНЕЛЮДИОРНАМЕНТОВАТЬСЯРЕЧИТАТИВТАЙМУНМИТРОФАНЖЕНЬШЕНЬАТАВАЛОРНЕТУРЕТРАСУПЕСЬПЛЁНОЧНЫЙОРИЕНТАЦИЯ ЦЕННОСТНАЯ |